Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс, к учебнику Л.А. Неменской
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования в уровню подготовки обучающихся
Виды контроля
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
1
Урок - усвоения новых знаний
Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура
Знать:
- виды изобразительного искусства;
художественные материалы и их выразительные возможности
Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание).
С.8-23,вопросы и задания с.23,
подобрать зрительный материал по видам искусств
03.09
2
Рисунок – основа изобразительного искусства
1
Комбинированный урок
Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски)
Знать:
-виды рисунка;
-графические материалы.
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ.
С.24-27, выполнить
наброски с натуры комнатных растений
10.09
3
Линия и её выразительные возможности
1
Комбинированный урок
Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм)
Знать:
-ритм линий;
-роль ритма.
Уметь использовать выразительные возможности кисти и гуаши
Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции.
С.30-33,
пронаблюдать, где в природе встречаются линии
17.09
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1
Комбинированный урок
Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени)
Знать понятия силуэт, тон, ритм.
Уметь:
-пользоваться графическими материалами;
-видеть и передавать характер освещения
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.
С.34-37.задания с.37,
Выполнить наброски с натуры деревьев
24.09
5
Цвет. Основы цветоведения
1
Комбинированный урок
Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета
Знать:
-основные и составные цвета;
-теплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные свойства гуаши
Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ
С.38-42,
наблюдение за цветом предметов, которые окружают нас в быту
01.10
6
Цвет в произведениях живописи
1
Комбинированный урок
Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства
Анализ результатов собственного художественного творчества
С.43-45,вопросы с.45.
подобрать материал с объемными изображениями
08.10
7
Объемные изображения в скульптуре
1
Комбинированный урок
Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся)
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приемами лепки
Просмотр и анализ работ
С.48-51,
подобрать иллюстрации с мелкой пластикой
15.10
8
Основы языка изображения
1
Повторительно-обобщающий урок
Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности» Викторина
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения
Экспресс-выставка
С.52-53,вопросы с.53
22.10
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Комбинированный урок
Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь понимать особенности творчества великих русских художников
Просмотр, анализ и оценивание
работ Опрос.
С.56-57.
подобрать иллюстрации натюрмортов
29.10
10
Изображение предметного мира – натюрморт
1
Комбинированный урок.
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация
Знать:
-основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающихся художников в жанре натюрморт.
Уметь составлять композицию натюрморта
Просмотр, анализ и оценивание
работ Опрос
С.58-61.
подобрать иллюстрации с натюрмортами
12.11
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
Урок - усвоения новых знаний.
Конструирование из бумаги простых геометрических тел
Знать:
-понятие формы;
Правила изображения и средства выразительности
Уметь конструировать из бумаги
Просмотр и анализ работ
С.62-63
Наброски с натуры простых по форме геометрических предметов
19.11
12
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива
1
Комбинированный урок
Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами
Знать:
-правила объема изображений геометрических тел;
- понятие ракурса.
Уметь изображать в перспективе объем геометрических тел
Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?».
С.64-67,задания с.67
Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении
26.11
13
Освещение. Свет и тень
1
Урок - усвоения новых знаний.
Изображение геометрических тел их гипса при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши
Знать понятия свет, рефлекс, блик.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема
Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
С.68-75
Подобрать натюрморты с изображением натюрморта в графике
03.12
14
Натюрморт в графике
1
Комбинированный урок
Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне
Знать понятие гравюра и ее свойства.
Уметь работать графическими материалами
Игра «Художники-зрители»
С.76-77
Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кружка..)
10.12
15
Цвет в натюрморте
1
Урок - усвоения новых знаний.
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный..
Знать имена художников и их произведения
Уметь работать графическими материалами
Экспресс-выставка
С.78-85,вопросы и задания с.85
Подготовить работы к выставке
17.12
16
Выразительные возможности натюрморта
1
Повторительно -обобщающий урок
Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника
Знать имена выдающихся художников и их произведения
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства
Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий
С.86-87,задания с.87
24.12
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)
17
Образ человека -главная тема искусства
1
Урок формирования новых знаний
Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет
Знать имена выдающихся художников и их произведения
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства
Фронтальный опрос (устно)
С.90-101
Подобрать зрительный ряд с изображением человека
14.01
18
Конструкция головы человека и ее пропорции
1
Урок усвоения
новых знаний, умений, навыков
Работа над изображением головы человека с соотнесенным по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови)
Уметь творчески работать на предложенную тему, использовать выразительные возможности художественных материалов
Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?».
С.102-105
Подобрать зрительный ряд с изображением лица человека в профиль
21.01
19
Изображение головы человека в пространстве
1
Комбинированный урок
Объемное конструктивное изображение головы.
Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов
Анализ результата коллективной работы
С.106-107,задание с.106
Принести фотографию друга или любимого актера
28.01
20
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека
1
Комбинированный урок
Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение
Уметь:
-передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическим материалом
Защита проекта, анализ результата
Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов
04.02
21
Портрет в скульптуре
1
Комбинированный урок
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки
Знать:
- выразительные возможности скульптуры.
-особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать с пластическим материалом (пластилин )
Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов
С.108-111
Подобрать комические изображения человека
11.02
22
Сатирические образы человека
1
Повторительно – обобщающий урок
Изображение
сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся)
Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь подмечать и индивидуальные особенности
Подведение итогов соревновательной игры
С.116-119,задания с.119
18.02
23
Образные возможности освещения в портрете
1
Урок усвоения
новых знаний
Наблюдения натуры и наброски с изображением головы в различном освещении
Знать6
-приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;
-контрастность освещения
Анализ результата коллективной работы
С.120-121
Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста В.А. Серова, А.Е Архипова и т.д.
25.02
24
Портрет в живописи
1
Комбинированный урок
Антические зарисовки композиций портретов разных художников в технике акварельной живописи
Знать:
- типы портретов- парадный, исторический..
- имена художников и их выдающиеся произведения
Фронтальный опрос (устно)
С.130-135
Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста Рембрандт
04.03
25
Цвета в портрете
1
Комбинированный урок
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека
Знать определение и тона в живописи
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера
Фронтальный опрос (устно)
С.122-125
Подобрать репродукции картин известных художников
11.03
26
Роль цвета в портрете
1
Урок творческого применения умений и навыков
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека
Знать определение и тона в живописи
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера
Анализ результата коллективной работы
Подобрать репродукции картин известных художников
18.03
27
Великие портретисты
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Беседа. Личность художники и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства
Презентация своих работ учащимися и оценка результата
С.126-129
Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей
01.04
28
Выдающиеся художники и их произведения в портретном жанре
1
Повторительно -обобщающий урок
Беседа. Личность художники и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников
Знать имена художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства
Анализ результата коллективной работы
Задания с.129
Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей
08.04
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч)
29
Жанры в изобразительном искусстве
1
Урок усвоения
новых знаний
Беседа «Изменение мира в разные эпохи»
Тематическая картина
Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный.
Выбрать наиболее понравившееся
Произведение и объяснить свой выбор
С.138-141
Зарисовки с натуры
15.04
30
Изображение пространства
1
Комбинированный урок
Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века»
Знать понятие точки зрения и линии горизонта.
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы
Игра
«Художники-зрители»
С.142-145
Подобрать иллюстрационный материал по теме урока
22.04
31
Правила линейной и воздушной перспективы
1
Урок усвоения
новых знаний
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы и линейной.
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной перспективы и воздушной
Выставка творческих работ
С.146-147, вопросы и задания с.147
Подобрать иллюстрационный материал по теме урока
29.04
32
Пейзаж. Организация изображаемого пространства
1
Комбинированный урок
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы
Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
С.148-151
Подобрать иллюстрационный материал по теме урока
06.05
33
Пейзаж и настроение. Природа и художник
1
Урок усвоения
новых знаний
Создание пейзажа-настроения - работа по представлении и по памяти с выбором яркого личного впечатления от состояния природы
Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения
Фронтальный опрос (устно)
С.152-155
Подобрать иллюстрационный материал по теме урока
13.05
34
Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Комбинированный урок
создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь организовывать в картинной плоскости
Презентация своих работ учащимися и оценка результата
Подобрать иллюстрационный материал по теме урока. Подготовить работы к выставке
20.05
35
Исследовательский проект
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Выставка работ выполненных в течение года.
Уметь воспринимать произведения искусства
Защита проекта
Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям
27.05
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515