Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности объединения Калейдоскоп ИЗО
МОУ ДО «Центр внешкольной работы»
Управления образования
Администрации Серпуховского муниципального района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЦВР Акимова Н.Л _________________________
«___»_______________2014г.
.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Калейдоскоп изобразительной
деятельности »
Педагог дополнительного
Образования МОУ ДО «ЦВР»
Серпуховского муниципального
района
Уланова Галина Алексеевна
Оболенск 2014-2015г.
Пояснительная записка.
Направленность общеобразовательной программы – художественная
Актуальность.
В условиях коренной перестройке системы народного образования предметы художественного цикла приобретают одну из ведущих ролей в средних учебных заведениях. Это объясняется тем, что предметы этого цикла, и прежде всего изобразительное искусство, раскрывается учащимися мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формируют духовный мир.
Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает рисунок.
Весь курс рисунка это задания с постепенным усложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными постановками, что активизирует процесс обучения.
Теоретическая часть предполагает знакомство с законами теорией рисунка. Практические занятия состоят из работы над поставленными графическими целями и задачами. Во время прохождения курса педагог знакомит учащихся с графическими материалами и их техническими свойствами (карандаш, бумага, пастель и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о тоне в воздушной среде, рефлексе, контрастности , тоне и перспективе.
В течение всех лет обучения по данной программе, учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными графическими средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по рисунку тесно взаимосвязана с программой по живописи.
Вид: традиционная, адаптированная, сквозная.
Уровень освоения: 3 года.
1год-4ч. в неделю
2год-6ч. в неделю
3 год-6ч. в неделю
Распределение учебных часов по годам обучения согласно действующему учебному плану.
Уровень реализации: общее художественно – эстетическое образование.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 12 лет.
Цель: формирование у учащихся знаний, умений и навыков в передаче натуры средствами рисунка. Получение навыков изготовления изделий в различных техниках изобразительной деятельности и использование их при оформлении интерьера.
Задачи:
- обучающие: в процессе обучения, ученик должен научиться видеть и передавать линейные и тональные отношения (на плоских формах). Затем на простых объемах, далее на более сложных формах и с более сложными тональными отношениями и рефлексами, в условиях пространственно - воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Развитие познавательного интереса к изобразительной деятельности, приобщение к современной мировой культуре, приобретение определенных знаний, умений и навыков, формирование потребности к самопознанию и к творчеству;
- воспитательные: формирование культуры художественного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений графики, их эстетическую сущность; формирование общечеловеческих нравственных ценностей ориентации, экологического самосознания, общественно ценных личностных качеств;
- развивающие: развитие самостоятельности, целеустремленности, скромности, самокритичности, чувству собственного достоинства; развить потребность к самопознанию и совершенствованию;
- общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;
Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Которое предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой формы учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся - оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Все сведенья даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классиков и современных художников.
Виды уроков:
- традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения);
- комплексный - собеседование, консультации, экскурсии;
- практические
Формами проведения занятий являются: экскурсии, беседы, практические работы, игры, выставки.
Продолжительность занятия – 40минут – 1 академический час.
Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.
Занятие по предлагаемой программе состоит из:
- подготовки рабочего места и художественных материалов;
- введения в тему занятия;
- восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности;
- созидательной творческой, практической деятельности учащегося по этой же теме;
- обобщения и обсуждения итогов урока;
- уборка рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.
Методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный;
- личностно – ориентированные;
- репродуктивный;
- методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению.
Принципы обучения:
- доступность в обучении и воспитании;
- индивидуальный подход и принцип сотрудничества;
- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;
- наглядность и научность;
- прочность, осознанность и действенность результатов;
- связь теории с практикой;
- систематичность и последовательность;
- сознательность, активность, самостоятельность;
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- принцип обучения живописи - нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Главная цель практики – закрепление и расширение учебно-профессиональных знаний по предмету «Рисунок». Выработка умений сознательно применять их в самостоятельной работе.
Основные задачи:
- научить глубокой пространственной ориентации - воспринимать натуру в трехмерном пространстве, а ее изображение на двухмерной плоскости;
- целостному восприятию натуры, применять метод работы отношениями по тону;
- умелое применение воздушной перспективы;
- моторной координации – умение быстро и точно координировать положение глаз, рук в процессе работы, оптимальных по скорости и точных движений.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Количество часов занятий
Темы
Теоре-тические
Практи-ческие
Всего
I - четверть
1
Беседа о рисунке. Вводное занятие
1
1
2
2
Зарисовки листьев и веток
1
5
6
3
Зарисовки веток с тональным решением
1
5
6
4
Краткосрочные зарисовки бытовых предметов с осью симметрии и осью вращения
1
7
8
5
Натюрморт из двух предметов
1
5
6
6
Рисунок натюрморта в тоне
1
7
8
II - четверть
7
Зарисовка шара (гипс)
1
7
8
8
Изображение простейших складок
1
7
8
9
Натюрморт из 2-х - 3-х предметов на нейтральном фоне
1
11
12
III - четверть
10
Создание натюрморта из 2-х - 3-х предметов
2
10
12
11
Натюрморт из 2-х - 3-х предметов на контрастном фоне
2
10
12
12
Обобщающее занятие по теме
-
4
4
IV - четверть
13
Натюрморт из 2-х - 3-х предметов. Тональные отношения
1
11
12
14
Экзаменационная работа
Составление композиции
2
10
12
Итого:
16
128
144
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Количество часов занятий
Темы
Теоре-тические
Практи-ческие
Всего
I – четверть
Вводное занятие. Свойства рисовальных материалов
1
5
6
1
Линейные зарисовки предметов с осями вращения
1
7
8
2
Линейная перспектива геометрических тел на плоскости
1
7
8
3
Рисунок геометрического тела в тоне (куб)
1
11
12
4
Композиция из предметов геометрических форм
2
20
22
II - четверть
5
Декоративная композиция предметов
1
23
24
6
Линейная перспектива геометрических тел на плоскости
2
10
12
III - четверть
7
Зарисовки чучел птиц
1
11
12
8
Творческий натюрморт
2
22
24
9
Натюрморт их трех предметов разной фактуры
2
10
12
IV - четверть
10
Декоративный натюрморт
2
22
24
11
12
Зарисовки птиц, животных
Составление композиции и выполнение в материале
2
2
18
30
20
32
Итого:
20
196
216
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
Количество часов занятий
Темы
Теоре-тические
Практи-ческие
Всего
I - четверть
1
Стилизация предметов
2
10
12
2
Стилизованный натюрморт
4
10
14
3
Изобразительные возможности линии.
Зарисовки фигуры человека
2
8
10
II - четверть
4
Декоративный рисунок для батика
2
10
12
Цветовое решение
2
10
12
Выполнение в материале
2
18
20
III - четверть
5
Тематический рисунок в разной технике
4
20
24
6
Творческий рисунок пастелью
2
22
24
IV - четверть
7
Архитектурные зарисовки
2
14
16
8
Портретные зарисовки
2
10
12
9
Составление композиции
2
22
24
10
Творческая работа учащихся в материале
6
30
36
Итого:
32
84
216
Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
- начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно);
- элементарные правила построения предмета;
- простейшие сведения линейной перспективе, линии горизонта, много плановости, точки схода;
- об основных средствах композиции, объема, пространства и среды;
- об особенностях работы карандашом.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение;
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
- чувствовать гармоничное сочетание линий.
К концу второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные жанры и виды изобразительного искусства.
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков тона ).
- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.
- Изменение тона в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты тона).
- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).
- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).
- О деятельности художника, скульптора, народных мастеров.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть.
- Свободно работать карандашом.
- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.
- чувствовать определять красоту линий, формы, тональных оттенков, объектов в действительности и в изображении.
- Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.
- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.
- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение.
- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером в рисунке.
- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
К концу третьего года.
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец).
- Об особенностях работы графическими инструментами.
- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.
- Основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит) в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, изделие.
- Свободно работать карандашом.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Чувствовать гармоничное сочетание предметов, изящество их форм, очертаний.
- Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
- Передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
- Использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставка работ.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности.
В результате освоения обязательного минимума содержания выпускники должны:
Иметь представление:
- об изобразительном искусстве как виде искусства, о его роли в жизни человека, о взаимосвязи изобразительного и других видов искусств;
- о целостности специфики образного языка, видов пластических искусств, о жанровом разнообразии и специфике исторического развития основных жанров пластических искусств;
- о специфике национального искусства народов России;
о выдающихся представителях пластических искусств своей страны и мира, их основных произведениях, об основных музеях изобразительного, декоративного искусства и архитектуры нашей страны и мира и их роли в развитии, сохранении культуры России и человечества;
- об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи, приемах переработки реальной формы в декоративные;
- об общности древнейших истоков содержания орнаментальных мотивов в искусстве народов России и мира, о мифотворчестве и мировосприятии народного мастера на любом континенте;
- о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов разных стран и народов, об образах художественных вещей различных как по материалу, так и по технологии.
Иметь опыт:
- использования рисунка, формы, пространства в решении практических работ, видов и жанров пластических искусств;
- владения на доступном уровне основами светотени, композиции, колорита (соответственно с образными задачами), решения пространства в объеме и на плоскости (линейная и цветовая перспектива), передачи пропорции лица и тела человека, характерных движений фигур;
- изображения натюрморта из двух или трех предметов с драпировкой, пейзажа, портрета на соответствующем возрасту уровне;
- комплексной оценке художественных качеств произведения народного и декоративно-прикладного искусства на основе взаимосвязи, формы предмета с его функциональным назначением, соотношения формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного;
- узнавать разные приемы трансформации природных форм в декоративные;
- приводить примеры произведений народного и декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены черты национального своеобразия;
- сравнивать воплощение одной и той же идеи в разных видах народного и художественного творчества; устойчивость тем и образов в искусстве народов мира; образы - типы, которые проносят через века представления народа о красоте и добре;
- применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды, используя теоретический материал по истории материальной культуры, экологии культуры и среды, развитию взаимоотношений системы "человек - среда";
- определять "общее" в языке разных видов искусства, единства образной системы в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
- высказывать оценочные суждения о шедеврах русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры;
- проявлять историческую и культурную память в знании национальных особенностей облика русского дома, народного костюма в соответствии с особенностями жизни человека прошлых эпох; в умении видеть черты национального своеобразия в облике людей, в произведениях народного и профессионального искусства; в понимании самых разнообразных региональных стилевых особенностей русского фольклора и изобразительно-пластического народного искусства с выявлением их общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности;
- проявлять интерес к местной, региональной, национальной специфике традиционного и профессионального искусства как способу выявления индивидуальности человека наступающего тысячелетия.
Учет и контроль организации образовательного процесса:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность введения работы;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он выявляет полученные знания и умения по блокам;
- итоговый, проводимые после завершения четвертей, полугодия, экзаменационные – после завершения всей учебной программы.
Работа с родителями
Работа с родителями имеет большое значение. Общая тенденция современного времени - начинать обучать ребенка в более раннем возрасте, поэтому формирование группы первого года обучения приходится на два года моложе обычного. Программа гораздо объемнее и серьезнее. Задатки, способности, опыт детей неравномерны, поэтому необходим строгий индивидуальный подход.
Родительские собрания обязательны в начале и конце года. Беседы с родителями по телефону, индивидуальные встречи, посещение открытых уроков, выставок, организационная и финансовая помощь их неоценима. Интересны беседы ребят с родителями, профессии которых связаны с дизайном. Эти родители могут оказать помощь в организации экскурсий на предприятие. Родители –педагоги, помогают собирать дидактический материал, литературу. Они делятся своим педагогическим опытом.
Создан сайт для родителей, где они могут познакомиться с итогами выставок детских творческих работ. Родители могут получить консультации педагога. А также оставить свои отзывы и пожелания. Вся информация от родителей приходит на электронную почту педагога.
Адрес сайта для родителей преподавателя ИЗО Улановой Галины Алексеевны http://galinaizo.jimdo.com/
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
На занятиях по композиции в данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии , репродукция картин, таблицы, схемы).
Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
- подборка наглядного материала, изделий народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.
- подборка технологических карт, схем;
- разработка творческих проектов;
- компьютер;
- видео материалы;
- тематические презентации;
- музыкальные записи.
Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 10 человек;
- столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
- оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности.
Помещение мастерской для занятий, должен отвечать всем требованиям безопасности труда.
- застекленные шкафы для выставки готовых работ;
- мольберты;
- планшеты;
- подрамники;
- софиты;
- натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в работе;
- инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе;
-расходные материалы: бумага, карандаш, гуашевые краски, красители «Батик», палитра, подрамник ;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков;
- дидактический и лекционный материал, методики по выполнению творческих работ обучающихся.
- обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов;
- дидактический и лекционный материал, методики по выполнению творческих работ обучающихся.
Список использованной литературы
Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность педагога:
Закон РФ «Об образовании»
Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 9 СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20 июня 2003 года)
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей от 26 июня 2012 г. №504.
Устав МОУ ДОД ЦВР
Список литературы для педагога:
А в с и я н О. А. Натура и рисование по представлению.-М.,1985.
А к с е н о в К. Н. Рисунок.-М.,1987.
Б а р щ А. О. Наброски и зарисовкию.-М.,1957.
Б а р щ А. О. Рисунок в средней художественной школе.-М.,1957.
Б е д а Г. В. Основы изобразительной грамоты.-М.,1989.
В а т а г и н В. А. Изображение животного: Записки анималиста.-М.,1957.
Д е й н е к а А. А. Учись рисовать.-М.,1961.
К а р д о в с к и й Д. Н. Об искусстве.-М.,1960.
К а р п о в Г. Н. Изображение птиц и зверей.-М.,1961.
К а р ц е р Ю. М. Рисунок и живопись.-М.,1992.
К и р и л л о А. А. Учителю об изобразительных материалах.-М.,1971.
К о р о в и н К. Жизнь и творчество: Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Н. М. Молева.-М.,1963.
К р а м с к о й И. Н. Письма, статьи-М.,1965-1966.
К р ы м о в Н. П. Художник и педагог-М.,1960.
К у з и н В. С. Наброски и зарисовки-М.,1981.
К у з и н В. С., К у б ы ш к и н а Э. И. Изобразительное искусство. 1-2 классы: Учебник: В 2 ч.-М.,1997.
К у з и н В. С., К у б ы ш к и н а Э. И. Изобразительное искусство. 3-4 классы: Учебник: В 2 ч.-М.,1997.
К у з и н В. С. Изобразительное искусство и методики его преподавания в школе: Учебник-М.,1998.
Р а б и н о в и ч М. У. Пластическая анатомия и изображение человека на её.-М.,1985.
Р е п и н Е. И. Далёкое и близкое.-М.,1964.
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, У. В. Шорохов-М.,1984.
Р о с т о в ц е в Н. Н. История методов обучению рисованию: Зарубежная школа рисунка-М.,1981.
Р о с т о в ц е в Н. Н. История методов обучению рисованию: Русская и советская школа рисунка-М.,1982.
Р о с т о в ц е в Н. Н. Рисование головы человека-М.,1989.
Р о с т о в ц е в Н. Н. Учебный рисунок-М.,1985.
Т е р е н ь т ь е в А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства-М.,1981.
Т и х а н о в а В. А. Птицы и звери Василия Ватагина-М.,1987.
Учебный рисунок в Академии художеств-М., 1990.
Ч и с т а к о в П. П. Письма, записные книжки, воспоминания-Л; М.,1953
Щ и п а н о в А. С. Юным любителям кисти и резца.-М.,1981.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983.
"Юный художник", журнал.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 215