Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс, Б.М. Неменского и Л.А. Неменской
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 8»
Рассмотрено
на заседании кафедры
протокол № ________
«____»_____20___г.
Зав. кафедрой______
«Согласовано»
зам директора по УВР/УМР
_________________
«____»_____20_____ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия № 8»
________________
«___»____20____ г.
Рабочая программа
по учебному предмету
изобразительное искусство
для 4 «Д» класса (начального общего образования)
Составитель: Стрельцова Н.В.
Квалификационная категория: первая
Сроки реализации программы:
01.09 2014 г. – 31.05. 2015 г.
г. Рубцовск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «Гимназия № 8» на 2014 – 2015 учебный год и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 27.08.2013) и Годовым календарным учебным графиком на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской и др. «Изобразительное искусство».
Авторская программа не изменена.
УМК «Школа России» включает в себя:
учебник «Искусство вокруг нас» Л.А. Неменской и др.. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 год;
рабочую тетрадь к учебнику «Твоя мастерская» Л.А. Неменской и др.. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Цели:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно-творческой деятельности).
Задачи:
воспитывать интерес к изобразительному искусству; обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развивать воображение, творческий потенциал ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
осваивать первоначальные знания о мире пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладевать элементарной художественной грамотой, формировать художественный кругозор и приобретать опыт работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствовать эстетический вкус, умение работать разными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Содержательные линии учебного предмета:
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности» (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; ВХД: конструктивный (архитектура, дизайн); изобразительный (живопись, графика, скульптура); декоративно-прикладной (традиционные крестьянские и народные промыслы, а также постижение роли художника).
«Азбука искусства. Как говорит искусство?» (использование выразительных средств изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура)).
«Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» (отражение главных тем искусства в собственной художественно-творческой деятельности).
Место и роль учебного предмета в учебном плане
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 4 – х классах: обучение в объёме – 34 часа, 1 час в неделю (из обязательной части).
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что данная рабочая программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Формы, методы и технологии организации урока по учебному предмету: работа в парах и по группам, индивидуально-коллективная, игра, рассказ, учебный диалог, выставка работ, самостоятельная, практическая (декоративная и конструктивная) художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры), экскурсия, наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира (восприятие явлений действительности и произведений искусства); обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных), проблемное обучение, информационно-коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия № 8».
Содержание учебного предмета
Учебно-методический план по изобразительному искусству в 4 классе
№ п/п Наименование разделов Всего часов
1. Истоки родного искусства 8
2. Древние города нашей земли 7
3. Каждый народ художник 11
4. Искусство объединяет народы 8
Итого 34
В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 ЧАСОВ: 7 ЧАСОВ – ПРАКТ. РАБОТА, 1 ЧАС – ОБОБЩЕНИЕ).
Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.
Пейзаж родной земли.
Задание: Рассмотреть и описать характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Выявить его особую красоту.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, палитра, стаканчик, альбом.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин-пейзажей русских художников.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Задание: Изобразить пейзаж своей родной стороны.
Материалы: принадлежности для рисования (гуашь или акварель, кисти, палитра, стаканчик, альбом).
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин-пейзажей русских художников.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Деревня — деревянный мир.
Задание: Познакомиться с конструкцией избы, значения ее частей.
Единство в работе «Трех Мастеров». Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – «чело» – лобной доской, причелинами. Создание образа русского жилища в рисунке.
Материал: цветные карандаши (восковые мелки) или гуашь, кисти, стаканчик, палитра, альбом.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Музыкальный ряд: аудиозапись колокольного звона В. Белов «Лад».
Задание: Познакомиться с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...
Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.
Моделирование из бумаги избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы: гуашь, кусочки цветной бумаги, клей, ножницы, листы бумаги для панно.
Красота человека.
Задание: Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.
Материалы: бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок).
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Задание: Создать образ русской крестьянки в традиционном наряде.
Конструкция русского костюма.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин К. Коровина «Северная идиллия», В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну».
Литературный ряд: Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Народные праздники.
Задание: Изучить роль праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка.
Создание работ на тему народного праздника.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин, произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова «Ярмарка».
Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Народные праздники (обобщение темы).
Задание: Продолжить изучать роль праздников в жизни людей и расширить представления о русских традициях.
Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.
Материалы: карточки, задания; выставка работ, сделанных в течение четверти.
Зрительный ряд: Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин, произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: игра «Аукцион».
Музыкальный ряд: Р. Щедрин «Озорные частушки».
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 ЧАСОВ: 6 ЧАСОВ – ПРАКТ. РАБОТА, 1 ЧАС - ОБОБЩЕНИЕ).
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.
Родной угол.
Задание: Изучить конструкции и пропорции крепостных башен.
Постройка крепостных стен и башен из бумаги. Создание объёмного изображения проекта древнего города.
Материалы: картонные коробки, бумажные заготовки в виде прямоугольников, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; рисунок схема Астраханского Кремля.
Литературный ряд: Н. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»
Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.
Древние соборы.
Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, кисть, ножницы, клей ПВА, пластиковые бутылки.
Зрительный ряд: макет древнерусского города, репродукции В. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.
Литературный ряд: отрывки из стихотворений А. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.
Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купала»
Города Русской земли
Задания:
индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.
Материалы: белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».
Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стих М. Познанской.
Древнерусские воины-защитники.
Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».
Музыкальный ряд: запись народных мелодий.
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.
Задание: Изобразить живописно древнерусский город.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры одних из самых древних городов нашей страны (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва).
Литературный ряд: репродукции картин В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», «»Жар-птица» и др., стих Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.
Узорочье теремов.
Задание: Изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.
Литературный ряд: стихотворения-загадки о ДПИ; отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Задание: Создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).
Материалы: графические материалы, альбом, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», отрывки из русских былин.
Музыкальный ряд: запись народных мелодий.
КАЖДЫЙ НАРОД-ХУДОЖНИК (11 ЧАСОВ: 10 ЧАСОВ — ПРАКТ. РАБОТА, 1 ЧАС - ОБОБЩЕНИЕ).
«Братья-Мастера» ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Страна восходящего солнца.
Задание: Сравнить образы в России и Японии. Выполнить изображения японской природы в объёмной технике.
Материалы: акварель, кисти, бумага, мелки, пастель, ножницы.
Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма-пагоды и японского жилья.
Литературный ряд: японская поэзия.
Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.
Задание: Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни — сакуры».
Материалы: альбом, цветная бумага, восковые мелки, ножницы, клей ПВА, природные материалы.
Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма-пагоды и японского жилья.
Литературный ряд: японская поэзия.
Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.
Народы гор и степей.
Задание: Изобразить мир Крайнего Севера или мир в горах Кавказа.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.
Литературный ряд: загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева.
Музыкальный ряд: запись народных мелодий (армянская, казахская).
Задание: Изобразить красоту степных пространств или жизнь людей в этих необычных условиях.
Зрительный ряд: П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи» географическая карта мира, фотографии с изображением сакли и юрты.
Литературный ряд: загадки, стихотворения И. Никитина, А. Толстого, С. Михалкова.
Музыкальный ряд: запись народных мелодий (армянская, казахская).
Города в пустыне.
Задание: Подумать над образом древнего среднеазиатского города. Выполнить среднеазиатскую постройку в произвольной технике.
Материалы: графические материалы, альбом; цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.
Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.
Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля»; стихотворения Низами.
Древняя Эллада.
Задание: Изобразить греческие храмы (объемное моделирование из бумаги).
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.
Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки».
Задание: Изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.
Материалы: бумага большого формата, ножницы, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона; «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.
Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».
Задание: Создать панно «Олимпийские игры в Древней Греции».
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.
Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.
Европейские города Средневековья.
Задание: Сконструировать средневековые готические здания.
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.
Задание: Создать панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади».
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.
Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
Многообразие художественных культур в мире (обобщение по теме).
Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам прошлых четвертей.
Материалы: карточки, задания, дидактические игры, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.
Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ЧАСОВ: 6 ЧАСОВ — ПРАКТ. РАБОТА, 2 ЧАСА — ОБОБЩЕНИЕ).
Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения.
Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Материнство.
Задание: Изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).
Материалы: гуашь, пастель, кисти, альбом.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и т.д.
Литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения о матери.
Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной.
Задание: Продолжить изображать самого близкого человека в жизни – мамочку.
Материалы: альбом, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», Леонардо да Винчи «Автопортрет».
Литературный ряд: стихотворения о матери Л. Ирсетской «Руки матери», В. Коржикова «Говорящее письмо», А. Костецкого «Мама».
Мудрость старости.
Задание: Изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.
Материалы: альбом, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».
Литературный ряд: стих «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка» Р. Гамзатова.
Сопереживание.
Задание: обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.
Материалы: белая бумага, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: отрывок рассказа А. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
Герои-защитники.
Задание: Выполнить эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).
Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель), пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям Великой Отечественной войны и др.
Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество».
Юность и надежда.
Задание: Изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или мелки, альбом.
Зрительный ряд: репродукции картин по теме.
Литературный ряд: стихи по теме.
Музыкальный ряд: детские песни.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Задание: Продемонстрировать свои картины и поделки выполненные в течении года и презентовать самостоятельно выполненные творческие проекты.
Материалы: бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: классная выставка.
Литературный ряд: стих И. Тарбы «Художник».
Каждый народ – художник (обобщение темы).
Задание: дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.
Материалы: бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции.
Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты по изобразительному искусству в 4 классе проявляются в авторском стиле учащихся, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); в умении определять значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений народных мастеров и работ учащихся.
Метапредметные результаты по изобразительному искусству в 4 классе проявляются у учащихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты по изобразительному искусству в 4 классе характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности) и при этом воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне.
Четвероклассник научится Четвероклассник получит
возможность научиться
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-
- прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
- приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
- характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу,
- человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и
черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм
и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Календарно – тематический поурочный план (согласно ФГОС НОО)
№ урока/ № урока в теме Дата (неделя, месяц) проведения урока
Тема урока Элементы
содержания
урока
вИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Планируемые результаты Информа-ционные ресурсы
Предметные Личностные МетапредметныеИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 ЧАСОВ)
1/1
1неделя сентября
Пейзаж родной земли. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Понятия: «композиция», «колорит». Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли.
Характеристика и эстетическое оценивание образов в произведениях
художников; уточнение и углубление представлений о характерных чертах родного пейзажа и художниках, изображающих природу; об устройстве русской избы, украшения избы; о создании образа избы; об изображении живописными средствами образа русской избы и других традиционных построек деревни; расширение представлений о традиционной национальной одежде, роли головного убора, украшений в народном костюме; о художниках изображающих женские портреты в Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сотрудничество с товарищами в процессе совместной деятельности, соотнесение своей части работы с общим замыслом; формирование эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определение вариантов решения различных художественно-творческих задач; нахождение верно выполненного задания и неверно сделанного; совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке; осуществление самоконтроля и корректировка хода работы и конечного результата.
Познавательные УУД: добывание новых знаний: осуществление поиска информации, получение ответов на вопросы, используя материалы представленных картин, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урок; выделение этапов работы; преобразование информации из одной формы в другую на основе предложенных заданных алгоритмов самостоятельное http://metodsovet.su – «Пейзаж родной земли», 4 класс
(план-конспект + презентация).
http://nsc.1september.ru/ -
Деревня – деревянный мир», 4 класс (план-конспект + презентация).
2/2
2 неделя сентября
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Понятия: «силуэт», «тон». Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. 3/3
3 неделя сентября
Деревня – деревянный мир. Красота русского деревянного зодчества. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Понятия: «изба», «сруб», «венец». нелВоспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы и назначение её отдельных элементов. Изображать графическими средствами русской избы.
4/4 4 неделя сентября
Деревня – деревянный мир. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Деревянная храмовая архитектура.
Понятия: «масштабность», «панно». Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать живописными средствами русской избы и других построек традиционной деревни. Конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.
русских национальных костюмах; о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труд; овладение навыками изображения фигуры человека; овладение элементарными основами композиции; использование различных приемов и способов выразительности при создании панно; использование средств выразительности для изображения характера работы. выполнение творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
формулирование правил общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следование им слушание и понимание
высказываний собеседников; участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ.. https://pedsovet.su – «Народные праздники», 4 класс (план-конспект + презентация).
5/5 1 неделя октября
Красота человека. Особенности национального образа женской красоты. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского народного костюма; украшение и его значение. Роль головного убора. Понятия: «кокошник», «сарафан». Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. 6/6
2 неделя октября
Красота человека. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ русской крестьянки в традиционном наряде.
Понятие: «понёва». Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
7/7
3 неделя октября
Народные праздники (обобщение темы). Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Фольклорные, календарно-обрядные праздники.
Композиционный центр: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги.
Понятия: «скученность», «акцент». Называть несколько произведений на темы народных праздников. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы на тему народного праздника.
8/8 4 неделя октября
Народные праздники (обобщение темы). Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Создавать коллективные панно на тему народного праздника. Использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 ЧАСОВ)
9/1
5 неделя октября
Родной угол. Разные назначения древнерусских зданий. Образ древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Значение выбора места ля постройки города. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих и др.).
Разные облики зданий из одинаковых бумажных заготовок-прямоугольников.
Понятия: «сруб», «горизонт», «вертикаль», «городища». Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Создавать макет древнерусского города. Расширение представлений о конструкции внутреннего пространства древнего русского города и о старинных русских городах: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий; об особенностях соборной архитектуры, пропорциях соборов; о конструкции, символики частей храма, украшений храма; о жизни князя и его людей, рассмотрение различий в жизни князя с дружиной и торгового люда; применение правил работы с бумагой; написание пейзажа с церковью, передача настроения композиции, составление композиции, последовательное её выполнение; изображение древнерусских воинов; овладение навыками
изображения фигуры человека; Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа;
развитие в себе художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии; понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека; сотрудничество с товарищами в процессе совместной деятельности, соотнесение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке; нахождение верно выполненного задания и неверно сделанного, совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке; осуществление контроля, корректировки своей работы и оценивание по заданным критериям.
Познавательные УУД:
переработка полученной информации: формулирование выводов в результате совместной работы всего класса; ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции; совместный договор о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следование им;
обсуждение содержания и выразительных средств.
Согласованная работа в группе:
а) планирование работы в группе; https:// nsportal.ru –
Презентация к уроку «Древнерус10/2
2 неделя ноября
Древние соборы. Художественные атрибуты построек старинного русского города. Эстетическая оценка
старинных построек. Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета.
Объёмное изображение проекта древнего города.
Понятия: «глава», «купол», «барабан», «луковица». Получать представление о конструкции знания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
11/3
3 неделя ноября
Города Русской земли. Устройство старинного русского города, его структурные части и их функции. Основные здания, особенности построек. Служебные и декоративные детали при строительстве. Монастыри, колокольчики. Город в условиях природного рельефа. Образы жителей городов.
Макет древнего города.
Понятия: «кремль», «торт», «посад». Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны.
12/4 4 неделя ноября Древнерусские Образ жизни древнерусского города. Назначение воинских Называть картины художников, изображающих
воины-защитники. дружин. Роль князя в военной жизни города. Особенности внешнего вида воинов – компоненты одежды и вооружения, цвет, символика декора. Смысловая нагрузка картин с изображением воинов – защитников Родины.
Изображение древнерусских воинов.
Понятия: «князь», «дружина». древнерусских воинов – защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изобразить древнерусских воинов (князя или дружину). углубление представлений о развитии декора городских
архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат); выражение в изображении праздничной нарядности; создание многофигурных композиций в коллективном панно. б) распределение работы между участниками проекта;
в) понимание общей задачи проекта и точное выполнение своей части работы;
г) выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
ские воины-защитники», 4 класс.
https:// nsportal.ru –
«Узорочье теремов и пир в теремных палатах», 4класс (план-конспект, презентация)
13/5
1 неделя декабря
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Общие детали в образах древнерусских городов. История городов, их своеобразие и его отражение в архитектуре. Географические особенности. Памятники архитектуре. Назначение храмов и их оформление, храмы-памятники. Строительные и художественные составляющие в образах храмов.
Изображение древнерусских городов.
Понятия: «силуэт», «рельеф», «Московский Кремль». Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Создавать образ древнерусского города. 14/6
2 неделя декабря
Узорочье теремов. Декор княжеских и царских палат. Историческая эволюция оформления интерьеров палат и теремов. Утилитарное и художественное назначение декора. Сочетание природных узоров и керамических деталей. Связь оформления с природными образами.
Изображение собственного варианта теремного интерьера (создание начального этапа проекта панно). Понятия: «интерьер», «изразец». Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. 15/7
3 неделя декабря
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах.
Роль художника в создании исторического облика.
Картины праздника в теремном интерьере. Понимать роль построек, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективное панно. КАЖДЫЙ НАРОД-ХУДОЖНИК (11 ЧАСОВ)
16/1
4 неделя декабря
Страна восходящего солнца. Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Получение и осознание информации о Восприятие эстетического характера Регулятивные УУД: нахождение верно выполненного задания и https://pedsovet.su – «Образ Японских
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Сравнение традиционных образов русской и японской девушек, специфика деталей их одежды. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Особенности изображения природы через детали.
Образ японки и фрагментов восточной природы.
Понятия: «хризантема», «кимоно», «иерографы». Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. необычной художественной культуре Японии, особенности легких конструкций, построек в Японии; изображение природы через детали; создание женского образа в национальной одежде в традициях японского искусства; приобретение новых навыков в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки; углубление и уточнение представлений о образах жилых построек народов; о особенностях архитектуры среднеазиатского города; о искусстве Древней Греции, архитектуре Акрополя; о искусстве древнегреческой вазописи, о скульпторах, изображающих богов; овладение навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики; характеристика отличительных черт и конструктивных элементов греческого храма; развитие навыков изображения человека; расширение общих традиционного для Японии понимания красоты природы, понимание особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии; формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов; развитие эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.
неверно сделанного; совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД: добывание новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализ справочно-информационного материала по теме и пользование им; переработка полученной информации: формулировка выводов в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: обсуждении содержания и выразительных средств; совместное формулирование правил общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следование им.
Согласованная работа в группе:
а) планирование работы в группе;
б) распределение работы между участниками проекта;
в) понимание общей задачи проекта и точное выполнение своей части работы;
г) выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
построек», 4 класс (план-конспект + презентация)
https://it-n.ru «Отношение к красоте природы в Японской культуре»,
4 класс
(план-конспект + презентация).
https://uchportal.ru -
Урок-путешествие «Искусство народов гор и степей»,
4 класс
(план-конспект + презентация).
17/2
2 неделя января
Страна восходящего солнца. Многообразие представлений народов мира о красоте. Образы традиционных японских построек, конструкция зданий. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.
Образ праздника в объёмной
технике.
Понятия: «сакура», «пагода», «хризантема». Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. 18/3
3 неделя января
Народы гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь природных условий с художественными образами культуры.
Изображение красоты пустых пространств и жизни в степи.
Понятия: «иглу», «яранга», «чум» «аул». Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. 19/4
4 неделя января
Народы гор и степей. Традиции, род занятий людей, костюмы и орнаменты. Связь орнаментов с местной растительностью. Кожаные изделия. Художественные традиции в культуре народов степей.
Образ жизни людей в степи и в горах.
Понятие: «юрта». Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. 20/5
1 неделя февраля
Города в пустыни. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных
стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Образ города в пустыне.
Понятия: «мозаика», «медресе», «мечеть», «мавзолей». построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). http://kopilkaurokov.ru – «Древняя Греция. Искусство греческой вазописи», 4 класс
(презентация).
https://pedsovet.su –
Урок-путешествие«Древняя Греция. Олимпийские игры», 4 класс
(план-конспект + презентация).
https:// nsportal.ru –
«Образ готических городов средневековой Европы.
21/6
2 неделя февраля
Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для общемировой культуры. Образ греческой природы. Мифология древних греков. Отличие древнегреческой архитектуры, конструктивные элементы древнегреческого храма. Изображение греческого пейзажа. Понятия: «Эллада», «эллины», «ордер», «капитель», «Акрополь», «Парфенон». Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
22/7
3 неделя февраля
Древняя Эллада. Роль и значение Эллады в мировой культуре. Искусство греческой вазописи.
Изображение греческих ваз.
Понятия: «греческая вазопись», «керамика».
Характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого вазы, изменение образа при изменении пропорций. Моделировать из бумаги конструкцию греческих ваз. 23/8
4 неделя февраля
Древняя Эллада. Красота древнегреческой скульптуры. Олимпийские игры. Греческие праздники. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Изображение фигур олимпийских спортсменов.
Понятия: «древнегреческий праздник», «Олимпиада», «олимпийцы», «олимпионики». Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. 24/9
1 неделя марта
Европейские города Средневековья. Образы готических городов Средневековья Образ готического храма, вертикальная устремлённость. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Модель витража.
Понятия: «Средневековье», «готика», «витраж». Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
25/10
2 неделя марта
Европейские города Средневековья. Специфика создания средневековых улиц (сплошные фасады домов, узкие улицы). Украшения окон. Отличие города Средневековья от старинного русского города. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Модель средневекового города и человеческих силуэтов.
Понятия: «контраст», «сочетание». Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Создавать коллективное панно.
Средневековая архитектура»4 класс (план-конспект + презентация).
26/11
3 неделя марта
Многообразие художествен них культур в мире (обобщение темы). Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ЧАСОВ)
27/1
1 неделя апреля
Материнство. Тема материнства – вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Изображение наброска портрета матери и дитя.
Понятия: «общие темы», «сопереживание», «понимание». Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Анализировать выразительные средства произведений. Расширение представлений о художниках и полотнах, раскрывающих красоту материнства, пожилых людей, тему сопереживания; развитие навыков композиционного изображения и восприятия произведения
искусства; изображение рисунка с драматическим сюжетом; создание основных сюжетов и тем детства, юности Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии и понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека; уважительное отношение к другому мнению. Регулятивные УУД:
проговаривание последовательности действий на уроке; оценивание своей работы по заданным критериям.
Познавательные УУД:
ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; предварительный отбор источников информации.
Коммуникативные УУД:
выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства; https://zavuch.info –
Презентация к уроку «Все народы воспевают материнство»
4 класс.
https://uchportal.ru – «Все народы воспевают мудрость
28/2
2 неделя апреля
Материнство. Прорисовывание мелких черт в портрете матери и дитя.
Образы материнства в жизненном опыте детей.
Понятия: «холодные тона», «тёплые тона», «телесный колорит». Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. 29/3
3 неделя апреля
Мудрость старости. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать
поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Изображение образа любимого пожилого человека и его внутреннего мира.
Понятие: «оптимизм». проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). через произведения художников; выполнение.коллективного коллажа, создание отчёта или сообщения по выбранной теме слушание и понимание высказывания собеседников; обсуждение содержания и выразительных средств. старости», 4 класс (план-конспект + презентация).
https:// nsportal.ru –
«Сопереживание – великая тема искусства», 4 класс
(презентация).
https:// nsportal.ru –
1.
«Юность и надежда», у класс (презентация).
2.
Викторина по теме «Каждый народ - художник. Обобщение по разделам учебного года», 4 класс
(план-конспект + презентация).
30/4
4 неделя апреля
Сопереживание. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Замысел с нужным сюжетом и его воплощение.
Понятия: «сострадание», «сопереживание». Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. 31/5
1 неделя мая
Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Средства художественной выразительности портрета героя. Памятники героям. Расположение предметов в композиции.
Творческий опыт создания образа народного героя из пластилина (эскиз памятника герою).
Понятия: «героизм», «подвиг», «воплощение». Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). 32/6
2 неделя мая
Юность и надежда. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Изображение образов молодости, красоты и счастья. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. 33/7 3 неделя мая
Искусство народов мира (обобщение темы). Обмен мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти.
Схематический эскиз композиции.
Защита творческих проектов.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к
каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. 34/8
4 неделя мая
Искусство народов мира (обобщение темы). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Итоговая выставка творческих работ. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения Примечание
1. Учебно-методическая литература для учителя
Основная:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Дополнительная:
Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
2. Интернет ресурсы:
https://zavuch.info - ЗАВУЧ.инфо - Методическая библиотека; http://metodsovet.su - Методсовет – методический портал учителя; https://tvormena.jimdo.com – ИЗО - Сайт Творческая перемена; https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; https://uchportal.ru - Учительский портал; https://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования; https://openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; https://eor-np.ru - Электронные образовательные ресурсы; http://ict.edu.ru - Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»; http://ndce.edu.ru - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования; http://kopilkaurokov.ru – «Копилка уроков - сайт для учителей»; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; http://lbz.ru - Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»; https://rsl.ru - Российская государственная библиотека; http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Учебная литература для учащихся
Дополнительная:
Интернет ресурсы:
http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки… Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.; http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка»; http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения по изобразительному искусству, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации и разработана дополнительная литература для учителя.
Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
3. Набор материалов и инструментов для учебной работы в соответствии с программой обучения. Технические средства обучения
2. Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска.
Принтер лазерный чёрно-белый. Оборудование класса
3. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Магнитная доска. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п\п № урока /тема по рабочей учебной программе Тема с учетом корректировки Сроки корректировки Примечание