Тематическое планирование по изобразительному искусству Л.А. Неменской, Б.М. Неменского (4 класс)
Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено:
На заседании ШМО протокол № 1 от29.08.2015г.
Руководитель МО учителей начальных классов
Емельянова А.И. «29»августа 2015 г.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары
Петрова Л.Л.
«30» августа 2015 г.
Приказ №128 от 30.08.2015
ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
в 4 Б классе на 2015-2016 учебный год
учителя начальных классов
Кузьминой Ларисы Вячеславовны
Программа разработана на основе:
образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией Л.А. Неменской, Б.М. Неменского, издательство «Просвещение» 2014год, УМК «Школа России»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.
учебного плана школы МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары на 2015-2016 учебный год
г. Чебоксары 2015 г.
I. Пояснительная записка
Класс 4Б
Количество часов по программе: 34
Количество часов по учебному плану: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов за I четверть: 9ч.
Количество часов за II четверть: 7ч.
Количество часов за III четверть: 10ч.
Количество часов за IV четверть: 8ч.
Дни проведения уроков: вторник
программа разработана на основе образовательной программы «Школа России» учебного предмета «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, Л.А. Неменской В. Г. Гурова - М.:Просвещение, 2014.
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству составлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.
учебного плана МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары на 2015-2016 учебный год;
II. Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности изобразительный, декоративный и конструктивный в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение харак
·теризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
VI. Содержание учебного предмета
КАЖДЫЙ НАРОД ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства - 9ч
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли -7ч
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ художник-11ч
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы -7ч
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
В конце изучения учебного предмета учащиеся выполняют творческую работу.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Изобразительное искусство»
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Книгопечатная продукция
УМК обеспечиваются:
Рисование. Разноцветный мир. Учебник по ИЗО для 4 класса Авторы Б.М. Неменский -Москва «Просвещение» 2014 г
«Изобразительное искусство», 4 класс. Методические рекомендации для учителя
Альбом «Природа нашей Родины».
30 шт.
1 шт.
1 шт.
Технические средства обучения
Классная доска
1 шт.
Компьютер (тип моноблок с акустической системой)
1 шт.
Проектор( SAMSUNG)
1 шт.
Принтер, сканер
1 шт.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы, стулья.
15/30
Стол учительский с тумбой.
1 шт.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
1 шт.
Магнитная доска.
1 шт.
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные, гуашевые
30 шт.
Бумага цветная
30 шт.
Кисти №3, 5, 10
30 шт.
Емкости для воды
30 шт.
Пластилин
30 шт.
Клей
30 шт.
Ножницы
30 шт.
4 класс
Печатные пособия
«Изобразительное искусство 4 класс» 10 репродукций с описанием
Комплект таблиц «Введение в цветоведение»
Цвет в геральдике
«Основы декоративно-прикладного искусства»
Коллаж
Витраж
Мозаика
Павло-посадские платки
Вологодское кружево
Д
Д
Д
Набор для муляжей
Набор муляжей фруктов, овощей, грибов для рисования
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) справочник единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (выход в интернет), что позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем предмету «Изобразительное искусство»:
Календарно-тематическое планирование ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство»
В 4 М КЛАССЕ
на 2014 – 2015 уч. г.
№ урока
Тема урока
Способ деятельности
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Результат
Вид контроля
По плану
Фактически
Примечание
Истоки родного искусства (9ч.)
1.
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж
Рисование по памяти и представлению
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся должны учиться умению работать с гуашью и акварелью.
Контроль и учет выполненной работы
02.09
2.
Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года.
Художественные работы в технике бумажной пластики
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
Уч-ся должны учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти.
Контроль и учет выполненной работы
09.09
3.
Гармония жилья с природой
Конструирование
Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся должны раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой.
Контроль и учет выполненной работы
16.09
4.
Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.
Коллективная работа
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся должны учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах.
Контроль выполненного панно
23.09
5.
Образ русского человека (женский образ)
Тематическое рисование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Уч-ся должны учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.
Контроль и учет выполненной работы
30.09
6.
Образ русского человека (мужской образ)
Тематическое рисование
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Изображать радость или грусть (работа гуашью).
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Уч-ся должны совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.
Контроль и учет выполненной работы
07.10
7.
Воспевание труда в искусстве
Тематическое рисование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Уч-ся должны совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности.
Контроль и учет выполненной работы
14.10
8.
Народные праздники
Коллективная работа
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении.
Контроль и учет выполненной работы
21.10
9.
Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства»
Декоративно-творческое конструирование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся должны учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного.
Выставка рисунков
28.10
Древние города нашей Земли (7ч)
10.
Древнерусский город крепость
Конструирование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся рисуя должны учиться определять пропорции крепостной башни.
Контроль и учет выполненной работы
11.11
11.
Древние соборы
Конструирование
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Уч-ся должны освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти.
Контроль и учет выполненной работы
18.11
12.
Древний город и его жители
Коллективная работа, конструирование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению.
Контроль и учет выполненной работы Контроль и учет выполненной работы
25.11
13.
Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно.
Тематическое рисование
Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Уч-ся должны развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.
Контроль и учет выполненной работы
02.12
14.
Города русской земли
Рисование по памяти
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Уч-ся должны развивать навыки графики, композиционного мышления.
Контроль и учет выполненной работы
09.12
15.
Узорочье теремов
Декоративное рисование
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Уч-ся должны учиться выражать настроение в живописи.
Контроль и учет выполненной работы
16.12
16.
Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.
Коллективная работа, рисование по представлению, игровые формы
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Развивать у уч-ся изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление.
Выставка рисунков
23.12
Каждый народ – художник (11ч)
17.
Праздник как элемент художественной культуры страны.
Образ японских построек
Рисование по представлению
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради.
Уч-ся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки.
Контроль и учет выполненной работы
13.01
18.
Отношение к красоте природы в японской культуре
Тематическое рисование
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради.
Уч-ся должны усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы.
Контроль и учет выполненной работы
20.01
19.
Образ человека, характер одежды в японской культуре
Рисование по памяти и представлению; коллективная работа
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа.
Контроль и учет выполненной работы
27.01
20.
Искусство народов степей
Тематическое рисование
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради.Коллективная работа, конструирование. Практическая работа Материалы по выбору
Уч-ся должны учиться соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья.
Контроль и учет выполненной работы
03.02
21.
Образ художественной культуры средней Азии
Обрывная аппликация из цветной бумаги
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны продолжать учиться рисовать по памяти и воображению.
Контроль и учет выполненной работы
10.02
22.
Образ красоты древнегреческого человека
Рисование по памяти и представлению
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны учиться развивать навыки изображения человека в движении.
Контроль и учет выполненной работы
17.02
23
Древнегреческая архитектура
Конструирование
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны совершенствовать конструктивный и изобразительный навык.
Контроль и учет выполненной работы
24.02
24
Олимпийские игры в древней Греции
Коллективная работа
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны совершенствовать изобразительный навык и глазомер.
Контроль и учет выполненной работы
03.02
25.
Образ готических городов средневековой Европы.
Средневековая архитектура.
Конструирование
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции.
Контроль и учет выполненной работы
10.03
26.
Средневековые готические костюмы
Коллективное панно.
Коллективная работа
Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания учебника и в рабочей тетради. Практическая работа
Уч-ся должны совершенствовать навыки изображения людей;
Контроль и учет выполненной работы
17.03
27.
Обобщение по теме каждый народ художник
Беседа, игровые формы, работа в тетради
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Уч-ся должны сделать общие выводы по предыдущей теме.
Контроль и учет выполненной работы
07.03
Искусство объединяет народы (7ч)
28.
Все народы воспевают материнство
Рисование по представлению
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Уч-ся должны развивать навык рисования по представлению.
Контроль и учет выполненной работы
14.04
29.
Все народы воспевают мудрость старости
Тематическое рисование
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
Уч-ся должны совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.
Контроль и учет выполненной работы
21.04
30.
Сопереживание великая тема искусства
Тематическое рисование
Изучить работы советских художни- ков, посвящённые Великой Победе.
Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
Уч-ся должны учиться определять средства художественной выразительности.
Контроль и учет выполненной работы
28.04
31.
Герои борцы и защитники
Лепка, эскиз памятника герою
Изучить работы советских художни- ков, посвящённые Великой Победе.
Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
Уч-ся должны совершенствовать графические навыки.
Контроль и учет выполненной работы
05.05
32.
Герои борцы и защитники
Юность и надежды
Тематическое рисование
Изучить работы советских художни- ков, посвящённые Великой Победе.
Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
Развивать у уч-ся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.
Контроль и учет выполненной работы
12.05
33.
Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина.
Игровые формы, чтение докладов, беседа, конкурсы
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Уч-ся должны развивать познавательные потребности, творчество и воображение.
Выставка рисунков
19.05
34.
Итоговая творческая работа
Творческая работа
Составлять и использовать для создания композиции опорную схему
Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы
Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей).
Развивать у уч-ся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.
Выставка рисунков
26.05
13PAGE 15
13PAGE 141615
15