ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности От ритмики к танцу (для детей 6-14 лет, на три года обучения)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г.ХАБАРОВСКА
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
"ПЛАНЕТА ВЗРОСЛЕНИЯ"
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Научно-методическим Директор МАУ ДОД
Советом Центра Центр внешкольной работы
внешкольной работы "Планета взросления"
"Планета взросления" _______ Т.П.Савельева
Протокол №______ Приказ №___________
"___" _______20____г. "___" _______20______г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
"От ритмики к танцу"
(для детей 6-14 лет, на три года обучения)
Автор-составитель программы
Шестакова О.М.
педагог дополнительного образования
г.Хабаровск,2016г.
Пояснительная записка
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации образовательной школы и центра дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Наблюдения и специальные исследования показали, что специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но сама по себе нагрузка не имеет для ребенка воспитательного значения. она должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Программа дополнительного образования детей "От ритмики к танцу!" направлена на свободное развитие личности ребенка, креативной компетентности, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.
Нормативно-правовая база программа разработана в соответствии с
Федеральным законом "Об образовании" от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г.Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказ Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 г. № 166 "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы".
Педагогическая целесообразность
Стремление раскрыть способность детей, научить воспринимать искусство танца, развивать и повышать мастерство, привить вкус и любовь к прекрасному, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшения здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, где танец решает оздоровительно-коррекционную задачу. Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку, что одновременно формирует и развивает эстетический вкус. Занятия хореографией позволяет создать свой выразительный язык движения. Занятия танцем способствует не только физическому развитию детей, но и создает возможность для творческой самореализации личности, представить свой взгляд на мир (в быту, труде, поведении, поступке).
Условиями отбора детей в хореографический коллектив является желание ребенка заниматься именно этим видом искусства. В процессе занятий также происходит естественный отбор по физическим и природным данным.
Цель программы: развивать творческую личность ребенка средствами хореографического искусства.
Задачи программы:
Личностные :
развить личностный творческий потенциал ребенка
формировать основы духовно-нравственного развития
Предметные:
дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты
развивать навыки понимания танца в сочетании с музыкой
уметь анализировать средства композиционной выразительности танца
Метадпредметные:
повысить мотивацию к обучению в школе
развивать умение применять на практике полученные знания
Адресат программы:
Данная программа предназначена для детей 6-10лет. В процессе обучения хореографическому искусству необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности, природные данные. Необходимо учитывать динамику физиологического развития ребенка (приложение № 1). Возникающие в связи с этим проблемы и их решение на каждом возрастном этапе. В ансамбль принимаются все желающие дети с 6-летнего возраста без ограничений и независимо наличия у них природных и специальных физических данных.
Особенности реализации программы:
Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды. Такой прием предполагает постоянное повторение пройденных тем (см приложение № 2).
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию технических и физических навыков. Помогает реализовать потребность в общении
Программа предусматривает использование комплекс воспитательных мероприятий: встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев, открытых занятий и отчетных концертов других хореографических коллективов, ансамблей. Совместную работу педагога, родителей и детей.
Организация учебного процесса:
В неделю на группу выделяется 6 часов. Занятие происходит по схеме 45-10-45. Во время перемены проводятся игры на восстановление дыхания и восстановление работоспособности мышц.
Ожидаемый результат:
Результат Способы
Личностные Умеет
Проявлять творческую инициативу
Наблюдение
Предметные Знает
возрастные особенности двигательного аппарата;
связь моторной (или мышечной), слуховой, зрительной памятью при помощи движения и музыки;
- многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.;
Тренаж
Тестирование, беседа
Репетиция
Метапредметные Умеет
- осваивать язык жестов и движений как основного средства хореографического искусства;
добиваться цели;
формировать эмоциональную культуры общения, толерантность, чувства ответственности, дружбы, товарищества
Концерты
Фестивали
Конкурсы
Контроль за реализацией программы:
Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей. При анализе результатов обученности учитываются - оценка педагога и зрительская реакция. Оценивается овладение хореографическими навыками, владение профессиональной терминологией, исполнительское мастерство, работа в ансамбле. Контролем является участие в мастер-классах, концертах, фестивалях, конкурсах. Программа предусматривает авторские дипломы, грамоты, благодарственные письма, значки и другое. (см приложение №3).
В конце обучения по данной программе, по итоговым результатам, обучающимся выдается сертификат. Можно продолжить обучение в этом же коллективе по программе «Здравствуй, танец!»
Учебный план. Первый год обучения
№ Раздел программы Теория Практика Форма контроля
Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 5 14 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Основы классического танца. 5 12 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Элементы народно-сценического танца. 5 16 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 5 12 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Детский игровой стрейчинг. 5 11 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка.
Постановочная работа. 5 14 Самостоятельная работа
Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 5 8 Концерт для родителей
Социальная деятельность. 5 6 Концертные выступления, конкурсы, фестивали
Воспитательная работа 5 6 Итого : 144 часа
Содержание программы. 1 год обучения
№ Тема Теория Практика
1. Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 1. Темп (быстро, медленно, умеренно)
2. Музыкальный размер 2/4; 3/4; 4/4
3.Контрастная музыка (громко, тихо)
4. Правила и логика перестроений
5. Такт и затакт
1. Маршировка в темпе и ритме музыки (шаги на месте, вокруг себя, вправо, влево). Повороты на месте (строевые), продвижения на углах, с прыжком (вправо. влево)
2. Многообразие метроритма
музыкального этноса», «Игра, образ,
предлагаемые обстоятельства —
ключ к пластическому решению задач».
3. «Ритмоформула музыки в образно-танцевальных движениях».
4. Перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка.
6. Дирижерский жест, тактирование 2/4; 3/4; 4/4. Выделение сильной доли
2. Учебно – тренировочная работа.
Основы классического танца. 1.Специфика танцевального шага и бега
2.Тренировка суставно-мышечного аппарата
3.Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов
4.Позиции и положение рук, ног 1.Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги в образах (оленя, журавля)
2. Растяжки, наклоны и другие
слитные гимнастические
упражнения». «Образные названия — эмоциональное исполнение».
«Локальные задачи конкретного
упражнения»
3. Развитие растянутости, гибкости, эластичности мышц и связок.
Профилактика кифоза, сколиоза,
остеохондроза. Укрепление мышечного «корсета».
4. Освоение основных позиций, положений движении рук и ног в танце, в образно-игровой,
ассоциативно-художественной форме
3. Учебно-тренировочная работа. Элементы народно-сценического танца 1.Сюжеты и темы танцев
2.Особенности народных движений
3.Характерные положения рук 1. Освоение народной
хореографии,
свободной пластики,
гротеска,
пантомимы.
«Освоение танцевального
репертуара (танцы-бусинки)», «Раз ладошка», «Лягушачий джаз»
2. «Основные элементы
народного танца» на середине:
«ходовой» комплекс, группа
«притопов», «переступании», «дробей», (подгот.), веревочек, хлопушек, присядок, ковырялочек.
3. «Фольклорные руки»; «Руки-
эмоции: радостные, плачущие, протестующие...», «Руки-позиции: «держать мяч», «вот такие щучки»,
«жук-рогач», «Руки импровизируют».
4. Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 1.Музыкально-ритмическое развитие
2.Укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие физических данных
3.Развитие танцевальности 1.Определение динамических оттенков, регистров, темпоритма в музыке и передача их через движение и образы. Восприятие характера музыки, развитие чувства ритма.
2. Понимание «изоляция корпуса», упражнения на укрепление спина и развитии гибкости, подвижности в тазобедренных суставах и выворотности. Упражнения на развитие силы ног и высоты прыжка. Тренинг на восстановление дыхания
3. : «Элементарные формы
танцевальной импровизации»,
«Самостоятельное сочинение
хореографического фрагмента на
предлагаемую педагогом музыку». «Ручки», «Облачко», «Цветы для мамы», «В мире животных», «Колокольчики», «Лесные музыканты», «Ковбои».
5. Учебно – тренировочная работа.
Детский игровой стрейчинг. 1.Формирование творческой активности обучающихся через создание образа.
2.Формирование ассоциативного мышления через создание образа с использованием реквизита 1.Упражнения на середине: «Птичий двор», «Воротики», «Зайчики», «Мячики»
2.Parter (упражнения на полу)
3.Бег,подскоки,марш,прыжки
4.Streich (растяжка)
6. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Постановочная работа. 1.Пространственные перестроения
2.Определение рисунка танца 1.Этюды на основе проученных шагов польки, галопа, подскоков и метроритмических рисунков
2.Танцевальные композиции
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 1.Характер исполнения танца 1.Разбор и отработка основных шагов
2.Работа над техникой исполнения
3.Эмоциональное исполнение танца
8. Социальная деятельность 1.Организационные вопросы
1.Родительские собрания. Совет родительского комитета.
9. Воспитательная работа 1.Прослушивание фрагментов произведений классической музыки
2.Тематические семейные праздники 1.Посещение театров, музеев, концертных мероприятий учреждений города и края. Участие в концертных мероприятиях учреждения
2.Выеды на природу. Проведение утренников: «Новый год», «День семьи», «Папа, мама, я – читающая семья»
Учебный план. Второй год обучения
№ Раздел программы Теория Практика Формы контроля
1. Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 5 17 Урок-зачет
2. Учебно – тренировочная работа. Основы классического танца. 5 20 Урок-зачет
3. Учебно – тренировочная работа. Элементы народно-сценического танца. 5 20 Урок-зачет
4. Учебно – тренировочная работа. Элементы эстрадного танца. 5 20 Урок-зачет
5. Учебно – тренировочная работа. Детский игровой стрейчинг. 5 20 Самостоятельная работа
6. Специальная танцевально -художественная подготовка.
Постановочная работа. 5 19 Самостоятельная работа
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 5 19 Концерт для родителей
8. Социальная деятельность (концертные выступления, конкурсы, фестивали). 5 19 Концертные выступления, конкурсы, фестивали
9. Воспитательная работа 5 17 Итого :216 часов
Содержание программы. 2год обучения
№ Тема Теория Практика
1. Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 1. Темп (быстро, медленно, умеренно)
2. Музыкальный размер 2/4; 3/4; 4/4
3.Контрастная музыка (громко, тихо)
4. Правила и логика перестроений
5. Такт и затакт
1. Маршировка в темпе и ритме музыки (шаги на месте, вокруг себя, вправо, влево). Повороты на месте (строевые), продвижения на углах, с прыжком (вправо. влево)
2. Многообразие метроритма
музыкального этноса», «Игра, образ,
предлагаемые обстоятельства —
ключ к пластическому решению задач».
3. «Ритмоформула музыки в образно-танцевальных движениях».
4. Перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка.
6. Дирижерский жест, тактирование 2/4; 3/4; 4/4. Выделение сильной доли
2. Учебно – тренировочная работа.
Основы классического танца. 1.Специфика танцевального шага и бега
2.Тренировка суставно-мышечного аппарата
3.Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов
4.Позиции и положение рук, ног 1.Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги в образах (оленя, журавля)
2. Растяжки, наклоны и другие
слитные гимнастические
упражнения». «Образные названия — эмоциональное исполнение».
«Локальные задачи конкретного
упражнения»
3. Развитие растянутости, гибкости, эластичности мышц и связок.
Профилактика кифоза, сколиоза,
остеохондроза. Укрепление мышечного «корсета».
4. Освоение основных позиций, положений движении рук и ног в танце, в образно-игровой,
ассоциативно-художественной форме
3. Учебно-тренировочная работа. Элементы народно-сценического танца 1.Сюжеты и темы танцев
2.Особенности народных движений
3.Характерные положения рук 1. Освоение народной
хореографии,
свободной пластики,
гротеска,
пантомимы.
«Освоение танцевального
репертуара (танцы-бусинки)», «Раз ладошка», «Лягушачий джаз»
2. «Основные элементы
народного танца» на середине:
«ходовой» комплекс, группа
«притопов», «переступании», «дробей», (подгот.), веревочек, хлопушек, присядок, ковырялочек.
3. «Фольклорные руки»; «Руки-
эмоции: радостные, плачущие, протестующие...», «Руки-позиции: «держать мяч», «вот такие щучки»,
«жук-рогач», «Руки импровизируют».
4. Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 1.Музыкально-ритмическое развитие
2.Укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие физических данных
3.Развитие танцевальности 1.Определение динамических оттенков, регистров, темпоритма в музыке и передача их через движение и образы. Восприятие характера музыки, развитие чувства ритма.
2. Понимание «изоляция корпуса», упражнения на укрепление спина и развитии гибкости, подвижности в тазобедренных суставах и выворотности. Упражнения на развитие силы ног и высоты прыжка. Тренинг на восстановление дыхания
3. : «Элементарные формы
танцевальной импровизации»,
«Самостоятельное сочинение
хореографического фрагмента на
предлагаемую педагогом музыку». «Ручки», «Облачко», «Цветы для мамы», «В мире животных», «Колокольчики», «Лесные музыканты», «Ковбои».
5. Учебно – тренировочная работа.
Детский игровой стрейчинг. 1.Формирование творческой активности обучающихся через создание образа.
2.Формирование ассоциативного мышления через создание образа с использованием реквизита 1.Упражнения на середине: «Птичий двор», «Воротики», «Зайчики», «Мячики»
2.Parter (упражнения на полу)
3.Бег,подскоки,марш,прыжки
4.Streich (растяжка)
6. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Постановочная работа. 1.Пространственные перестроения
2.Определение рисунка танца 1.Этюды на основе проученных шагов польки, галопа, подскоков и метроритмических рисунков
2.Танцевальные композиции
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 1.Характер исполнения танца 1.Разбор и отработка основных шагов
2.Работа над техникой исполнения
3.Эмоциональное исполнение танца
8. Социальная деятельность 1.Организационные вопросы
1.Родительские собрания. Совет родительского комитета.
9. Воспитательная работа 1.Прослушивание фрагментов произведений классической музыки
2.Тематические семейные праздники 1.Посещение театров, музеев, концертных мероприятий учреждений города и края. Участие в концертных мероприятиях учреждения
2.Выеды на природу. Проведение утренников: «Новый год», «День семьи», «Папа, мама, я – читающая семья»
Учебный план. Третий год обучения
№ Раздел программы Теория Практика Форма контроля
Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 5 17 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Основы классического танца. 5 20 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Элементы народно-сценического танца. 5 20 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 5 20 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Танцевальная импровизация. 5 20 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка Постановочная работа. 5 19 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка. Репетиционная работа. 5 19 Концерт для родителей
Социальная деятельность (концертные выступления, конкурсы, фестивали). 5 19 Концертные выступления, конкурсы, фестивали
Воспитательная работа 5 17 Итого : 216
Содержание программы. Третий год
№ Тема Теория Практика
1. Учебно – тренировочная работа.
Азбука музыкального движения. 1.Ритмика танцевальных фрагментах как «вход» народную хореографию.Основные метроритмические рисунки-аналоги в системе «музыка-танец».
2. Слушаем и слышим музыку. Жанры музыки, ее формы, стилевые особенности,сочинение на предлагаемую тему.
Мышление и воображение. 1.Национальное разнообразие и многовариантность народной музыки.
2.« Основной
метроритмический рисунок музыки —основной ключ в пластическом решении движений
2. Учебно – тренировочная работа.
Основы классического танца. 1. Элементарные основы классического
танца на середине зала. 1.Элементы экзерсиса
классического танца на середине зала
(Demi-plie по I, II поз. Battements tendus в сторону и вперед по I поз.,battements tenduetes, Rond de jambes pez tezze (demi - pond en denops en dedans), port de bpas, saute пo I, II поз. и т.д. и т.п.)». Постановка корпуса.
3. Краткий глоссарий терминов классического танца
3. Учебно-тренировочная работа. Элементы народно-сценического танца 2.Продолжение обучения основам
народно-сценической хореографии.
1. Комплекс шагов и бега на середине класса; постановка корпуса на середине класса; наклоны и повороты головы
2.Постановка корпуса у станка; позиции ног; постановка корпуса, держась одной рукой за станок; постановка кисти рук; постановка рук; перевод рук из одной позиции в другую.
4. Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 1. Расширение и усложнение экзерсисных
упражнение-задач партерной гимнастики
на середине зала.
2. Знакомство с простейшими элементами
исполнительской техники эстрадного танца 1. Развитие основ
Танцевальной импровизации.
Сочинение сюжета,решение
Хореографического образа.
2. Прием хореографической
Импровизации. вариативности
Движении,использования танцевальных «блоков-заготовок».
5. Учебно – тренировочная работа.
Детский игровой стрейчинг. 1. Музыкально-танцевальные
(дидактические) игры третьего уровня.
2.Самостоятельное сочинение и до-
сочинение сюжета
1. Расширение
эмоциональной сферы ребенка в танце,средств
актерской выразительности
2. Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах.
6. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Постановочная работа. 1. Освоение ограниченного кулисами
пространства.
2. Орнаментальные образные
фигуры-рисунки.
1.Первые, вторые и третьи
линии репетиционного зала»,
«Шахматный порядок построения»
2.Более сложные пространственные перестроения: «Звездочки», «Шен», «Ручеек» и т.д. от простого к сложному
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 1. Самостоятельное сочинение танцев,
фрагментов и этюдов.
2. Хореографическая
импровизаци (блоки-«заготовки »)
3. Эмоциональная сфера танца и
развитие актерской выразительности
исполнителя. 1.Игровые приемы.
Прием образного решения
танца. Прием соревновательности и
переплясности.
2. Прием свободной пластической импровизации.
3. Развитие основ
Танцевальной импровизации.
Сочинение сюжета,
Решение хореографического
образа.
8. Социальная деятельность 1.Организационные вопросы
1.Родительские собрания. Совет родительского комитета.
9. Воспитательная работа 1.Прослушивание фрагментов произведений классической музыки
2.Тематические семейные праздники Литература:
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - М., 1964
Бахрушин Ю. История русского балета. - М.: Искусство, 1977
Бачинская Н.. Русские хороводы и хороводные песни. - М;- Л.: Музгиз, 1951
Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. -М., 1864
Борзов А.А. Танцы народов СССР. - М., 1983
Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А. Основы характерного танца. - Л., 1937
Ваганова А.Я. Основы классического танца. М. - Л., 1980
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М., 1963
Васильева Е. Танец. - М., 1968
10.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - Л., 1964
11.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий поразвитию у детей 5-7 лет творчества в танце. М., Издательство «Гном и Д»,2002.
Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л. 1975
Ерохина О.В. Школа танцев для детей / серия «Мир вашего ребенка». -Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994.
Константиновский В. Учить прекрасному. - М., 1972.
Конорова Е..В. Методическое пособие по ритмике М., 1972, вып. 1
Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. - М., 1980.
Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. - М. - Л., 1965
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Руднева С, Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.
21.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
22.Танцы. Начальный курс/л. Смит; Пер. с англ. Е. Опрышко М.: 000«Издательство Астрель», 2001.
Тарасов Н.Н. Классический танец. М., 1981.
Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1967.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.
Устинова Т. Русские народные танцы. - М., 1964.
Устинова Т. Русские хороводы. - М., 1955
Яновская В. Ритмика. М.: «Музыка», 1979
Рекомендуемая литература для родителей:
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsamhttp://dancehelp.ru/catalog/415-Sovremennyy_vzglyad_na_russkiy_tanets/Рекомендуемая литература для детей:
http://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1http://eknigi.org/dlja_detej/162447-azbuka-xoreografii.htmlwww.secret-terpsihor.kom.uaПриложение № 1
Физиологические особенности детей.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка .
Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физическое развитие детей. Естественно, это связано с тем, что существует определенные требования к набору в детские коллективы, и они, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы организма.
Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога- балетмейстера является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков. Таким образом, навыки использования элементов развивающей и коррекционной гимнастики, направленной на подготовку учащихся хореографических классов к профессиональной деятельности танцовщика являются важным профессиональным составляющим педагога-балетмейстера.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма .
Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому – ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке
Приложение № 2
Методическое обеспечение программы
Используемые педагогические технологии
В основе реализации программы – использование современных педагогических технологий личностно – ориентированной направленности, целеполагающей основой которой является внимание к личности ребенка, обеспечение комфортных условий для ее развития.
Использование современных технологий в педагогической практике дает возможность более успешно взаимодействовать с детьми, способствует более полному раскрытию их творческого потенциала.
Личностно-ориентированные и деятельные технологии преследуют цель максимально выявить, инициировать, «окультурить» опыт ребенка. Они дают педагогу возможность помочь каждому учащемуся познать себя, ощутить себя. Как личность самоопределиться и самореализоваться через основную деятельность. Индивидуальный подход каждому ребенку. Задания, соответствующие возрастным особенностям и личностным качествам – необходимое условие в деле обучения, развития и воспитания детей.
Технологии активизации и интенсификации деятельности предлагают акцентирование внимания на развитии практических навыков учащихся. Приобретая практический опыт, ребенок быстро преодолевает начальные трудности в обучении, не заостряет внимания на отдельных элементах, осваивает программный материал, постоянно участвуя в деятельности, постепенно совершенствуя- свои навыки.
Проектные технологии способствуют формированию у обучающихся навыков саморазвития и самосовершенствования.
Технология сотрудничества дает возможность педагогу помогать учащимся осваивать опыт поколений в тесном взаимодействии. Воспитывающая функция этой технологии направлена на отношение людей без давления авторитета взрослых. Авторитетом становится дело, которым они занимаются. Это способствует формированию коммуникативных навыков учащихся, их способности жить в гармонии с окружающим миром, с обществом, с обществом, с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка , с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата деятельности.
Игровые технологии эффективны в любом возрасте. Способность детей во всем находить волшебство, все обыгрывать помогает развивать фантазию и воображение. Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складываются и самоуправленческие способности обучающегося.
Технология развивающего обучения по Л. В. Занкову. Ее использование предполагает активно - Деятельностные способ, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу.
Деятельностные технологии предполагают включение ребенка в активную творческую деятельность и получение знаний, умений и навыков именно в процессе деятельности. Осуществляется принцип от практики к теории к практике.
Используемые
педагогические
технологии Методы, приемы
Личностно – ориентированные технологии:
Педагогика
сотрудничества Гуманно – личностный подход к ребенку
Метод концептуальности воспитательной системы, основанной на доверии, единстве воспитания и обучения, на обучении без принуждения.
Методы общения – создание ситуации общения: дискуссии, тематические беседы, анкетирование, совместное посещение мероприятий ,выставок, совместные творческие разработки, диспуты, конкурсы, круглые столы. Эти методы развивают коммуникативные способности обучающихся, их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствуют успешной адаптации в социуме.
Совместная разработка творческих проектов: взаимодействие обучающихся и педагога (группы педагогов) при совместной подготовке к мероприятию, конкурсу, концерту, фестивалю, где основным является общее дело и возможность к самореализации.
Технология эмоционального стимулирования Метод эмоционально – образного погружения: создания педагогом самой атмосферы предстоящей деятельности.
Метод эмоционального стимулирования успехом и перспективности развития: демонстрация достижений обучающихся, которые добились высоких результатов в избранном виде деятельности; демонстрация эталонных образцов, которые не оставляют обучающихся равнодушными и побуждают их к саморазвитию в избранной деятельности.
Метод «эмоционального пробуждения разума»: опора на эмоциональную сферу ребенка, на его имеющийся социальный опыт.
Технологии активизации и интенсификации деятельность:
Деятельностные
технологии Метод сочетания эмоционального и рационального: увлечение идеей в сочетании с кропотливой работой.
Метод познания через практическую деятельность ( осуществляется принцип : от практики >к теории>к практике).
Проблемное обучение Метод создания проблемной ситуации, предполагающей нахождение решения самими обучающимися.
Метод создания самостоятельного выполнения заданий.
Метод творческого проектов.
Метод перспективности: проекция на результат и на участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах; проекция на изобретательность.
Метод сравнительных аналогий: сравнительный анализ работ обучающихся с эталонными образцами.
Игровые
технологии Дидактические игры: их разнообразие предполагает освоение программного материала в любой области.
Дидактические игры на развитие определенных психофизических и личностных качеств.
Метод эмпатии – «вживания» в предлагаемые обстоятельства и образы, « прочувствования » материала, нахождения способов решения творческих задач через эти ощущения.
Метод «мозгового штурма» (предложен А.О.Осборном в 1957 году), основан на гипотезе, что из большого количества идей ( предложенных вариантов решений) найдется верная.
Метод случайных ассоциаций (предложен Г.Я.Бушем в 1972). Суть метода – в использовании различного вида аналогий (ассоциаций).
Метод комбинирования заключается в комбинировании высказанных альтернатив для создания новых.
Метод организующих понятий (предложен Ф. Ханзеном в 1953 году). Суть метода – в замене свойств хорошо известного предмета, наделение его другими свойствами и употребление другими способами. Включается воображение детей, происходит преодоление стереотипов мышления.
Здоровьесберегающие технологии:
Медико-профилактическая технология Методы: проветривания кабинетов, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительная технология Методы: дыхательная гимнастика, формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье, организация и проведение физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий.
Технология раскрепощенного развития ( по В. Ф. Базарному ) Методы: проведение занятий в режиме смены динамических поз. Часть занятий дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятий дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах.
Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве с группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.
Технология экологического здоровьесбережения Методы: обустройство пришкольной территории, наличие зеленых растений в кабинетах и рекреациях, деятельность зимнего сада.
Альтернативные технологии:
Проектная технология Метод творческих проектов: создание самостоятельного проекта, решение которого является проявлением личностного отношения обучающегося к избранному виду деятельности.
Метод технологического проектирования – исследовательская деятельность обучающихся в рамках образовательной программы.
Защита рефератов – предоставление обучающимся возможности высказать свое отношение к предмету, на тему, заданную педагогом или на тему, которая ему близка и волнует его – формирование саморазвивающихся механизмов.
Технология социального самоопределения и нравственного становления Метод бесед: беседы о поступках, о героизме, о личности и ее месте в обществе; тематические беседы.
Совместный просмотр кинофильмов, театральных постановок – аналитическая беседа о героях, их поступках, об идее сюжета.
Метод социальных игр: «Офис», «Школа», «Банк», «Театр» и так далее.
Приложение №3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 1 этап
Раздел Содержание
Требования к обучающимся Критерии оценки
Музыкальность: метроритм самостоятельно определять сильную долю музыки, выполнять движения в такт 3 балла – умения и навыки проявляются всегда
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога
средства музыкальной выразительности уметь передавать темп, ритм эмоциональная отзывчивость самостоятельно передавать в движении характер, настроение музыки Физические данные растяжки полные шпагаты в трёх направлениях 3балла – физические перечисленные данные достаточно развиты
2 балла – физические перечисленные данные не достаточно развиты
1 балл – физические данные не развиты
гибкость в положении лёжа на животе, достать ногами до головы (тазобедренные кости на полу), встать в узкий мост выворотность уметь делать «Лягушку» лежа на животе прыгучесть высокий прыжок с затяжкой Техника танца память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
точность исполнения исполнять технически точно, в манере натянутость ног всегда исполняет движения с натянутым коленом и голеностопом выносливость выдерживать нагрузку, мышление запоминать и выполнять правильную раскладку движения, Воспитанность дисциплина не разговаривать на занятиях, сохранять внимание до конца занятия 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ------------------ 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
2 этап
Раздел Содержание
Требования к обучающимся Критерии оценки
Музыкальность: метроритм
средства музыкальной выразительности
эмоциональная отзывчивость выполнять движения в такт,
передавать характер музыки,
слышать акценты музыки 3 балла – умения и навыки проявляются всегда
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога
Знание терминологии ---------------- знать названия движений 3 балла – все названия на французском языке и перевод
2 балла – не все названия или без перевода
1 балл – некоторые названия движений
- - не знают названия движений
Физические данные: растяжки полные шпагаты в трёх направлениях 3балла – физические перечисленные данные достаточно развиты
2 балла – физические перечисленные данные не достаточно развиты
1 балл – физические данные не развиты
гибкость в положении лёжа на животе, достать ногами до головы (тазобедренные кости на полу), встать в узкий мост выворотность уметь делать «Лягушку» лежа на животе прыгучесть высокий прыжок с затяжкой Техника танца память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
точность исполнения исполнять технически точно, в манере натянутость ног всегда исполняет движения с натянутым коленом и голеностопом выносливость выдерживать нагрузку мышление запоминать и выполнять правильную раскладку движения Артистизм ------------ уметь эмоционально передать танцевальный образ
эмоциональная отзывчивость:
3 балла – всегда
2 балла – не всегда
1 балл – не отзывчив
Воспитанность дисциплина на занятии не разговаривать на занятиях,
не отвлекать других 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
самоорганизация не опаздывать, наличие репетиционной формы и костюмов,
аккуратный внешний вид отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ----------------- 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 3 этап
Раздел Содержание
Умения и навыки Критерии оценки
Знание терминологии ---------------- знать названия движений 3 балла – все названия на французском языке и перевод
2 балла – не все названия или без перевода
1 балл – некоторые названия движений
- - не знают названия движений
Техника танца точность исполнения исполнять технически точно, в манере 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
координация координация двигательных отделов выносливость выдерживать нагрузку вращения владеть техникой вращения память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их Творческие способности творческое мышление продолжить танц-ую комбинацию, предложенную педагогом 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
навыки импровизации передать в пластике характер музыки через увиденный образ Артистичность ------------ уметь эмоционально передать танцевальный образ
эмоциональная отзывчивость:
3 балла – всегда
2 балла – не всегда
1 балл – не отзывчив
Воспитанность дисциплина на занятии не разговаривать на занятиях,
не отвлекать других 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
самоорганизация не опаздывать,
наличие репетиционной формы и костюмов,
аккуратный внешний вид отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ----------------- 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
От max количества баллов (1 этап – 45 баллов; 2 этап – 48 баллов; 3 этап-39 баллов) выявить детей с высоким, средним и низким уровнем развития.
Высокий уровень (выше 75%): 1 этап – более 34 баллов,
2 этап – более 36 баллов,
3 этап – более 29 баллов.
Средний уровень (от 50% до 75%): 1 этап – от 23 до 34 баллов,
2 этап – от 24 до 36 баллов,
3 этап – от 20 до 29 баллов.
Низкий уровень (ниже 50%): 1 этап – менее 23 баллов,
2 этап – менее 24 баллов,
3 этап – менее 20 баллов.
Дети, набравшие наименьшее количество баллов, с согласия родителей могут быть переведены в группу наименьшего года обучения. Средний балл подсчитывается для удобства, чтобы легче было отслеживать уровень развития в последующие годы.
АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК % ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Результаты мониторинга_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клятва танцора
____________________
Храм искусств не покидать-
Хоть каждый день в нем выступать!
На занятия ходить!
И радость родителям дарить!
Труд коллективный уважать!
Педагогу не возражать!
Друзьями в ансамбле дорожить!
И все традиции хранить!
-38563-484005-38735-484505
33520177259212center-331605
БЛАГОДАРНОСТЬ
___________
г.Хабаровск
2015г.
Директор МАУДОД ЦВР «Планета взросления»
Т.П. Савельева
Руководитель ДХГА «Махаон»
О.М. Шестакова
Отзывчивы Вы, бесконечно душевны, Слова для поддержки найдете всегда, Подсказки от Вас и уместны, и верны, В беде не оставите Вы никогда! Для Вас не бывает проблем неподъемных, Любые заботы способны решить, В решенье задач Вы усилий огромных Для помощи быстрой готовы вложить! Примите в стихах благодарность без меры, Согретую нашим теплом от сердец, Вы в жизни другим – ориентиры, примеры, И каждый из вас так и есть - молодец!
-289857309367Детский хореографический
ансамбль
«МАХАОН»
ГРАМОТА
г.Хабаровск
2015г.
Т.П. Савельева
Директор МАУДОД ЦВР «Планета взросления»
-3989305850661Руководитель ДХГА «Махаон»
О.М. Шестакова
Занимаешься успешно
И стараешься во всём!
И тебе сейчас, конечно,
Эту грамоту даём!
Ты расти, мечтай смелее,
Мир прекрасный открывай,
Всех умнее, всех добрее,
Всех счастливей подрастай!
«МАХАОН»
Детский хореографический
ансамбль
71029387078