Рабочая программа на 33 часа по внеурочной деятельности Разноцветная палитра (1 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Матырская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Матырская основная общеобразовательная школа
___________ А.В. Шигина
Приказ № от . .2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
класс
«Разноцветная палитра»
(изобразительное искусство)
Учитель: Эрмиш Анастасия Андреевна, стаж работы – 1 год,
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2015-2016уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, каждый родитель, воспитывающий младшего школьника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнк. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность программы обуславливается важностью художественной деятельности для развития и воспитания детей, ее востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ Т.С. Комаровой, «Изобразительная деятельность», И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду», К.К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка»,
Алексахиной Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Данная программа направлена на приобщение детей к художественной деятельности, как к ведущему способу эстетического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям выразить в рисунке, лепке свое представление о мире и понимание его. Программа дает возможность развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность.
Место предмета в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, общее количество занятий в год - 33 часа.
Цель программы:
- Формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке, развитие творческих способностей.
- развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
в рисовании:
-Обучать техническим приемам и способам изображения с помощью различных материалов; свободно экспериментировать, смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков.
- продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство)
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами пере дается настроение людей и состояние природы;
- помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости, располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта;
- учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
в лепке:
- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина, соленого теста, закреплять технические приемы лепки.
-Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.
-Учить лепить птиц, животных по типу дымковской игрушки.
Содержание программы
Вид деятельности Количество
занятий
Рисование:
Способ рисования полусухой жесткой кистью
Рисование по мятой поверхности
Рисование гуашью
Рисование восковыми мелками и акварелью
Рисование трубочками
Рисование пастелью 4
1
13
10
1
4
Всего: 33
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ребенок младшего школьного возраста должен
Знать:
Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство.
Теплые и холодные оттенки.
Особенности внешнего вида животных растений, сочетания цветов персонажей сказок.
Уметь:
1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства,
Выделять особенности предмета; передавать к рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко).
Использовать в рисунках различные техники (по-сырому монотипия, выдувание, пальцевая живопись, граттаж,и т.д.).
Использовать различные материалы (уголь, зубные щетки, поролоновые губки и др.).
Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки,
определенную цветовую гамму в соответствии с настроением,
Передавать особенности внешнего вида животных в рисунке.
Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе в рисунке.
Рисовать дома, улицы, человека.
Передавать движения людей, животных.
Соединять в одном рисунке разные материалы,
техники для создания выразительного образа.
Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
Определять названия цветов, различных оттенков.
Смешивать краски, получая различные оттенки и
использовать их в рисунке.
Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
Форма: 3 балла — передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла — есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл — искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.Композиция:3балла — расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла — на полосе листа; и соотношении по величине есть незначительные искажения; I балл — композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла — передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла — есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла — цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла — самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла — справляется при помощи взрослого; 1 балл — не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла — легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла — испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл —рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла — эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл — безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.Уровень самостоятельности,творчества3 балла- выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения.
1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не стремится к полному раскрытия замысла.
Шкала уровней: 0-8 низкий уровень,9-16- средний, 17-21-высокий уровень.
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-наглядные пособия: плакаты, книжные иллюстрации,
муляжи, скульптуры малых форм, дымковские игрушки.
Материалы и оборудование: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, акварельные карандаши ,кисти, палитра, бумага цветной картон, стаканчики для воды ,салфетки.
Ресурсное обеспечение:
И.Е. Аллаярова. Симфония красок. Конспекты занятий.М.,2007.
Васильева, М,, 1985. Программа воспитания и обучения в детском саду.
А.А. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М.,2008.
Григорьева ТТ. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М, 1995.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.
Комарова Т.С. Рисование. Демонстрационные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста. М., 1998.
Корнилова С.Н. Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5- 9 лет. М, 2000.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб., 1997.
Календарно-тематическое планирование
№
уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме (разделу)Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)
Способ рисования полусухой жесткой кистью: 4 часа; 1 час в неделю; 1 Рисование «Ежики на прогулке» (способ тычка жесткой полусухой кистью). Познакомить детей со способом рисования полусухой кистью, расширять знания о животных.
Учить детей рисовать ели, деревья,
кустарники, Побуждать детей дополнять рисунок. (грибы, цветы и др.) 2 Рисование «Ежики на прогулке» (окончание работы). 3 Рисование «Бабочка и радуга». Познакомить детей с техникой «по сырому», учить передавать образ
ясного неба, радуги, закреплять знания о цветоведении. 4 Рисование «Бабочка и радуга». Рисование по мятой поверхности: 1 час; 1 час в неделю; 5 Рисование «Волшебные цветы» (на мятой бумаге). Познакомить детей с новой техникой - рисование на «мятой бумаге». Воспитывать фантазию и воображение. Рисование гуашью: 13 часов; 1 час в неделю; 6 «Чудо-краски». Показать детям способ смешивания трех основных цветов, побуждать к экспериментированию с цветом. 7 Рисование «Букет для осени». Познакомить детей с жанром натюрморт, Познакомить детей
С акварельными карандашами, учить детей относить цвета к теплой и холодной гамме. Учить детей рисовать ветку рябины, дубовые и кленовые листья. 8 Рисование «Букет для осени» (окончание работы). 9 Рисование: «Снегири на ветке» Учить рисовать снегиря гуашевыми красками, использовать метод тычка для веточек ели, расширять знания о перелетных птицах. 10 Рисование: «Снегири на ветке» (окончание работы). 11 Рисование «Зимняя сказка» Знакомить детей с техникой граттаж, учить детей выполнять фантастический образ деревьев и снежинок.
Развивать воображение и фантазию. 12 Рисование «Зимняя сказка» (окончание работ). 13 Рисование «Слоники». Закреплять умения рисовать животных, передавать строение и окраску, побуждать детей к
дополнению рисунка. 15 Рисование «Ели в серебре». Учить детей рисовать зимний лес, используя метод тычка, воспитывать чуткость к восприятию красоты зимней природы. 16 Рисование «Ели в серебре» (окончание работ). 17 Рисование «Жирафы». Учить детей рисовать жирафа, передавать строение и форму, окраску туловища. Развивать композиционные умения.
Побуждать вносить дополнения, развивать фантазию. 18 Рисование «Жирафы» (окончание работ). 19 Рисование «Красавцы павлины». Закреплять умения рисовать гуашевыми красками. Передавать в рисунке характерные особенности животных, дополнять рисунок самостоятельно (кусты, цветы и др.) Рисование восковыми мелками и акварелью: 10 часов; 1 час в неделю; 20 Рисование. «Осенние листья»
(акварель). Учить способу вливания «цвет в цвет», получение оттенков желто-зеленого и красно-желтого. 21 Рисование «Дождливый день». Знакомить детей с техникой восковые мелки+ акварель. Учить создавать образ хмурого серого неба в технике по «сырому», знакомить с понятием ритм. Поощрять стремление к самостоятельному выбору сюжета. 22 Рисование «Дождливый день». 23 Рисование «Белые медведи». Учить детей рисовать животных, передавать форму тела, закреплять приемы рисования в технике восковые мелки + акварель. 24 Рисование «Белые медведи» (окончание работ). 25 Рисование «Елочка нарядная». Учить детей рисовать новогоднюю елочку, познакомить с техникой "набрызг". 26 Рисование «Елочка нарядная» (окончание работ). 27 Рисование «Пингвины на льдине» (акварель+ мелки). Знакомить детей с техникой мозаика. Учить составлять многоцветную композицию на основе контурного рисунка.
Закреплять умения работы с акварельными красками, развивать творческое воображение. 28 Рисование «Пингвины на льдине» (акварель+ мелки), (окончание работ). 29 Рисование «Пушистый котенок» (акварельные карандаши). Закреплять умения детей рисовать животных, используя акварельные карандаши, правильно наносить штрихи. Рисование трубочками: 1 час; 1 час в неделю; 30 Рисование «Весеннее настроение» (рисование трубочками.Познакомить детей со способом нетрадиционного рисования - рисование трубочками.
Развивать фантазию, воспитывать композиционные умения, самостоятельность. Рисование пастелью: 4 часа; 1 час в неделю; 31 Рисование «Рыбка» (мозаичная техника) Закреплять умения рисовать в мозаичной технике, развивать цветовосприятие, аккуратной работы с восковыми мелками и акварелью. 32 Рисование «Веселый клоун» (масляная пастель). Учить детей рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела, характерные черты лица и одежды, передать в рисунке образ веселого клоуна. Закреплять приемы аккуратного закрашивания. 33 Рисование «Бабочка-красавица» (мозаичный рисунок). Закреплять умения рисовать мозаичный рисунок, развивать чувство цвета и цветосочетания. Побуждать детей к самостоятельности.