ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «РАБОТА С БУМАГОЙ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 24 "КОСМОС"


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)
«РАБОТА С БУМАГОЙ»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада
№ 24 "КОСМОС"


Составители: Нурыева И.Н.
СУРГУТ
2015
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)
«РАБОТА С БУМАГОЙ»
Название программы Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Работа с бумагой»
Направленность программы Художественно-эстетическая
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательная программу Год разработки 2015
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа Приказ "Об утверждении дополнительной общеобразовательной программы" от 31.03.2015
№ 108
Информация о наличии рецензии Цель Создание условий для обеспечения прав ребенка на творческое развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения потребностей в художественно-эстетическом развитии черезобучение нетрадиционным техникам работы с бумагой.
Задачи Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
1. Обучать нетрадиционным техникам работы с бумагой.
2. Формировать умения переносить полученные знания и умения в совместной продуктивной деятельности с педагогом, в самостоятельные виды творческой деятельности.
Развивающие:
1.Развивать умение подбирать различные техники работы с бумагой, желание экспериментировать с материалами, находить нестандартные способы изображения предметов и явлений.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, развивать чувства формы, ритма, композиции.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать коллективно и самостоятельно.
2.Воспитывать навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные
Ожидаемые результаты освоения программы В процессе реализации программы дети овладевают разными техниками работы с бумагой: обрывная аппликация (бумажная мозаика), объемная аппликация (бумагопластика), торцевание, папье-маше, оригами, модульное оригами, квиллинг, скрапбукинг, айрис фолдинг.
Сроки реализации программы
Учебный период (сентябрь-май) - 9 месяцев
Количество часов в неделю/год Количество учебных занятий на курс для детей 5-6 лет составляет - 36 занятия; для детей 6-7 лет - 36 занятия.
Возраст обучающихсяСтарший дошкольный возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.
Форма занятий Учебные занятия проводятся в групповой форме по 5-8 человек.
Методическое обеспечение Учебно-методический комплект программы составляет:
- конспекты занятий к программе;
- схемы, модели, пооперационные карты последовательности действий;
- комплексы физминуток для снятия усталости, мышечного напряжения в процессе занятий продуктивной деятельностью;
- инструкции для проведения бесед с детьми по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами, клеем, красками.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) Для реализации подпрограммы "Работа с бумагой" необходимо: помещение, оборудованное столами и стульями для продуктивной деятельности 5-8 детей, мольбертом или магнитной доской, оборудованием и инструментами (цветная бумага, ножницы, клей, картон, салфетки) для самостоятельной деятельности детей. Кадровые условия:
Штатное расписание МБДОУ № 24 "Космос" на 2015-2016г.г., утверждено приказом заведующего учреждения от 02.06.2015г. № 190
Педагог дополнительного образования (по иным видам деятельности) - 0,5 ставки.
Администратор - 0,25 ставки
Содержание:
Паспорт программы
2
1. Пояснительная записка
5
2. Содержание программы
7
3. Учебно-тематический план (учебный план, учебно-тематическое планирование, расписание занятий)
10
4. Ожидаемые результаты освоения программы 13
5. Условия реализации программы
14
6. Список используемой литературы
15
Пояснительная записка
В современном обществе встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования для наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное самоопределение. Причем мотивация внутренней активности саморазвития детской субкультуры становится задачей не только образовательных организаций, но и всего общества.
Приоритетом образования Российской Федерации в 21 веке является превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где воспитание ребенка начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ подразумевает создание условий для непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности через творчество, игру, труд и исследовательскую деятельность.
Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Поэтому развитие творческого потенциала детей является актуальным в дошкольном образовании и на сегодняшний день. Успешность подготовки к школе ребенка зависит не только от уровня психического развития, но и во многом от творческих возможностей и способностей каждого ребенка принимать нестандартные решения, умения творчески мыслить. В этом плане дошкольный возраст выступает как сензитивный период в развитии творчества, так как характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.
Дополнительная общеобразовательная программа в детском саду направлена на формирование и развитие творческих способностей дошкольников, удовлетворение потребностей в художественно-эстетическом развитии. Программа может реализовываться с различными категориями дошкольников, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые особо нуждаются в том, чтобы быть востребованными и признанными обществом, иметь возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности.
Развитие творческого потенциала детей с нарушениями речи особенно актуально и значимо, т.к. творчество, как важнейший механизм приспособления, в широком плане рассматривается как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с имеющимися специфическими особенностями развития общей и мелкой моторики, зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений, ритмического чувства, творческого воображения и креативного мышления.Учитывая специфические особенности развития творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи, социальный заказ родителей воспитанников, в учреждении составлена дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Разные техники работы с бумагой": объемная бумагопластика, оригами, модульное оригами, папье-маше, квилинг, айрис фолдинг, скрапбукинг.
При составлении дополнительной общеобразовательной программы МБДОУ № 24 "Космос" учтены следующие нормативные правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Принципами дополнительной общеразвивающей программы является:
- свобода выбора родителями дополнительных общеобразовательных подпрограмм дополнительного образования детей;
- творческий и продуктивный характер подпрограмм дополнительного образования детей;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты освоения подпрограмм дополнительного образования детей;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- онтогенетический принцип развития художественных и творческих способностей ребенка;
- комплексно-тематический принцип построения учебного материала.
Дополнительная общеобразовательная программа художественного-эстетического направления рассчитана на дошкольников 5-7 лет, обучающихся по образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и направлена на развитие конструктивного мышления, внимания, мелкой моторики пальцев рук и т.д.
В результате дошкольник выполняет различные поделки из бумаги, открытки к праздникам, фотоальбомы и т.д.

При реализации дополнительной общеобразовательной программы создаются условия для развития важных компонентов детского творчества: активности, самостоятельности, инициативы, воображения, любознательности.Активность ребёнка в процессе деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.
Показателем самостоятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа.
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к результату деятельности.
Весь процесс творческой деятельности сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла.
Участвуя в творческом процессе дошкольники активно проявляют интерес к миру природы, окружающей действительности, к движениям и художественному слову, в результате чего формируется мотивация к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
2.Содержание программы
Ручной труд является важным средством всестороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в продуктивном творчестве с бумагой.
Бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных, доступных и безопасных материалов. Универсальность бумаги сложно переоценить, так как это выразительный и податливый материал целого мира бумажного творчества. Бумажное творчество тесно связано с познанием окружающей жизни. Ребенок приобретает знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.
Целью подпрограммы является - развитие творческих способностей через нетрадиционные работы с бумагой.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Обучающие:
1. Обучать нетрадиционным техникам работы с бумагой.
2. Формировать умения переносить полученные знания и умения в совместной продуктивной деятельности с педагогом, в самостоятельные виды творческой деятельности.
Развивающие:
1.Развивать умение подбирать различные техники работы с бумагой, желание экспериментировать с материалами, находить нестандартные способы изображения предметов и явлений.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, развивать чувства формы, ритма, композиции.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать коллективно и самостоятельно.
2.Воспитывать навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные

Содержание программы предусматривает ознакомление дошкольников со свойствами бумаги, историей бумажного производства, применение её в разных сферах промышленности. Дети для выявления свойств бумаги проделывают поистине чудесные превращения, открывают завесу истории, делают предположения, какие материалы могли использовать древние люди, чтобы делать записи, для чего понадобилось придумывать бумагу и др.
Работа с бумагой также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их работах. Педагог обращает внимание детей на то, что после самостоятельного рисования на столе остается много использованной бумаги, предлагает не выбрасывать ее, а складывать в коробочку и «приоткрыть маленькую дверцу» в «волшебный мир творчества».
В процессе бумажного творчества закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.  Процесс создания поделок из бумаги  доставляет детям огромное наслаждение, в то же время воспитывается стремление добиться положительного результата.
При построении занятий работы с бумагой учитываются следующие общедидактические принципы: наглядности - предполагает использование образцов, различных схем, таблиц, пооперационных карт; последовательности - от простого к сложному, научности - ознакомление детей с научными и историческими фактами, сведениями; заинтересованности - формирование интереса к творческой деятельности, желания выполнить предполагаемую работу; индивидуализации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода и др. При реализации программы детей обучают следующим техникам работы с бумагой:
Обрывная аппликация (бумажная мозаика) - процесс заполнения контура рисунка кусочками цветной бумаги. Элементы аппликации (мозаики) можно аккуратно нарезать ножницами или обрывать пальцами. При этом ребенок должен стараться, чтобы элементы мозаики были одинаковой формы и размера.
Объемная аппликация (бумагопластика) - сминание целого листа бумаги или части с дальнейшим его расправлением и выкладыванием по контуру рисунка на картоне, при этом края бумаги подворачиваются внутрь. Объемную аппликацию часто называют "бумагопластикой": скручивание салфеток в жгуты, скатывание шариков и выкладывание рисунка.
Торцевание - из гофрированной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся заготовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесенный на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Торцевание бывает: контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения); плоскостное (торцовки выкладывают плотно друг к другу по всей поверхности рисунка; объемное (торцовки приклеивают под разным углом наклона к поверхности рисунка); многослойное (торцовки вклеиваю друг в друга.Папье-маше (перевод с французского - "жеванная бумага") - масса, получаемая из смеси бумаги с клеем. С помощью этой техники можно изготовить маски, муляжи, игрушки, посуду. Работа выполняется в 2 этапа - непосредственное изготовление формы из папье-маше; раскрашивание высохшей формы.
Оригами - (перевод с японского " сложенная бумага" ) - древнее искусство складывания фигурок из бумаги, уходящее корнями в древний Китай, где и была изобретена бумага. Традиционным классическим способом считается работа с квадратом, взятым в основу. Любая фигура выполняется путем сгибания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного её завершения.
Модульное оригами - разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из нескольких одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания друг в друга.
Квиллинг - "птичье перо" - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Скрапбукинг - вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, фотографий, открыток; способ хранения личной и семейной истории в форме фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей.
Айрис фолдинг (радужное складывание) - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые накладываясь друг на другу под определенным углом на шаблон, создают эффект закручивающейся спирали.
В процессе обучения детей бумажному творчеству активно развивается зрительная память, которая служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Приобретаются навыки конструкторской и познавательно-исследовательской деятельности, обогащается словарь и расширяется диапазон общих сведений, формируются умения работать в группе сверстников и самостоятельно.
Бумажное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе продуктивной деятельности. Поэтому занятия в значительной мере способствуют и подготовке дошкольников к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками и конструированием, развитию творческого воображения, фантазии,  художественного вкуса. А самое главное — развиваются графомоторные навыки, координация обеих рук, координированные движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям при обучении в школе.
3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен к дополнительной общеобразовательной программе «Работа с бумагой» с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и рекомендован к реализации Педагогическим советом и Управляющим советом протокол педагогического совета от 26 марта 2015г. № 2.
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы
«Работа с бумагой»
Возрастная
категория Количество учебных месяцев
(сентябрь-май) Количество обучающих занятий в месяц Продолжительность 1 занятия
(в минутах) Общий объем за курс (занятий/часов) Количество воспитанников в группе
старший дошкольный возраст
(5-6 лет) 9 4 25 минут 36 занятий 5-8
старший дошкольный возраст
(6-7 лет) 9 4 30 минут 36 занятий 5-8
Учебно-тематическое планирование (УТП)
для группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года: сезонные изменения в природе, государственные праздники, традиции детского сада.
(изготовление поздравительных открыток к праздникам, выставки детских работ и др.).

Учебно-тематическое планирование
для группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
№ п/пНаименование раздела программы Тема занятия Количество часов Дата проведения занятий (план)
1 Мозаика «Дерево» 25 минут Сентябрь
2 «Колокольчик» 25 минут 3 Объёмная бумагопластика«В саду» 25 минут 4 «Подсолнух в поле» 25 минут 5 Объёмная бумагопластика (скатывание шариков из салфеток»«В осеннем лесу» 25 минут Октябрь
6 «Божьи коровки» 25 минут 7 Объёмная бумагопластика(из скрученных салфеток) «Осенний куст» 25 минут 8 «Клён ты мой,опавший» 25 минут 9 Объёмная бумагопластика(складывание в гармошку) «Павлин – радуга» 25 минут Ноябрь
10 «Весёлое солнышко» 25 минут 11 «Букет сирени» 25 минут 12 «Ромашка» 25 минут 13 Объёмная бумагопластика«Домик из берёзовых брёвнышек» 25 минут Декабрь
14 Объёмная бумагопластика(гофротрубочки) «Корзина с розами» 25 минут 15 «Торт» 25 минут 16 «Снежинки» 25 минут 17 Оригами «Листья жёлтые, оранжевые, красные» 25 минут Январь
18 «Рамка для фото» 25 минут 19 Модульные оригами «Рыбки» 25 минут 20 «Новогодний кролик» 25 минут 21 Папье-маше «Тарелочка с картинкой» 25 минут Февраль
22 25 минут 23 Квилинг«Дерево» 25 минут 24 25 минут 25 «Кораблик» 25 минут Март
26 «Корзинка с грибами» 25 минут 27 «Цыплята» 25 минут 28 «Рыбка» 25 минут 29 Айрис фолдинг«Клубничка» 25 минут Апрель
30 Скрапбукинг«Коробочка для мелочей» 25 минут 31 «Альбомчик для фото» 25 минут 32 Квилинг«Красивая бабочка» 25 минут 33 «Ракета» 25 минут Май
34 «Золотая рыбка» 25 минут 35 Оригами Панно «Бабочка» 25 минут 36 Квилинг«Панно ветка рябины» 25 минут Календарно-тематическое планирование
для группы детей старшего дошкольного возраста (6-7лет).
№ п/пНаименование раздела программы Тема занятия Количество часов Дата проведения занятий (план)
1 Мозаика «Гриб-боровик» 30 минут Сентябрь
2 «Натюрморт из фруктов» 30 минут 3 Объемная бумагопластика«Корзина с фруктами» 30 минут 4 «Птицы у скворечника» 30 минут 5 Объемная бумагопластика (скатывание шариков из салфеток) «Веселый мухоморчик» 30 минут Октябрь

6 «Посадил дед репку» 30 минут 7 «У лукоморья дуб зеленый» 30 минут 8 Объемная бумагопластика
(из скрученных салфеток) «Клен ты мой, опавший» 30 минут 9 Объемная бумагопластика (складывание в гармошку) «Рыбки в аквариуме» 30 минут Ноябрь
10 Торцевание
«Воздушные шары» 30 минут 11 «Гиацинт» 30 минут 12 «Кактус» 30 минут 13 Объемная бумагопластика«Рамка для фото» 30 минут Декабрь
14 Объемная бумагопластика (гофротрубочки) «Торт» 30 минут 15 Объемная бумагопластика (из полосок) «Браслет» 30 минут 16 Оригами «Звезда» 30 минут 17 «Подснежники» 30 минут Январь
18 Модульное оригами «Рыбки» 30 минут 19 «Стрекоза» 30 минут 20 «Новогодний кролик» 30 минут 21 Папье-маше
«Ваза»
30 минут Февраль
22 30 минут 23 30 минут 24 Квилинг«Ромашки» 30 минут 25 «Фрукты» 30 минут Март
26 «Курочка» 30 минут 27 Айрис фолдинг«Воздушный шар» 30 минут 28 «Пасхальное панно» 30 минут 29 «Парусник» 30 минут Апрель
30 Скрапбукинг«Красивая корзиночка» 30 минут 31 Квилинг«Красивая бабочка» 30 минут 32 Объемная бумагопластика (из полосок бумаги) «Красивая вазочка» 30 минут 33 Объемная бумагопластика«Рамка для фото» 30 минут Май
34 Торцевание «Букет сирени» 30 минут 35 Оригами «На дне морском» 30 минут 36 Айрис фолдинг«Птица» 30 минут Расписание занятий
С целью оказания индивидуального подхода, учета индивидуальных способностей каждого ребенка, в том числе и специфических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (снижение зрительного и слухового восприятия, нарушение оптико-пространственных представлений, мелкой моторки, двигательных и графомоторных навыков и др.) занятия проводятся в группах по 5-8 человек.
Расписание учитывает ежедневный объем нагрузки по реализации основной образовательной программы дошкольного образования и не превышает максимально допустимый объем для каждой возрастной группы.
Расписание составляется на подгруппы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет и 6-7 лет.
Продолжительность занятий соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) и составляет с детьми 5-6 лет - 25 минут; 6-7 лет - 30 минут. Между занятиями отводится по 10 минут на подготовку (проветривание, влажная уборка, подготовка раздаточного материала для детей, заполнение табеля посещаемости).
Примерное расписание занятий
Название
программы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Количество занятий в неделю
«Работа с бумагой» 1-ая неделя месяца
4
17.35-18.00
18.10-18.40 17.33-18.00
18.10-18.40
2-ая неделя месяца
17.35-18.00
18.10-18.40 17.35-18.00
18.10-18.40 4. Ожидаемые результаты освоения программы
В процессе реализации программы дети овладевают разными техниками работы с бумагой:
обрывная аппликация (бумажная мозаика), объемная аппликация (бумагопластика), торцевание, папье-маше, оригами, модульное оригами, квиллинг, скрапбукинг, айрис фолдинг
После обучения детей разным техникам рисования, с целью выявления уровня овладения детьми программным материалом, проводятся педагогическая диагностика в форме итоговых занятий с использованием смешанных техник рисования. По результатам педагогической диагностики заполняется диагностическая карта.
Диагностическая карта результатов педагогической диагностики по дополнительной общеобразовательной программе "Разные техники рисования" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 (6-7) лет
Ф.И. ребенка Владеет техникой бумажная мозаика, аккуратно нарезает или обрывает бумагу пальцами Работает в технике «Объемная аппликация», скручивает салфетки в жгуты, скатывает шарики и выкладывает рисунок.
Владеет техникой торцеваня, выкладывает из торцовок изображения. Использует технику папье-маше при изготовлении объемных поделок. Владеет техникой оригами, выполняет фигуры путем сгибания листа в разных направлениях до полного завершения образа. Создает объемные и плоскостные композиции в технике «квилинг», скручивает узкие полоски в спиральки, видоизменяет их. Использует технику «скрапбукинг» для создания альбомов, открыток и памятных мелочей Использует технику айрис – фолдинг для создания радужных открыток и панно.
Для оценивания уровня овладения техниками рисования применяется система оценивания динамики овладения деятельностью (Н.А. Крыловой):
«1» - недостаточный (низкий) уровень - развитие ребенка направлено на уровень узнавания;
«2» - близкий к среднему уровню - развитие ребенка направлено к уровню воспроизведения под руководством педагога;
«3» - достаточный (средний) уровень) - развитие ребенка направлено к уровню самостоятельного воспроизведения с небольшой помощью педагога; «4» - оптимальный (высокий) уровень - развитие ребенка направлено на самостоятельное воспроизведение.
Уровень самостоятельного воспроизведения — «4» — характеризуется тремя признаками:
- ребенок по своей инициативе выполняет деятельность;
- выполняет деятельность автономно, без помощи взрослого;
- способен сам сформулировать самооценку полученного продукта деятельности.
5. Условия реализации программы
Формой проведения образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе являются учебные занятия, которые проводятся педагогом дополнительного образования в групповой форме по 5-8 человек.
Для организации занятий с группой детей необходимо помещение, оборудованное столами и стульями на 5-8 человек, мольбертом, магнитной доской. Перечень необходимых атрибутов для организации художественно-изобразительной деятельности детей представлен в таблице.
Ресурсное обеспечение
№ наименование Количество на 1 ребенка Количество на группу детей
1 Клей карандаш 2 шт 2 Кисть щетина плоская №12 1 шт3 Кисть щетина плоская №8 1 шт4 Ножницы 1шт 5 Тарелочка для клея 1шт 6 Клей ПВА с крышкой капелькой 2 шт по 85гр. 7 Картон белый 1 набор 8 Картон цветной 1 набор 9 Цветная бумага двухсторонняя 3 набора по 10 листов 10 Бумага бархатная цветная 2 набора А5 5листов 11 Салфетки для декупажа 3 шт 12 Салфетки бумажные коричневый, белый, красный, зеленый, фиолетовый, желтый, оранжевый, по 4 шт. 13 Простой карандаш 1 шт. 14 Картон цветной гофрированный 2 набора по 5 листов 15 Бумага цветная для ксерокса 16 Бумага цветная креповая розовая, зеленая, красная, синяя, желтая 17 альбом 4 шт по 16 листов 18 Набор гофрополосок2 шт19 Набор для скрапбукинга 4 набора по 2 листа.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект программы составляет:
- конспекты занятий;
- схемы, модели, пооперационные карты последовательности действий;
- комплексы физминуток для снятия усталости, мышечного напряжения в процессе занятий продуктивной деятельностью;
- инструкции для проведения бесед с детьми по соблюдению техники безопасности при работе с оборудованием и материалами.
6. Список используемой литературы
Алексеевская Н. “Волшебные ножницы”, – М.: Лист, 1998.
Вьюнов В.В. “Изделия из бумаги”, - М.: Издательский дом МС, 2001.
Гагарин Б.Г. “Конструирование из бумаги”, – Ташкент 1988.
Шквыря Ж.Ю. “Поделки из бумаги”, – Белгород: ООО “Книжный клуб”, 2011.
Н.Г. Пищикова Работа с бумагой в нетрадиционной технике Скрипторий 2003 – 2006г.
И. Черкасова, В. Руснак, М. Бутова «От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой» Скрипторий 2003 2013 г.
Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
О. Щеглова. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М. : Издательский дом «Рипол Классик»; 2007.