Открытый урок по русской литературе на тему Проблема нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
Управления образования города Астаны
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Р.Х.Байгабулова
Kараша – 2015– ноябрь
Тема: Проблема нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цель: выявление нравственных основ образа Петра Гринева и их роли в судьбе героя; формирование навыка художественного пересказа эпизода, лексической работы, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления значения слов нравственность, честь, смысла пословицы.
Методы: групповая работа, проблемный вопрос, фронтальная беседа, индивидуальная работа, индукция, сравнение, анализ, обобщение.
Ход урока.
Организационный момент
Сл.1
2. Целеполагание
Сл. 2. Прежде чем мы начнем свою работу, я хочу обратить ваше внимание на слайд.
(На слайде картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье»)
Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова - великого русского живописца .Одним из лучших его полотен является картина «Витязь на распутье»,которая была написана под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники».
Какой эпизод былины иллюстрирует эта репродукция? (Выбор дальнейшего пути)
Что было написано на камне?
(Направо пойдешь - коня потеряешь, себя спасешь;
Налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь;
Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь.)
Как вы думаете, от чего зависит выбор пути богатыря?
А часто ли вам предстоит выбирать как себя вести в той или иной ситуации? И от чего зависит наше поведение?
Что такое нравственность? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Запишите их в свои рабочие тетради через запятую.
Озвучивание ассоциаций.
Давайте попробуем дать толкование этому слову. Поработайте в парах.
Озвучивание.
Сравним ваши представления со значением из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.
Сл. 3 Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Совпали наши определения?
Проблема нравственного выбора всегда волновала человека. И, конечно же, это нашло отражение в литературе.
Сл. 4 Сегодня на уроке мы с вами поговорим о проблемах нравственного выбора в русской литературе на примере романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на этом уроке?
(Перед кем встает проблема нравственного выбора?
Что влияет на выбор?
Какой выбор считать нравственным? и др.)
3. Работа над темой урока.
Назовите эпизоды, связанные с нравственным выбором героев?
Чаще всего проблема нравственного выбора стоит перед главным героем, Петром Гриневым, поэтому большую часть урока мы с вами о нем и будем говорить.
Сл. 5.Давайте обратимся к названным вами эпизодам и попробуем понять, почему герои ведут себя так, а не иначе.
Работа по группам.
Гл.1. «Сержант гвардии».
Игра с Зуриным в бильярде.
- Как ведет себя Петр Гринев после отъезда из дома?
-Сожалеет ли он о своем поступке? О чем это говорит?
(«я горячился, ...вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю День я кончил также беспутно, как и начал»
«с неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска»)
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.(ЧЕСТНОСТЬ)
Гл. 2 «Вожатый»
Заячий тулуп.
- Почему Петр Гринев опять поступает наперекор Савельичу и требует отдать мужику заячий тулуп? («Мне было досадно, что не мог я отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения»)
- Как это его характеризует?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.(БЛАГОРОДСТВО)
Гл. 4 «Поединок»
Дуэль со Швабриным Алексеем Ивановичем.
- Как проявляет себя Петруша в ссоре со Швабриным?
- Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
(он должен был защитить честь своей любимой)
- Как ведут себя оба противника во время поединка?
(Швабрин бесчестно ранит Гринева, когда тот отвлекся)
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.(ПРОЩЕНИЕ)
Гл. 8 «Незваный гость»
Беседа с Пугачёвым.
- Как ведет себя Гринев с захватившим крепость Пугачевым?
(смело, мужественно, храбро, достойно, как верный солдат, офицер)
- Каков его ответ на предложение Пугачева не служить против него?
(« Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится»)
Почему Петр Гринев отказывается служить Пугачеву? («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)
А есть ли представление о чести у Пугачева? Если да, то в каких эпизодах мы это видим?
(несколько раз милует Петра Гринева; Долг платежом красен; Освобождает Марью Миронову от Швабрина)
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.(БЕСТРАШИЕ,ПРЯМОТА.ХРАБРОСТЬ, ОТВАГА))
Гл. 11 «Мятежная слобода»
Освобождение М.Мироновой
- Узнав о тяжелом положении Маши Мироновой, Петр Гринев вновь оказывается перед сложным выбором. Каким?
(Гринев- солдат не должен ослушаться генерала, а Гринев- человек не может оставить в беде сироту М.Миронову. Верх одержал Гринев-Человек)
- Какое решение принимает оренбургский генерал, решая вопрос о Белогорской крепости на военном совете? (Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять на себя такую ответственность)
- Почему М.Миронова оказывается в такой непростой ситуации?
(Не хочет выходить замуж за Швабрина. Это тоже ее нравственный выбор. Остаться верной себе, своему любимому, своим родителям)
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.(ВЕРНОСТЬ. СИЛА ДУХА)
- Как вы думаете, почему Маша Миронова, Петр Гринев поступают так, а не иначе? Что оказывает влияние на их выбор, на их решение? (воспитание, семья)
Давайте обратимся к сцене благословения сына на службу. Найдите, пожалуйста, в 1 главе эту сцену. Прочтем её.
О чем говорит отец сыну?
Сл. 6
Как вы считаете, исполняет ли Петр наказ отца?
Пословица «Береги честь смолоду» вынесена автором в качестве эпиграфа ко всему тексту романа. Почему?
Сл.7
Как вы думаете, понятие чести,- качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите свою точку зрения.
Выбор человека зависит от чести?
Честь, совесть, нравственность актуальные понятия в современном мире?
Скажите, ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы?
4. Подведение итогов
Сл.8 Написание синквейна
Комментирование оценок
Домашнее задание СТР. 238 В. 2
Как вы думаете, почему роман изучается в 8 классе?
Восьмиклассник-подросток тоже стоит перед выбором, потому что взрослеет. Он должен быть готовым к взрослой жизни.
Перед каждым из нас часто создаются ситуации, в которых мы должны делать свой выбор. Поэтому я обращаюсь к вам со словами, делая свой выбор, помните: «ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ
Пусть прошло уже более 179 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Так, как это делал главный герой – Петр Гринев, твердо соблюдая данный отцом наказ «Береги честь смолоду», сформулированный мудрым народом.
Закончить наш урок мне хотелось бы довольно известной притчей.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Перед каждым из нас часто создаются ситуации, в которых мы должны делать свой выбор. Поэтому я обращаюсь к вам со словами, делая свой выбор, помните: «ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ
Гл.1. «Сержант гвардии».
Игра с Зуриным в бильярде.
- Как ведет себя Петр Гринев после отъезда из дома?
-Сожалеет ли он о своем поступке? О чем это говорит?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.
Гл. 2 «Вожатый»
Заячий тулуп.
- Почему Петр Гринев опять поступает наперекор Савельичу и требует отдать мужику заячий тулуп? - Как это его характеризует?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.
Гл. 4 «Поединок»
Дуэль со Швабриным Алексеем Ивановичем.
- Как проявляет себя Петруша в ссоре со Швабриным?
- Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
- Как ведут себя оба противника во время поединка?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.
Гл. 8 «Незваный гость»
Беседа с Пугачёвым.
- Как ведет себя Гринев с захватившим крепость Пугачевым?
- Каков его ответ на предложение Пугачева не служить против него?
- Почему Петр Гринев отказывается служить Пугачеву?
А есть ли представление о чести у Пугачева? Если да, то в каких эпизодах мы это видим?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.
Гл. 11 «Мятежная слобода»
Освобождение М.Мироновой
- Узнав о тяжелом положении Маши Мироновой, Петр Гринев вновь оказывается перед сложным выбором. Каким?
- Какое решение принимает оренбургский генерал, решая вопрос о Белогорской крепости на военном совете? (Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять на себя такую ответственность)
- Почему М.Миронова оказывается в такой непростой ситуации?
- Выделить черты характера Петра Гринева после перенесенных испытаний.
Проблема нравственного выбора
в романе А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Открытый урок
по русской литературе
8 класс
яђЗаголовок 115