Урок по химии на тему Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов. Физические свойства металлов.
9 класс
Автор учебника – Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Тема урока «Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов».
Тип урока. Урок – исследование.
Задачи урока.
Образовательные. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке. Рассмотреть положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов; изучить общие физические свойства металлов; рассмотреть варианты классификации металлов; продолжить изучение зависимости свойств веществ от строения их атомов.
Развивающие. Развивать умение выделять главное, сравнивать, осмысливать, анализировать, делать выводы, критически мыслить.
Воспитательные. Воспитывать общительность, взаимопомощь.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекции «Металлы и сплавы», модели металлических кристаллических решеток.
Используемые приемы и стратегии. Прием «Парная мозговая атака», стратегия «ЗХУ», прием «Кластер».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Стадия вызова
Обучающиеся в парах составляют список того, что они знают или думают по теме урока (не более 5 минут)
Вопрос учителя: Чем отличаются свойства металлов от неметаллов и, как вы считаете, с чем это связано?
Стадия осмысления
Обучающимся предлагается составить в тетради таблицу «ЗХУ».
В колонку «Знаю» обучающиеся вносят сведения, известные им о металлах.
Затем следует «загадочная пауза». Обучающимся предлагаются загадки о металлах:
Он в теченье многих лет был причиной многих бед. (Au)
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Ca)
Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na)
К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (Ru)
«Камнем» прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Li)
Из него солдатик твой, не болеет он «чумой». (Sn)
Изучение коллекций металлов.
Задание: Рассмотрите выданные образцы металлов. Найдите по справочным таблицам их температуры плавления и твердость. Расположите выданные вам металлы по возрастанию твердости, температуры плавления и теплопроводности.
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные мысли и воп- росы, возникшие при обсуждении темы на стадии вызова.
Затем обучающиеся читают новый текст в учебнике, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста заполняют колонку «Узнал» (ответы располагают напротив поставленных вопросов).
Стадия рефлексии
Обучающимся предлагается соединить то, что они знали раньше, с информацией, полученной на уроке, а затем составить кластер «Физические свойства металлов». (см. «Приложение» к уроку)
Закрепление.
Обучающихся просят ответить на следующие вопросы.
Назовите особенности строения атомов металлов.
Охарактеризуйте положение металлов в периодической системе.
Какие электроны называются «свободными»?
Что такое металлическая химическая связь?
Перечислите особенности металлической кристаллической решетки.
Назовите самый легкий и самый тяжелый металлы, а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металлы. Какие металлы являются самыми мягкими и какой металл – самый твердый?
Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?
Домашнее задание.
&34, &35, стр.112 №7, №8.
Приложение (Кластер)
хрупкие
ковкие
Ковкость
Теплопроводность
Электропроводность
жидкие
мягкие
твердые
тяжелые
легкие
легко- плавкие
тугоплавкие
Плотность
Твердость
Температура плавления
Пластичность
Металлический блеск
Физические свойства металлов
Литература
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Неорганическая химия. органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
file://D:/ХИМИЯ/ркмчп. files/articlef.htm
Штремплер Г.И., Пичугина Г.А., Дидактические игры при обучении химии. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 93с.
Шукайло А.Д., Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.