Технологическая карта урока русского языка в 5классе «Правописание букв И-Ы после Ц» (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой)
Технологическая карта урока русского языка в 5классе «Правописание букв И-Ы после Ц» (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Инструментарий учителя Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
методы и приёмы дидактический материал 1.Организационный момент
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой на работу Запись в тетради.
Готовятся к работе Устное сообщение учителя Личные: смыслообразованиеОбучающиеся настроены на работу
2.Актуализация знаний.
Повторение изученного.
Даёт задание на повторение пройденного материала:
словарный диктант «Проверь себя»,
«Словарный аукцион» (тот, кто назовёт больше слов, получает приз)
Записывают слова по картинкам, которые появляются на экране, выделяют орфограмму
Называют слова, в корне которого после шипящих пишется буква ОУстное сообщение учителя.
Самопроверка
Игра (элемент соревнования) Презентация, слайды с рисунками
Таблица «О-Ё после шипящих в корне слова», слайд презентации Познавательные: структурирование знаний, анализ
Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Выявлены типичные ошибки в усвоении материала
3.Мотивация и стимулирование к деятельности.
Создание проблемной ситуации: почему звук [ц ]иногда называют одиноким? Формулирование ответа на проблемный вопрос: почему звук [ц]иногда называют одиноким?
«Почему мы слышим звук [ ы] во всех словах, хотя пишутся они то с Ы, то с И?» Проблемная ситуация Слайд презентации Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений;Проблема обозначена, сформулирована.
4.Открытие новых знаний.
Объяснение нового правила по правописанию Ы-И после Ц.
Слушают объяснение учителя, соотносят объяснение со схемой на слайде, хором проговаривают фразу, содержащую исключения.
Читают правило в учебнике Мнемонический приём (хоровое проговаривание)
Работа с учебником Схема «Буквы Ы-И после Ц» на слайде. Познавательные: смысловое чтение Выделены случаи написания Ы-И после Ц в русском языке.
5.Применение новых знаний в учебной деятельности.
Формулирование задания: по лексическому значению узнайте слово, запишите его, пояснив написание, графически обозначьте изученную орфограмму.
Формулирование задания: выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и произведите проверку. Записывают слова по его лексическому значению, графически обозначают изученную орфограмму, объясняют написание.
Выписывают слова с пропущенными буквами, выделяют орфограмму, производят взаимопроверку. Игра «Угадай словечко»
Учебный диалог
Взаимопроверка Слайд презентации Познавательные: структурирование знаний Записаны слова и прокомментировано их написание.
6.Включение новых знаний в систему знаний. Работа с текстом
Задаёт вопросы по тексту (текст демонстрируется по структурным частям).
Найдите слова с изучаемой орфограммой. Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?Какая это часть текста? Поясните значение слова «цилиндр». Поменялось ли настроение текста? С помощью каких слов передаются чувства и эмоции автора? Попробуйте догадаться, как закончится последнее предложение и весь текст.
Как вы думаете, сколько лет автору данного текста?
Небольшой рассказ о знаменитом клоуне Ю.Никулине.
Какой из заголовков отражает главную мысль текста? Почему есть различие в заголовках?
Перескажите текст. Отвечают на вопросы по тексту.
Находят слова с изучаемой орфограммой.
Выдвигают различные гипотезы продолжения текста.
Поясняют значение слова.
Выдвигают гипотезы окончания предложения и текста.
Знакомятся с некоторыми сведениями из жизни знаменитого артиста Ю.Никулина.
Формулируют главную мысль текста, отражённую в заголовке.
Пересказывают текст. Поэтапное чтение (вступление –основная часть – заключение)
Эвристическая беседа Слайды презентации Познавательные: прогнозирование, смысловое чтение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Текст проанализирован, проверены выдвинутые на этапе анализа гипотезы.
Найдены слова на изучаемую орфограмму.
Сформулирована главная мысль текста.
Создано собственное речевое высказывание.
7. Рефлексия
8.Выставление оценок.
Закончите формулировку правила («Неоконченное предложение»).
Комментирует работу обучающихся на уроке. Составляют продолжение предложения Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные:
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Сформулировано изученное правило.
9. Домашнее задание.
Комментирует дифференцированное домашнее задание:
Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания (карточка); изложение по тексту Ю.Никулина; мини-сочинение «Никогда не забуду этот день». Записывают домашнее задание. Дифференциация заданий