Конспект урока по теме: «Вязание крючком. Перуанское вязание.» (9 класс)
Конспект занятия по технологии в 9 классе
к разделу «Вязание крючком»
или по дополнительному образованию.
Сибилева Ирина Владимировна
учитель технологии
Педагогический стаж 19 лет.
Категория 2.
Тема урока по учебно-методическому плану: Вязание крючком. Техника перуанского вязания.
Форма урока: комбинированный урок с использованием презентации.
Цели:
познакомить учащихся с техникой перуанского вязания, назначением, особенностями и основными элементами;
научить технике выполнения перуанского вязания,
развивать навыки работы крючком и спицами;
воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование:
пряжа,
крючки, линейки, толстые фломастеры, спица для перуанского вязания,
образцы вязания,
схемы,
презентация
компьютер.
Ход урока:
Добрый день! Я рада приветствовать Вас на уроке. Прежде, чем заняться сегодня интересным делом, я хотела бы задать вопрос: хотели бы вы познакомиться с другими способами вязания крючком?
Если по ходу нашего занятия у Вас возникнут вопросы Вы можете воспользоваться таблицами с условными обозначениями или обратиться ко мне.
Содержание занятия
слайд
Казалось бы, все приемы вязания известны и достаточно обыденны, но практически в каждом крае и стране есть свои особые способы создания красивых вязаных вещей. Одной из таких стран является Перу
Слайд № 1
Перу – удивительная страна, где соединены две культуры. В ней присутствует наследие испанских колонистов, прибывших сюда в первой половине шестнадцатого века и индейцев, живших на этих землях испокон веков. Естественно, две культуры отразились на многих аспектах жизни перуанцев. Европейское и индейское наследие присутствует в архитектуре, керамике и текстиле. А именно ткачество и вязание занимает в жизни современных перуанцев огромное место (собственно, потому и возникает сам феномен перуанское вязание). Ведь многие из них живут в Андах, где температуры бывают совсем не по южноамериканскому холодными. Поэтому перуанцы вынуждены носить шерстяные накидки, носки и даже шапки-ушанки (в Перу их называют чолло). Даже эти повседневные, казалось бы, вещи, сделанные в кустарных условиях местными мастерами, являются настоящими произведениями искусства, ведь в их узорах отразились культуры нескольких народов, в то или иное время населявших Перу.
Слайд № 2
Жители Перу в основном вяжут спицами (шапки, накидки, сумки, носки, пояса, милые декоративные безделушки, ленточки, подушки, покрывала).
Но перуанское вязание выполняется не только спицами (хотя этот способ наиболее распространен), но и крючком. В этом случае узор вязки отличается от традиционной «елочки» и представляет собой затейливые крупные петли.
Такой вид перуанского вязания называется «брумстик», что в переводе означает «палка от метлы». На заре освоения этой техники мастерицы действительно вязали на ручке метлы эти причудливые петельки.
И сейчас это вид вязания распространен не только в Перу, но и в Северной Америке, Европе и начинает шествие по просторам нашей Родины.
Слайд № 3
Инструменты и приспособления
Для вязания в перуанской технике требуется одновременно короткий крючок, соответствующий толщине пряжи, и толстая спица, та самая «палка от метлы».
Если с крючками все понятно, их можно купить в любом соответствующем магазине, то где взять такую спицу? В наших магазинах их пока недостаточно, а если быть точнее – очень мало.
Но ничего страшного. Вспомним русскую поговорку «Голь на выдумки хитра» - это значить, что спицу мы можем заменить. Взять толстый маркер, 2 фломастера, линейку, какую-нибудь пластмассовую трубку или вилку для вязания.
Слайд № 4
Пряжу лучше брать тоньше, вязание будет смотреться более ажурным. Пряжа, примерно 250-300 м в 100 г, желательно хлопок. Нить должна свободно скользить и не быть слишком тонкой, для облегчения процесса обучения.
Слайд № 5
Рисунок, выполненный в перуанской технике вязания, чем-то напоминает образцы вязания спицами «вытянутые петли».
Итак. Сегодня Вы познакомитесь с техникой перуанского вязания и сможете в дальнейшем использовать ее для создания собственных шедевров.
Для работы вам понадобится: Пряжа;
Крючок;
Линейка (также можно вязать на двух толстых спицах).
Слайд № 6
Для того чтобы выполнить брумстик сначала надо связать цепочку из воздушных петель. После этого из каждой воздушной петли нужно вытянуть длинную петлю и накинуть на толстую спицу или линейку, их количество должно быть кратно пяти. После завершения набора петель на эту спицу (линейку) нужно пересчитать все получившиеся петли. Количество петель должно быть кратно 5 (4, 3) и затем для удобства и поднятия можно набрать 4 воздушнее петли и начать провязывать группы петель по пять (три, четыре). Для этого собирают на крючок первые пять (три, четыре) вытянутых петель, захватывают рабочую нить и соединяют все пять петель, провязывают столбик без накида. Таким образом, вяжут еще четыре столбика. И так до конца ряда, затем в конце вязания можно провязать столбик с двумя накидами для оформления края. Изделие не переворачивают, как обычно, а вытягивают длинную петлю через крайний столбик без накида - так до конца ряда. Конечно же, брумстик не является традиционным в Перу, но все же несет некоторые культурные особенности этой страны.
Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11
Вязание начинается крючком.
1. Необходимо набирать цепочку воздушных петель. В нашем случае мы будем вязать брумстик с «арочками», равными 5 петлям, а значит и длина цепочки должна быть кратной этому числу.
2. Петлю, что на крючке, вытягиваем и надеваем на линейку. Это будет нашей первой составляющей будущих арочек.
Слайд № 7
3. Далее, подтягивая нить свободными пальцами левой руки, чтобы петельки ровно ложились на линейку, вытягиваем петли из всех петелек воздушной цепочки и надеваем их на линейку. Для удобства другой конец линейки можно упереть в колени, тогда она будет зафиксирована то сам процесс пойдет быстрее.
4. Надев все петельки на линейку, провязываем 4 воздушные петли, для поднятия
Слайд № 8
5. Аккуратно, придерживая петельки снизу, снимаем пять штук с линейки. Первая арочка ряда – самая сложная и здесь лучше не спешить.
6. Надеваем снятые петли на крючок, образуем из нитей что-то наподобие тоннеля.
Слайд № 9
7. Делаем накид рабочей нитью, не забыв оставить ее за вязанием. На фото вы видите, что нить по диагонали пересекает петли, скинутые на крючок. Зафиксировав воздушную цепочку внизу, выровняйте петли на крючке, чтобы они легли ровно, а рабочая нить сзади не провисала и не стягивала их.
8. Протягиваем сделанный накид в «тоннель», разделяя между собой тем самым нити задней и передней стенок арочки, и обвязываем наши петли пятью столбиками без накида.
Слайд № 10
9. По аналогии снимаем и обвязываем оставшиеся на линейке петельки по пять штук.
В конце ряда можно провязать столбик с двумя накидами в последнюю петлю, для оформления края.
Слайд № 11
10. Поворачиваем вязание, вытягиваем петлю, что находится на крючке, надеваем ее на линейку и повторяем все снова.
Если вы все сделали правильно, у вас должен получиться вот такой образец.
Итак начнем.
Перед вами на столе уже лежат начатые образцы, вам просто нужно будет продолжить вязание Вам, необходимо будет продолжить работу, если возникну какие-то вопросы, то можно будет обратиться ко мне
Слайд № 12
Между рядами, связанными брумстиком, можно вставлять и другие узоры, фантазируя на свой вкус.
Края узора, связанные таким образом, не требуют дополнительной обработки.
Готовое полотно необходимо разровнять, чтобы петельки легли аккуратно и ровно. Для этого просто возьмите за верх и низ полотна и распрямите его, поводив слегка вправо-влево. Для закрепления красиво уложенных петелек изделие можно отпарить, если это позволяет пряжа.
Слайд № 13
Преимуществом перуанского вязания является малая деформация изделий, связанных в этой технике, расход пряжи чуть больше, чем при вязании на спицах и быстрота вязания.
Слайд № 14
В такой технике традиционно вяжутся шарфы, сумки, жакеты, пледы и разные декоративные мелочи.
Слайд № 15
Спасибо всем за работу! Желаю успеха!
Слайд № 16
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд № 17
15