Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Планета загадок. 1-3 классы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»
«Рассмотрено» на заседании «Утверждено»
Экспертного совета Директор МКОУ ООШ
отдела образования администрации с. Венцелево
муниципального образования Н.П.Кузнецова____________
«Ленинский муниципальный район»
«_____»___________20____г. «_____» _________20____г.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
в 1-3 классах
общеинтеллектуального направления
«Планета Загадок»
Составитель: Олейник Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка к программе
«Планета Загадок»
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета Загадок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся на основе Примерных программ внеурочной деятельности (Авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов). Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа – нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на Примерные программы внеурочной деятельности (Авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов).
Нормативно-правовая и документальная основа программы:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Примерные программы внеурочной деятельности (Авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Актуальность
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Программа позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Цели программы
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
Создание условий для развития у обучающихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной, коммуникативно-грамотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы
Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды;
Расширение кругозора учащихся,
Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 3-х учебных лет. Возраст детей 6,5-10 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения из расчета 1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
Итого – 101 час.
Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Формы и режим занятий:
1. Информационные.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Занятия - практикумы.
5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевые игры.
Место проведения занятий - классная комната во внеурочное время, музейный уголок СДК с. Венцелево, школьная и сельская библиотеки, районная библиотека с. Ленинское.
Содержание программы
1 год обучения (33ч.)
1. Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему люди не летают?
Крокодилы.
Какое животное первым появилось на суше?
Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни?
Что такое песок?
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Потомки волка.
Чутье обычное и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (5 ч).
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Растения-рекордсмены (1 ч).
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Содержание программы
2 год обучения (34ч.)
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Растения-путешественники? (Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Еврейской автономной области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые заочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Содержание программы
3 год обучения (34ч.)
Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Откуда взялись растения? Палеоботаника - что это? Сколько лет папоротнику?
Что такое лишайники? (практическая работа) Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву? Растения-хищники.
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Что случилось с животными в ледниковый период?
Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны?
Почему кенгуру встречается только в Австралии?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Как удается мухе ходить по потолку?
Что такое богомол? Какое насекомое живет дольше всех? Кто такие цикады?
У какого насекомого уши расположены на ногах? Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? Кто такие спелеологи?
Кто живет в пещерах? Какое озеро самое пресное в мире? Сталактиты и сталагмиты.
Каменные грибы и каменный виноград.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. По следам снежного человек. (1 ч).
Загадки, свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагаемые результаты по окончанию работы по данному курсу:
- уметь принимать информацию;
- уметь её анализировать, выдвигать гипотезы,
строить предположения;
- уметь работать со справочной, энциклопедической и
научно-популярной литературой;
- знать способы поиска ответов на поставленные вопросы;
- видеть красоту в природе;
- видеть загадки в природе и находить на них ответы;
- уметь работать по карте;
- уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.
Форма диагностики
Результаты участия в предметных олимпиадах; конкурсах.
Участие в научно-практических конференциях.
Список литературы
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль,
1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать
и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника
«Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных,
ли о чем е узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо всюду».
Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А.
Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
Редкие и исчезающие виды растений и животных
Томской области. Томск, 1984.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
.
15