Программа внеурочной деятельности Разноцветная палитра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР директор школы
________( Е.В.Казакова) _________(А.В. Мильчаков.)
«___»__________2015г. «___»__________2015г.
Программа внеурочной деятельности
«Разноцветная палитра»
Автор: Бегенеева
Елена Рудольфовна
Возраст детей: 6,5-10лет
Срок реализации: 4 года
с. Тыловай, 2015г
Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра»
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 20106. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» является программой художественно-эстетической направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет; исследовательский – 3-4 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Темы занятий строятся по принципу: от теории к практике. На первом занятии знакомятся с теорией, на втором занятии выполняют практическое, творческое задание.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов
Количество часов
Программа рассчитана на 270 часов: 1 кл – 66 ч., 2 – 4 кл. – по 68 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2ч в неделю.
Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
Основные разделы
1 год - «Радужный мир»
2 год - « Мы учимся быть художниками»
3 год - «Мы художники»
4 год - «Мы рисуем и исследуем»
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разноцветная палитра»
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данной программы должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
1-й год
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й год
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й годы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Программа решает задачи внеурочной деятельности:
занятость детей в свободное время;
организация дополнительного досуга;
раскрытие творческих способностей детей, дальнейшее развитие талантов;
ранняя профориентация.
При разработке программы учитываются возрастные особенности школьников, их интересы и потребности. Педагогом могут вноситься незначительные изменения в содержании программы. Содержание программы расписано на 4 года обучения. Учебно – тематический план составляется на каждый последующий учебный год .Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й год «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством и работами лучших художников нашей страны и мира
Учебно -тематический план
№ Тема занятия
Кол-во часов Содержание занятия
1 «Знакомство с королевой Кисточкой». 1 Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в программу.)
2 Королевство волшебной Кисточки 1 Знакомство с видами ( живопись, графика, скульптура) и жанрами ИЗО (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, тематическая картина). обзор и знакомство с материалом. Просмотр презентации, работ учителя, студентов ДПТ и учащихся.
3 «Что могут краски?» 1 Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. (техника по сырому, прозрачность акварели…; просмотр презентации, работ учителя, студентов ДПТ и учащихся)
4 «Что могут краски?» 1 Смешение красок: « Радуга» . Создаем работу .
«Коварство» черной краски. Свойства черной краски при смешивании с другими ерасками5 «Изображать можно пятном». 1 Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
6 «Изображать можно пятном». 1 Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
7 «Осень. Листопад». 1 Экскурсия по селу. Наблюдение за изменениями в природе осенью. Сбор листьев и природного материала для творческих работ.
8 «Осень. Листопад». 1 Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
9 «Силуэт дерева». 1 Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Просмотр слайдов, наглядного материала. Зарисовки различных по форме деревьев. В чем сходство и отличие разных видов деревьев ( строение, форма ствола, расположение ветвей, формирование кроны…)
10 «Силуэт дерева». 1 Работа на пленэре. Наблюдение. Изображение дерева с натуры (простой карандаш, восковой мелок или цветной карандаш - работа одним цветом).
11 «Грустный дождик». 1 Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Просмотр наглядного материала.
12 «Грустный дождик». 1 Сказка «Грустный дождик» - пофантазировать и сочинить свою сказку, изобразив на бумаге акварельными красками (работа в технике по – сырому).
13 «Изображать можно в объёме». 1 Скульптура. Материалы и инструменты скульптора. Просмотр презентации и работ.
14 «Изображать можно в объёме». 1 Превратить комок пластилина в птицу, животное. Лепка ( пластилин, стеки, картон или дощечка). Маленькая скульптура.
15 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 1 Наблюдение за окружающим: живой и неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.
16 «Здравствуй, мир!» 1 Что я увидел на экскурсии. Работа по памяти и впечатлению «Здравствуй, мир!» материалы: акварель, цветные карандаши.
17 «Красоту нужно уметь замечать». 1 Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Просмотр работ, обсуждение увиденного.
18 «Красоту нужно уметь замечать». 1 Красота фактуры и рисунка. Изображение спинки ящерки.
Работа над фактурой.
19 «Узоры снежинок». 1 Экскурсия – прогулка. Наблюдение за формами снежинок в природе: какие они разные. Снежинка на моей варежке. Обсуждение, высказывание…Просмотр видеоряда.
20 «Узоры снежинок». 1 Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
21 Рисуем дерево тампованием. 1 Изучаем технику тампования. Особенности техники, материалы, краски. Просмотр видеоматериала, беседа, обсуждение.
22 Рисуем дерево тампованием. 1 Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
23 «Зимний лес».
1 Особенности зимнего пейзажа. Наблюдение деревьев за окном. Характер деревьев. Прослушивание стихотворения «Зимний лес», просмотр наглядного материала.
Если позволяет погода, сходить на экскурсию, понаблюдать за зимними деревьями.
24 «Зимний лес». 1 «Зимний сказочный лес». Представить зимнюю сказку.
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
25 «Портрет Снегурочки». 1
Жанр портрета. Пропорции человеческого лица. Цветоведение. Холодные цвета.
Урок – игра: общение по телефону.
26 «Портрет Снегурочки». 1 Выполнить «Портрет Снегурочки». Образ по представлению и впечатлению с соблюдением пропорций . творческое задание.
27 «К нам едет Дед Мороз ( Тол Бабай) »..1 Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.
28 «К нам едет Дед Мороз ( Тол Бабай)»..В гостях у Тол Бабая. Творческое задание: выполнить работу по представлению.
29 «Снежная птица зимы»..1 Знакомство с видами орнаментов. Орнамент в полосе, в круге, квадрате. Геометрический, растительный, животный …орнамент. Холодная гамма цветов.
30 «Снежная птица зимы»..1 Составить орнаментальную композицию в полосе. Узор для шапки, шарфа или варежки. Холодная гамма цветов. Гуашь.
31 «Дом снежной птицы». 1 Геометрический орнамент. Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
32 «Дом снежной птицы». 1 Придумай «Дом для снежной птицы», укрась узором элементы дома ( наличники, полотенце, причелина…). Геометрический орнамент. Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
33 «Ёлочка – красавица». 1 Беседа о Новогоднем празднике, каникулах. Впечатления ребят о прошедшем празднике. Праздник и карнавал в произведениях художников. Просмотр презентации, наглядного материала.
34 «Ёлочка – красавица». 1 Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа «Елочка красавица» - новогодняя, в зимнем лесу…Свободный выбор материала.
35 «Кто живёт под снегом». 1 Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета.
36 «Кто живёт под снегом». 1 Творческое задание на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
37 «Красивые рыбы». 1 Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала,
38 «Красивые рыбы». 1 Творческое задание «Красивые рыбы», «Сказочная рыбка» .Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала Гуашь..39 «Мы в цирке». 1 Урок –игра. Виртуальное посещение цирка, прогулки по цирку, просмотр циркового представления. Дети фантазируют, рассказывают о происходящем. Делятся впечатлениями о Цирке. Просмотр работ, афиш по теме. Эмоциональный настрой.
40 «Мы в цирке». 1 Выполнение творческого задания – фонтазии. Эмоциональный настрой. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
41 «Волшебная птица весны». 1 Основы цветоведения, Теплые цвета,
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
42 «Волшебная птица весны». 1 Создать декоративную композицию «Волшебная птица весны» Коллективно – индивидуальная работа. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
43 «Моя мама». 1 Знакомство с жанром портрета. Беседа. Просмотр произведений художников, работ студентов и учащихся. Обсуждение, анализ произведений и работ.
44 «Моя мама». 1 Творческая работа. Основы композиции. Пропорции лица. Цветовое решение.
45 «Цветы и травы» 1 Графика. Графические материалы . Изобразительные свойства графических материалов: фломастеры, мелки, уголь, сангина, тушь, перо, простой карандаш, цветные карандаши, ручка гелевая. Ритм пятен и линий.
46 «Цветы и травы» 1 Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков…(самостоятельный выбор материала детьми). Композиция «Цветы и травы». Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».
47 «Цветы и бабочки». 1 Декоративные композиции. Просмотр наглядного материала.
Знакомство с различными техниками (фактурный рисунок, цветная бумага и фломастеры…). Графические материалы и их возможности.
48 «Цветы и бабочки». 1 Декоративное рисование. Композиция «Цветы и бабочки». Цветная бумага, фломастеры.
49 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». 1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Просмотр наглядного материала. Обсуждение, создание эскиза работы.
50 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». 1 Коллективное панно. Работа творческих групп над проектом- композиция из природного материала.
Повторение понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Выполнение творческого задания.
51 «Моя семья» 1 Жанры : тематическая картина, портрет. Обсуждение темы. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
52 «Моя семья» 1 Творческая работа « Моя семья». Беседа с показом детских работ. Выполнение задания. Материал по выбору учащихся.
53 «Веселые фигуры» 1 Понятие о геометрических фигурах – пятнах. Ритм цветовых геометрических пятен: линия, точка, круг, квадрат, треуголник… Цветная бумага. Цветоведение - основные цвета.
54 «Веселые фигуры» 1 Ритм цветовых геометрических пятен. Цветная бумага. Основные цвета. Рисуем и играем. Преобразуем геометрические фигуры в веселые образы. Стилизация (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры).
55 «Домашние питомцы» 1 Анималистический жанр. Наброски животных. Беседа с показом репродукций художников, работ учителя, студентов, детские работы. Задание: понаблюдать за домашними животными.
56 «Домашние питомцы» 1 Рисование домашних животных, просматривая видеоряд. Схематическое построение, пропорции фигур животных.
Зарисовки, копирование с работ.
57 «Победителям – Слава! 1 Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. Экскурсия к памятнику – обелиску участникам ВОВ в селе Тыловай.
58 «Победителям – Слава! 1 Творческая работа – проект: «Победителям – Слава!». Создание галереи портретов. Мой прадед – Участник ВОВ. Портрет моего прадедушки. Создание проекта – галереи класса «Победителям – Слава!» из фотографий, принесенных ребятами.
59 «Весенняя клумба» 1 Экскурсия во двор школы. Наблюдение за весенней природой, первыми цветами (подснежники, мать и мачеха). Зарисовки с натуры.
60 «Весенняя клумба» 1 Основы цветоведения - тёплая палитра. Пробуждение, природы. Рисование первых весенних цветов. Гуашь.
61 «Веселая игра» 1 Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
62 «Веселая игра» 1 Творческая работа в паре «Веселая игра» - рассказы детей в картинках о любимых играх.
63 «Лето, здравствуй!» 1 Беседа о временах года, о приближении лета. Пейзаж летний - - просмотр работ художников. Обсуждение, анализ произведений. Показ детских работ. Фантазия о лете - эскиз будущей работы.
64 «Лето, здравствуй!» 1 Творческая работа. Декоративная композиция на тему «Лето, здравствуй!» Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры или гелевая ручка.
65 «Маленькая галерея». 1 Оформление выставки детских работ. Работы детей за учебный год. Анализ работы за год.
66 Итоговое занятие. 1 Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных ребят. Подведение итогов.
ИТОГО: 66 часов
2-й год «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Условиями реализации программы являются:
Сотрудничество с учителями ИЗО, технологии.
Встречи с учащимися подобных творческих объединений.
Наличие наглядного материала.
Обеспечение инструментами и материалами для выполнения практических заданий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
к концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Методическое обеспечение программы
Список литературы для педагога.
Баталова И. Роспись по дереву. Москва «Эксмо», 2007г.
Газарян С. Прекрасное своими руками. Москва.«Литература»,1989г Детская.
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Горяева. Н. А, Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Москва. «Просвещение», 2003г.
Жемчугова П.П.Изобразительное искусство (иллюстрированный словарик школьника). С.Петербург. «Литера», 2006г.
Журнал «Школа и производство» № 2. Москва, « Школа- Пресс»,1996г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Мителло К. Модная аппликация. Москва.«Эксмо», 2006г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Осетров Е. Краса ненаглядная. Москва. «Малыш»,1985г.
Полунина В.Н. Искусство и дети. Москва. «Просвещение»,1982г.
Платонова Н.И,Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. Педагогика», 1983г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Рогов А. Конь копытом бьет. Москва. « Малыш», 1988г.
Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. «Просвещение», 1984г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Москва « Советская Россия», 1984г.
Уткин П.И, Королева И. С. Народные художественные промыслы. Москва. «Высшая школа», 1992г.
Федотов Г. Дарите людям красоту. Москва « Просвещение»,1985г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г
Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
В.С. Кузин «Изобразительное искусство». «Дрофа».2004г.
В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
Список литературы для учащихся.
Баталова И. Роспись по дереву. Москва «Эксмо», 2007г.
Газарян С. Прекрасное своими руками. Москва. «Детская литература», 1989г.
Горяева Н. А, Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека .Москва. « Просвещение», 2003г.
Жемчугова П.П.Изобразительное искусство (иллюстрированный словарик школьника). С.Петербург. «Литера», 2006г.
Платонова Н.И,Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. «Педагогика», 1983г.
Мителло К. Модная аппликация. Москва.«Эксмо», 2006г.
Рогов А. Конь копытом бьет. Москва. « Малыш»,1988г.
Уткин П.И,Королева И. С. Народные художественные промыслы. Москва. «Высшая школа», 1992г.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер( по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ruСайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ruКоллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ruМузыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ruЖурнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ruОценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьника
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
где работают художники;
основные жанры живописи;
наш вернисаж;
богатства земли Русской;
техника безопасности;
как прекрасен этот мир;
информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.