Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс Природа родного края. 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена на основе книги для начальных классов «С азбукой по родному краю». (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы – составители Пряникова Н.Е., Шик Н.Е. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012. – 116 с.)
Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю»: расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края.
Курс изучается на примере краеведческого материала, который расположен в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.
Задачи:
- пробудить у ребёнка интерес и уважение к событиям далёкого прошлого и преданиям родной земли, к людям, прославившим её, к природе родного края;
- способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
- обеспечивать развитие детей, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
- воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир, любовь к прошлому и настоящему своего народа, своего края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и познавательности – знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Формы организации обучения
коллективные
групповые
индивидуальные
- просмотр слайдов;
- путешествия по родному краю (заочные);
-праздники творчества, игры, конкурсы
- занятия;
- экскурсия;
- обсуждения
- беседа;
- творческие задания;
- собеседование;
- практическая работа
Методы обучения в кружке
словесные
наглядные
практические
- рассказ;
- объяснения;
- беседа
- наблюдение;
- демонстрация
- игры;
- выставка;
- конкурсы
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятия из класса переносятся, по возможности, в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоём, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т.д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр, праздников на свежем воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие, туристические, проектные технологии.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».
Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения, мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Главная идея курса - всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, ь расположенные в алфавитном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом не исключается возможность ведения отдельного курса
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа разработана для 1 класса (6,5 -7 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю, 35 минут в I полугодии, 45 минут во II полугодии, всего 33 часа. Срок реализации 1 год.
Реализация, краеведческого курса может осуществляться через интеграцию краеведческого материала в предметы федерального компонента или через план внеурочной деятельности.
Интеграция краеведческого материала в предметы федерального компонента в первом классе возможна на уроках обучения грамоте, литературного чтения, уроках окружающего мира, изобразительного искусства.
На уроках обучения грамоте можно знакомить учащихся с произведениями брянских писателей и поэтов. На уроках окружающего мира детей можно знакомить с историей родного края, его природным своеобразием. (Материал вводится по мере прохождения федеральной программы и в соответствии с темами).
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа факультатива «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся увидят в привычном окружающем мире красоту, богатство своей малой родины, приобретут знания краеведческого характера, связанные с историей Брянского края;
- учащиеся научатся ценить и беречь природу;
- научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- учащиеся научатся делать предварительный отбор источников информации;
- научатся вести себя в кругу друзей, семьи, общественных местах;
- овладеют навыками взаимопомощи.
Условия реализации:
1. Весь, предусмотренный программой теоретический и практический материал, выданный в полном объеме.
2. Учет возрастных и личностных особенностей детей.
3. Использование методического материала.
4. Наличие помещения для занятий с кружковцами.
5. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, компьютер.
Содержание курса внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю»
1.Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа.
2.Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа.
3.Сказки Брянского леса. - 2 часа.
4 . Животный мир Брянской области. - 2 часа.
5.Природа родного края. -2 часа.
6.Поэтическая Брянщина. -2 часа.
7. Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.3 часа
8.Из истории Брянского края. -4 часа.
9.Герб Брянской области. - 1 час.
10.Легенды Брянского края. - 2 часа.
11.Памятники природы.2 часа.
12. К истокам слова. - 1 час.
13.Суровые годы войны. - 2 часа.
14.Учимся работать с картой Брянской области. -2 часа.
15.Занимательное азбуковедение. - 2 часа.
16.Конкурс грамотеев. - 1 час.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся по курсу внеурочной деятельности
«С азбукой по родному краю»
№
п/п
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Введение. 3емля Пересвета. Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.
Знать свои анкетные данные.
Объяснять происхождение названия области, города, истории нашего города. Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы А.
Знать историю деревни Андреевка.
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б1]. Родной наш Брянск
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Б.
Знать историю названия города Брянск.
Уметь правильно расставлять ударение
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы В.
Знать историю деревни Василевка.
Знать этимологию названий некоторых животных
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Г.
Знать историю создания герба Брянской области, отличать его от других гербов.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю деревни Гордеевка.
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Д.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать информацию о реке Десна.
Знать историю города Дятьково.
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Е.
Уметь правильно расставлять ударение.
Знать о растениях Брянской области, правила поведения в лесу
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ё.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать некоторые памятники природы Брянской области
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ж.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю деревни Жирятино.
Знать информацию о реке Жеведа
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы З.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Злынка.
Знать информацию о птицах Брянской области, в частности Зимородок
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы И.
Уметь правильно расставлять ударение.
Знать информацию о реке Ипуть
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Уметь правильно расставлять ударение
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы К.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю города Карачев, Клинцы.
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Л.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю деревень Локоть, Брасово.
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы М.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю города Мглин.
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Н.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю городов Новозыбков, Навля.
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы О.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю деревни Овстуг.
Знать информацию о поэте Тютчеве
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы- Александр Пересвет.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы П.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать информацию о растениях Брянской области, в частности о папоротнике
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Р.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю деревни Рогнедино.
Знать информацию о реке Ревна
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы С.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Суземка.
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Т.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Тюнино.
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы У.
Уметь правильно расставлять ударение
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ф.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Фокино.
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Х.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Дятьково, его достопримечательности- Дятьковский хрусталь
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ц.
Уметь правильно расставлять ударение
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ч.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Чернь.
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ш.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю населенного пункта Шеломы.
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Щ, или в названии которых есть эта буква.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю Сещенского подполья
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ь.
Уметь правильно расставлять ударение
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты и реки, в названии которых есть буква Ы.
Уметь правильно расставлять ударение
Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ъ.
Уметь правильно расставлять ударение
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Э.
Уметь правильно расставлять ударение
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ю.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать историю Юдиново
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.
Уметь отгадывать загадки, решать ребусы.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ю.
Уметь правильно расставлять ударение
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Я.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема раздела
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Примечание.
Вид контроля
1
Введение. «Земля Пересвета». Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист – символ счастья и удачи.
2
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б]. Родной наш Брянск.
3
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в]. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».
4
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г]. Герб Брянской области.
5
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д]. Река Десна.
6
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [ й э ]. Реки Брянской области.
7
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [ й о ]. Памятники природы.
8
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.
9
Согласные буквы З, з, обозначающие согласные звуки [з], [з]. Город Злынка.
10
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [ и ]. Ипуть – река.
11
Согласные буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й]. И. Швец «Наша Брянская область».
12
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к]. Клинцы, Красный Рог, Карачев.
13
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л]. Легенды Брянского края.
14
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м]. Путешествие по населённым пунктам: Мглин.
15
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н]. Новозыбков, Навля.
16
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [ о ]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.
17
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы – Александр Пересвет.
18
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р]. Ревна. Рогнедино.
19
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с]. Брянский Сусанин.
20
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т]. Парк культуры и отдыха А.К. Толстого.
21
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [ у ]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
22
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф]. Город революционера И.И. Фокина.
23
Согласные буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х]. Слово о Дятьковском хрустале.
24
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ ц ]. Птицы Брянского края.
25
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ ч]. Грибы Брянского края.
26
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16 в. Шеломы.
27
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ]. Сещенское подполье.
28
Буква ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
29
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.
30
Буква ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.
31
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [йэ].
32
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие гласный звук [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.
33
Гласные буквы Я, я, обозначающие гласный звук [йа]. Яловка. Брянск – наш край родной.
Итого: 33 часа
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «С Азбукой по родному краю» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия.
Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
С Азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.- 116 с.
К техническим средствам обучения, которые могут использоваться на уроках, относятся
DVD плеер, телевизор;
компьютер, медиапроектор;
ресурсы интернета http:// school-collection.edu/ru
13PAGE 15
15