Литературное чтение Е. Шварц Сказка о потерянном времени (3 класс)


Ход урока
1. Организационный момент
* Игра на создание коллаборативной среды - «МОЯ МИНУТА»
Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.
* Игра «УЛЫБКА».
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди)
- Какое настроение у вас сейчас?
- Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?
11. Этап вызова (побуждение)
Работа в группах
Посмотрите на парте конверт. Здесь перепутались пословицы. Попробуйте их собрать:
Делу время – потехе час.
Берегись бед, пока их нет.
Всему своё время.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Самооценка
Учитель: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
В этом мы с вами убедимся, прочитав сказку. А какую? Мы узнаем, когда разгадаем шараду:
Вставьте согласные буквы и прочитайте название произведения:
Работа в группе
АА О ОЕЯО ЕЕИ ( ответы детей)
Самооценка
III. Работа с текстом во время чтения.
– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой намек и на что автор намекает, нам предстоит разобраться.
Просмотр мультфильма
1. Аналитическая работа по тексту.
1. Давайте представим, что мы увидели на улице Старика, который идет и рассуждает вслух:
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться».
– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?
Слайд с изображением Пети Зубова.
– Найдите в тексте слова, которые объясняют, почему Петя Зубов стал стариком.
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да, потому что это происходит часто).
– Мы знаем, что у автора каждое слово носит какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть два слова, через которые автор не только выражает свое отношение к герою, но и дает ему характеристику.
(Ребята называют слова: «шлепнул» и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята читают абзац со словом «положил», убеждаются, что текст не получился).
– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому что Петя неаккуратный мальчик.)
– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко», пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое, может даже рваное)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко маленькое)
– Какой вывод можно сделать из прочитанной части?
Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может
2. В сказке говорится о таких же детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают его к вам? (Бежит сразу к маме)
– А случайно ли автор написал так, что мама не узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (зачитать абзац: «Идет он и думает…»)
– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда говорил: «Успею!» Не ценил время.)
3. Слайд с изображением комнаты, где вокруг стола сидят маленькие волшебники.
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но почему-то прописывает очень точно одну деталь – счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время. Счеты – это время.) Найдите подтверждение в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?
– Почему волшебники были уверены, что дети не станут снова детьми? (Ребята не ценят время, лентяи).
– Найдите абзац, который начинается словами: «Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?
4. Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким признакам он нашел остальных детей? Дети зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не торопится, ничем не занята.)
Слайд с изображением Маруси Поспеловой.
5. Давайте и мы найдем других детей.
(Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)
– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе. Она – прогульщица, поэтому и спряталась за дровяной сарай).
Слайд с изображением Наденьки Соколовой.
6. Найдем второго мальчика.
(Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите, смотрите…»)
– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не увидели, а во-вторых, он же Зайцев)
Слайд с изображением Васи Зайцева.
7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами героев. Какой вопрос можно задать, смотря на эти иллюстрации? (Случайно ли автор дал ребятам такие фамилии?)
Петя Зубов
Маруся Поспелова
Наденька Соколова
Вася Зайцев
. Почему возвращение в домик автор сделал таким трудным? (Чтобы дети научились ценить время). Прочитайте слова, подтверждающие это. (зачитать абзац, который начинается со слов: «… Ах, время, время!»
Физминутка.
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так, смотри скорей, который час.(наклоны головы к плечам)
Тик-так, тик-так, налево- раз, направо - два.
Тик-так, тик-так, мы тоже можем так.(наклоны туловища)
IV. Работа с текстом после чтения.
1.Работа в парах.
- Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться
Взаимопроверка
2. Работа в группах.
Перед вами - план «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Все пункты плана перепутались. Восстанови порядок, вспомнив содержание сказки. Успехов!
…..В лесном домике.
….Мальчик Петя Зубов.
…..Опасение волшебников.
…..«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»
…..Превращение мальчика в старика.
…..Обратное превращение.
…..Где же они – дети старики?
…..Превращённые отыскались.
V. Рефлексия.- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»Правила игры:1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ _ _ + _ _ + _ + +Верите ли вы, что…1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.8. Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.самооценка
V1. Итог урока
* Карточка обратной связи

V11. Домашнее задание
- дочитать сказку, подготовиться к конференции – подготовить вопросы главным героям сказки – детям и волшебникам  – и автору сказки.