Урок по литературе Проблема выбора между любовью и честью в романе А.С.Пушкина «Евгения Онегин» и в поэме К .Хетагурова «Фатима»
План-конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока. Проблема выбора между любовью и честью в романе А.С.Пушкина «Евгения Онегин» и в поэме К .Хетагурова «Фатима» (через образы Татьяны Лариной и Фатимы).
Задачи урока:
1.Раскрыть роль выбора между любовью и честью при характеристике образов Татьяны Ларины и Фатимы.
2.Научить проводить параллель между художественными образами с учётом духовного начала в характере героя, авторской позиции и национальных особенностей.
3.Воспитать у учащихся стремление ценить общечеловеческие понятия, как честь, совесть, благородство.
«Да, «Невольник чести, но ведь чести!» ( Д. Шеваров)
Словарь.
Честь-это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность. Благородство души и чистая совесть.
Человек незапятнанной чести;
Уверяю вас честью;
Честь имею, клянусь честью;
Честь офицера; поступок, несовместимый с честью;
Знал бы ты честь.
Адат – от арабского «ада» мн. «адат» - обычаи, привычкиleft0.
Обет – даваемое Богу обещание
Вступительное слово учителя.
Происходящие в последнее время в нашей стране экономические, политические и социальные изменения привели к тому, что началось обесценивание таких понятий, как честь, совесть, благородство и т.д.
Вследствие этого может измениться само представление о добре и зле, отношение к окружающей среде, к человеческим ценностям.
И чтобы не затеряться во всех этих изменениях, надо подготовить свой внутренний мир к восприятию этих перемен.
Самый короткий и верный путь к этому - вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте.
А самый надежный путь подготовки своего внутреннего мира - чтение книг. Читайте книги, они «Духовное наследие одного поколения другому». В книгах « Вся мудрость жизни». Книги воспитывают человека. А если говорить конкретно о Пушкине, «читая его, можно превосходным образом воспитать в себе человека. Ни один из русских поэтов не может быть столько как Пушкин воспитателем юношества, образователем юного чувства…».
Веками осетины сталкивались с угрозой исчезновения, но обеспечивали свое выживание только благодаря самодисциплине, порядку, послушанию, умению воспитать в себе безупречные и социальные стандарты поведения.
Найдутся люди, которые скажут: «Выкинь из головы все эти традиционные ценности, они отжили свой век. Разве ты не видишь – наглые, хитрые, лжецы процветают, занимают высокие посты и богатеют».
Думайте, выбирайте, не спешите соглашаться с таким предложением.
Я не стремлюсь сделать из вас идеальных людей. Идеальным никто никогда не был и не будет. И обладать всеми лучшими человеческими качествами невозможно. Но я на уроках литературы даю вам возможность увидеть наилучшие образцы человеческого поведения. Рассчитываю на то, что в решающие моменты своей жизни, когда окажетесь перед выбором, вы сможете сделать правильный выбор и свободно двинетесь по сложным дорогам жизни. Потому что у вас указатели на пути - лучше образцы человеческого поведения, с которыми вы познакомились на уроках литературы. Они укажут вам правильный путь, помогут не попасть в беду, не испытать позора и бесчестия.
Я хочу, чтобы те образцы, которые у вас вызывают восторг и восхищение стали для вас ориентиром в жизни. А те человеческие качества, привлекающие вас в этих образах, воплотили в себе. Именно на уроках литературы есть возможность формировать свой духовный мир, свое духовное состояние. Они и будут диктовать всегда вам выбор, который всегда есть и будет характеризовать вас.
Правильно сделанный выбор часто, почти всегда, определяет не только нашу судьбу, но и судьбу близких нам людей.
В литературе много примеров о проблеме выбора. Вспомните рассказ Л. Н. Андреева « Предстояла кража». Перед каким выбором поставлен человек?
Ученик. Человек шел на кражу. Перед ним встает выбор спасти щенка, вернуться назад или идти вперед - на кражу. Выбор, хоть с трудом, был сделан. Он спасает щенка. Правильно сделанный выбор уберег человека от совершения кражи, а может и убийства.
Учитель. А перед каким выбором оказывается герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - Петр Гринев?
Ученик. Гринев оказывается перед выбором: признать Пугачева государем и остаться в живых или сохранить верность присяге и умереть при чести. Он выбирает второе. Искренность Гринева поразила самого Пугачева, и он отпускает его.
Учитель. Итак, примеров много, когда человек поставлен перед выбором. Сегодня мы будем говорить о том, какой выбор делают героини двух великих поэтов-А. С. Пушкина-родоначальника русской литературы и Коста Хетагурова- основоположника осетинской литературы ,Татьяна Ларина и Фатима
Выбор человек делает не в одночасье. Он идет к нему. Обусловлен он многими факторами: средой, природными задатками, воспитанием, национальными особенностями и. т. д.
Поговорим сначала о Татьяне Лариной. Её образ открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером .Начиная с 12-го века «В слове о полку Игореве» проходит образ русской женщины-героини ,с большим сердцем, пламенной душой .Ярославна- воплощение любви и верности .У самого Пушкина-Маша Миронова из «Капитанской дочери». А сколько женских образов создал Тургенев! Есть в литературе даже понятие «тургеневские девушки»(Наталья Ласунская из романа «Рудин» ,Елена Стахова из романа «Накануне» ,Наташа Ростова Толстого)
Ученица даёт сравнительную характеристику сёстрам Лариным: Уже с детства в Татьяне можно заметить черты, выделяющие ее среди других. Она не была похожа даже на сестру, с которой у нее общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний.
У Ольги:
Глаза, как небо голубые
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан.…
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…
Невинной прелести полна.
В глазах родителей, она
Цвела как ландыш потаённый.
А вот такую характеристику даёт Пушкин Татьяне:
Итак, она звалась Татьяной
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной,
Ни привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной.
Казалась девочкой чужой.
Из этой характеристики мы видим непохожесть сестер не только внешне, но и внутренне.
Татьяна своеобразна, таинственна, что даже в родной семье она, как чужая.
С детских лет она была мечтательной девочкой, жила особой внутренней жизнью, в ней не было кокетства, притворства.
Задумчивость её подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.…..
Дитя сама, в толпе детей.
Играть и прыгать не хотела.
И часто целый день одна.
Сидела, молча у окна, … Но куклы даже в эти годы, Татьяны в руки не брала
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
Татьяна мечтательная девушка, живущая в глуши, в деревне, вдали от света. Её душевный мир формируется под влиянием романов .Ей рано нравились романы
Они ей заменяли всё…
Татьяна читает французские романы и искренне сопереживает героям романов.
Воображаясь героиней.
Своих возлюбленных творцов.
Клариссой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов.
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит.
Свой тайный жар, свои мечты…
Татьяна близка к своим корням, к народу . Пушкин подчеркивает это даже через её имя . В те времена Татьянами называли исключительно простых девушек , но никак не дворянок. Татьяна живет жизнью естественной и находит духовную силу в народном творчестве, в страшных рассказах няни «зимою в темноте» ,Верит в народные преданья.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины.
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны…
Татьяна живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами , с холодной красотой зимы и пышными убранствами осени. Татьяна любит природу, чувствует её красоту.
Она любила на балконе,
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод
Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою.
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов.
И мглу крещенских вечеров
Учитель . Ольга - живая иллюстрация представлений родителей об идеальном, благонравном, послушном ребенке. Но зная Пушкина и зная, что он ценит в характере женщины (мы ведь уже знакомы с Машей Троекуровой, с Машей Мироновой) с трудом верится в искренность авторского восхищения, и поэт подтверждает наши сомнения.
Но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил.
Но надоел он мне безмерно.
А по определению Онегина
…В чертах Ольги жизни нет.
Учитель. Но такие девушки, как Ольга, в жизни встречаются чаще. Ольга открыта, ясна, понятна сразу, мечта родителей. Очень точно определил характеры сестер И. А. Гончаров: «…характер положительный – пушкинская Ольга, идеальный – его же Татьяна». В ней можно отметить такие качества, как задумчивость, серьёзность ,мечтательность. Все эти качества чаще всего присущи духовно богатым натурам.
Также отметили ее близость к народу к природе. И вот такая одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая натура влюбляется в блестящего молодого человека – Онегина, не похожего на окружающих ее людей. Пора пришла, она влюбилась.
Она убеждена в святость народных представлений о чести девушки, о правилах приличия, но настолько чиста и честна, что пишет искреннее признание в любви к Онегину, которое кончает такими словами
Стыдом и страхом замираю,…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю….
Но Онегин не ответил ей взаимностью, да еще отчитал ее, правда, с оговоркой, что если бы «жизнь домашним кругом ограничить захотел»…»невесты не искал другой»
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет
Позже – убийство Онегиным на дуэли по пустячному поводу Ленского, Ольга выходит замуж.
И вот одна, одна Татьяна!
Увы, подруга стольких лет,
Ее голубка молодая,
Ее наперсница родная,
Судьбою вдаль занесена,
С ней навсегда разлучена.
Татьяна же, уступив мольбам матери, дает согласие на замужество, тем самым исполняя свой христианский, дочерний, женский долг и прощается со всем, что ей было дорого близко.
Вставая с первыми лучами,
Теперь в поля она спешит
И изумленными очами
Их озирая, говорит:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа….»
О чем свидетельствует обращение Татьяны к природе?
Ученик. Это обращение еще раз доказывает, как она тесно связана с природой, что обращается к ней как к человеку.
Учитель .Сколько эпитетов она употребляет в своем обращении к природе! Назовите их.
Ученик .Милые долины, знакомые леса ,небесная краса ,весёлая природа ,с помощью эпитетов природа олицетворяется.
Учитель. Проходит время. Татьяна стала блестящей светской дамой. Онегин встречает ее в высшем свете. Она возбуждает мучительное чувство безнадежной любви у Онегина. Но искренне, как и в юности, признается Онегину в любви и отвергает его любовь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Что же мешает ей, пробудившей, наконец, ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье?
Ученик. Она не может нарушить слово, данное мужу перед богом, когда выходила замуж, не может поступиться моральными принципами.
Учитель. А может она боится осуждения света?
Она не боится осуждения света. Она и не думает об этом. Ее отказ – свидетельство ее духовного становления, взросления. Она теперь живет не только сердцем, но и душою и не может предать человека, который верит ей, любит ее.
Учитель. Внутренний мир, духовное состояние диктовали Татьяне выбор. Честь или любовь? Она выбрала честь. Ей дороже честь, и мужа и своя. Как характеризует ее этот выбор?
Ученик. Татьяна человек чести. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое можно сейчас построить только на несчастье близкого человека. Учитель .И мудрость народная гласит: « На чужом горе счастье не построишь.»И жизнь всегда это подтверждает. Учитель. В то время, когда жила Татьяна развод был не мыслим. А изменить мужу для Татьяны значило разменяться, опошлиться. К тому же таким поступком Татьяна опозорила бы и морально убила бы ни в чем не повинного и уважаемого ею мужа. Это было с ее точки зрения бесчестно и бесчеловечно.
Учитель. А теперь подумаем, не отражает ли выбор Татьяны авторскую позицию? Для этого обратимся к некоторым фактам из биографии Пушкина .За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям».
Следующий факт:
Эпиграфом к роману «Капитанская дочка» он берет, перефразировав, русскую пословицу «Береги честь смолоду, а платье снову» - «Береги честь смолоду». Все его герои – из «Метели», «Дубровского», «Капитанской дочки», «Евгения Онегина» поступают соответственно этой пословице.
Сам Пушкин погиб на дуэли, защищая честь.
После его смерти М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», где сказал о Пушкине:
Погиб поэт, невольник чести.
«Невольник чести», но ведь чести!», а это Д. Шеваров – о Пушкине.
О чем говорят эти факты?
Ученик. Эти факты говорят о том, что для А. С. Пушкина честь превыше всего.
Учитель .А выбор Татьяны, то , что она выбирает честь, выражает взгляд поэта на идеал настоящей русской женщины, преданной, верной, добродетельной, какими являются все его героини. И Маша Троекурова из повести «Дубровский» ,и Маша Миронова из «Капитанской дочери». Татьяна его любимая героиня, он называет ее: милая Татьяна, Татьяна милая моя, с тобой теперь я слезы лью! И его взгляды отразились на этом образе.
Учитель. Честь, совесть, долг, благородство - общечеловеческие понятия. Посмотрим, как решается проблема выбора между честью и любовью в поэме «Фатима» Коста Хетагурова. Краткий пересказ поэмы сделает кто – нибудь из вас.
Рефлексия. Рассматривание иллюстраций к повести «Фатима»
Ученик. Поэма «Фатима» - кавказская повесть. События в ней происходят в 19 веке. Князь Наиб взял на воспитание Фатиму, которая осталась сиротой в ауле и дал обет перед стариками беречь её как свою дочь. Приёмыш – дочь и Джамболат, родной сын Наиба росли вместе. Из девочки приёмыша выросла красавица. Джамболат и Фатима полюбили друг – друга.
Мусульманская религия допускала любовь между ними, так как они не состояли в кровном родстве. Джамболат уходит на войну и не возвращается. Проходит 5 лет, от него нет никаких вестей. Наиб зовёт к себе Фатиму и говорит:
Фатима, быстротечны лета,-
Тебе быть матерью пора…
Законы святы Магомета-
Их неминуема кара…
Попрать адаты и преданья
Отцов – преступно.
На Кавказе считалось позором, если девушка долго засиживалась в невестах. Фатима покоряется судьбе и «сдаётся перед силою адата»- даёт согласие выйти замуж. Но только за Ибрагима, за холопа и объясняет:
В труде, облитом потом, кровью
Согретом правдой и любовью,
Найду отраду и покой.
Фатима выходит замуж за Ибрагима, у них рождается сын. Проходит ещё два года и возвращается Джамболат в аул. Он приходит к Фатиме с намерением увести её:
Собирайся,- дорог каждый час…
Нас кони ждут…Абы в дорогу,
А там пусть нагоняют нас…
Фатима отказывается с ним бежать. Она говорит, что любит теперь его как брата «небом посланного вновь».
Джамболат эгоист по натуре. Он и на войну ушёл из эгоистичных побуждений, как хорошо подметила Фатима:
…Отец, то не войне
Служить хотел он,- Нет!- свободе…
Свободе! ... Он любил тогда…
Прости, отец, моё признанье!
Он не может принять отказ Фатимы, ему не понять женщину, которой дорога честь своя и мужа. Джамболат оскорбляет Фатиму, называя изменницей, женой продажного холопа, матерью щенка и уходит, кинув напоследок угрозу:
- Прости,…но после не пеняй!
Джамболат не может смириться с тем, что теряет Фатиму навсегда. Он думает, что если уберёт со своего пути Ибрагима, Фатима вернётся к нему и убивает его. Но он ошибся. Фатима кричит ему в лицо: «Безумец! Прочь…». Она не вынесла горя и лишилась рассудка. Вот так трагично заканчивается поэма. А маленького сына Фатимы и Ибрагима увозит русский инженер, чтоб воспитать его.
Учитель. Проведём параллель между ответами Татьяны и Фатимы Онегину и Джамболату. Как отвечает Татьяна Онегину?
Ученик.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
Я вас люблю (к чему лукавить)
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.
Учитель. Вспомним и другие слова Татьяны из её письма к Онегину:
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
О чём говорит уверенность Татьяны в том, что у Онегина есть, честь?
Ученик. Это говорит о том, что Татьяна уверена, что тот, у кого есть честь, не будет обрекать на бесчестье другого человека.
Учитель .И это так. Онегин понимает, что может повредить репутации Татьяны, ни в коей мере не ставит её под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюблёнными глазами…
Вот и всё. О большем он не смеет сказать.
Учитель. А как Фатима отвечает Джамболату?
Ученик.
Несчастный, поздно ты вернулся,-
Фатима умерла твоя…
Зачем тебе моё паденье?
Ужели не довольно слёз,
Разбитых юношеских грёз?
За что ты так неумолимо
Тревожишь сон души больной?
Пойми, я всё для Ибрагима –
И честь, и счастье и покой.
Потом:
Теперь я замужем, я мать.
И:
Уймись, глупец! Я не отдам
Честь матери не поруганье.
Учитель.Как высоко ценит Фатима честь! Как дорога ей честь матери ! Она имеет ввиду не только свою честь , а в широком смысле вообще честь матери всех матерей , иначе она сказала бы просто «мою честь»
Учитель. Как созвучны ответы героинь! Обе героини упрекают возлюбленных в запоздалом их возвращении и для обеих честь супруга превыше всего и, оказавшись перед выбором между любовью и честью, выбирают честь.
Трудно сделать выбор между честью и любовью в пользу чести, порой он даже трагичен, что видим на примере Фатимы. И сделать его могут люди с высоким внутренним духовным миром, нравственно чистые, живущие по религиозным традициям своего народа, следуя устоям народной морали. Татьяна живёт по христианским законам. Фатима – по законам адата. В обоих случаях они обязывали оба закона обязывали выйти замуж, создать семью, что они и делают. Татьяна уступила мольбам матери и дала согласие на замужество ,тем самым исполняя свой христианский , дочерний ,женский долг .Фатима подчинилась словам отца: «Тебе быть матерью пора, законы святы Магомета», сказав «сдаюсь перед силою адата».
А отражается ли на выбор Фатимы позиция автора? Что для него самого честь?
Ответ звучит в стихотворении Коста Хетагурова «Желание» в следующих строчках:
Завидую тем, кто любовь
Честь имени, славу отцов
Хранит и в преклонные лета
Коста Хетагуров не только сохранил, но приумножил, закрепил честь имени и славу отцов своим творчеством. Благодаря ему весь мир узнал осетинский народ.
Итак, с уверенностью можно сказать, что и для русского поэта и для осетинского поэта честь – одно из понятий, определяющих достоинство и суть человека.
Обе героини не желают разрушать жизнь любящих их людей, обе верны устоям народной морали. В этом их сила и жизненная драма. Перефразировав слова Д. Шеварова, Татьяна и Фатима «Невольницы чести, но ведь чести!».
Учитель. Несмотря на то, что выбор обеих героинь одинаков, судьба горянки Фатимы намного трагичнее. Почему?
Ученик. Это можно объяснить несхожестью Онегина и Джамболата.
У Онегина, как сама Татьяна говорит, есть «прямая честь», понимая, что можно повредить репутации Татьяны, он не ставит её под удар, ничего не требует. Джамболат другой. Он из тех, кто любыми способами готов осуществить задуманное, он идёт к цели, не гнушаясь ничего. А уж о чести Фатимы и вовсе не думает. Для него главное – вернуть Фатиму, неважно - как. И убивает Ибрагима:
И снова шелест под кустом!
Раздался выстрел – он как гром,
По всем ущельям прокатился.
И потому судьба Фатимы намного трагичнее.
Учитель. И ещё одно обстоятельство. Татьяна живет в светском русском обществе, а Фатима на Кавказе, где наряду с прекрасными законами, как гостеприимство, уважение старших, сохранялись в те времена такие законы, которые приносили людям несчастье. Например, кровная месть. Сам Коста Хетагуров пишет об этом с сожалением:
Не станем говорить о чести
Там, где ещё законы мести
Сулят охотно кровь за кровь.
Вопросы для закрепления:
Учитель. Почему Татьяна и Фатима, оказавшись перед выбором, выбирают честь? А не любовь. Любовь не всегда гарантия счастья. Духовно богатый человек не может быть счастлив, когда близкий человек несчастен. Уйди Татьяна к Онегину, а Фатима к Джамболату, оказались бы несчастными и муж Татьяны, и муж Фатимы. Татьяна и Фатима не могли сделать несчастными тех, кто их любил, с кем они сами связали свою судьбу. Поэтому их выбор – честь, своя и того, с кем жизнь связали.
Обе героини – люди чести. Они чистые душой. У них чистая совесть, благородная душа. У них много сходства. Они обе добродетельные. Вспомним строчку из письма Татьяны к Онегину:
«…когда я бедным помогала…»
И как Фатима пошла на стук в калитку с мыслью: «Гость - не бремя». Она готова проявить гостеприимство, поделиться с гостем едой и кровом.
Учитель. Что нового для себя открыли на этом уроке ?К какому выводу привели все наши сравнения?
Ученик. Я открыл для себя, что два великих поэма – А. С. Пушкин и Коста Хетагуров высоко ставят понятие честь.
Учитель. Пушкин считает, что обязан блюсти честь и имя, которое оставит детям. Об этом он пишет графу Репнину за год до дуэли.
а Коста Хетагуров:
завидую тем, кто любовь,
честь имени, славу отцов
хранит и в преклонные годы.
Ученик. Я поняла, что одни и те же понятия имеют одинаковую ценность для разных народов. И для русской девушки и для горянки честь превыше всего. Иной выбор бы был несовместим с их честью, и для обеих честь супруга превыше всего. Они не могут причинить боль тем, кто любит их.
Учитель. Что за понятие «честь»? Почему понятие честь для представительниц совершенно разных национальностей одинаково ценное?
Ученик. Понятие «честь»-общечеловеческое понятие.
Итог. Учитель В начале урока я сказала, что наш внутренний мир и духовное состояние диктуют нам выбор. Татьяне и Фатиме выбор был продиктован этими факторами. Выбор характеризовал их. Они Люди Чести. А. С. Пушкин, защитил честь своей жены на дуэли и погиб. Защищает честь своей любимой и герой из «Капитанской дочки» - Гринёв. А герой М. Ю. Лермонтова купец Калашников из поэмы «Песня пр. царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» защищает честь жены в кулачном бою.
Итак, честь защищают люди, уважающие себя и своих близких. Только в разные времена защищают по - разному.
Честь могут защищать как мужчины, так и женщины, потому что «Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Защитили честь свою, выбрав честь и русская девушка, и горянка, потому что это понятие общечеловеческое.
Но никакой ценности не будут представлять общечеловеческие понятия без духовного совершенствования. В нашем случае оно может наступить, когда вы научитесь: читая – думать; читая – рассуждать; читая – воспитывать себя.
Сегодня вы на уроке доказали, что читая – думали, читая – рассуждали. Это начало духовного совершенствования.
А читая, воспитывали ли вы себя, можете знать только вы сами. Загляните себе в душу, прислушайтесь к мыслям, которые пришли к вам.
«Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня
Вселенная – отечество моё»
Эти строки принадлежат Коста Хетагурову.
А потом он написал: «Эту мысль я высказал, когда писал это стихотворение , с глубоким убеждением, что я уже достиг моим духовным самовоспитанием такой высоты»
Желаю каждому из вас достичь личной высоты своим духовным самовоспитанием.
А. С. Пушкин и К. Хетагуров - это часть нас. Пока будет жить человечество, будут жить и образы этих поэтов всех времён.
Говорят, капля воды точит камень. Я, как та капля. Я, не переставая, буду призывать вас читать книги и повторю всё, что сказала в начале урока кратко: чтобы устоять перед всеми негативными явлениями, с которыми вас будет сталкивать жизнь, нужно обладать подготовленным духовным миром и духовным состоянием.
А самый надёжный путь подготовки своего внутреннего мира - чтение книг. Читайте книги, они «Духовное наследие одного поколения другому». В книгах «вся мудрость жизни». Книги воспитывают человека. Сохраните традиционные ценности и нравственную чистоту предков.
Домашнее задание: Для девочек – сочинение рассуждение в 5 – 10 предложений (фамилии не подписывать).
«Моё отношение к выбору Татьяны (или Фатимы)?»
«Как бы я поступила на месте Татьяны (или Фатимы)?»