Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях краеведческого объединения Истоки
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Детско – юношеский центр «Роза ветров»
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях краеведческого объединения «Истоки».
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей.
Автор: Климова Т.В.
Педагог дополнительного
образования детей
МО ДО «Мари – Турекский
Дом детского творчества
Мари – Турек
2016 год
Развитие творческих способностей обучающихся
на занятиях краеведческого объединения «Истоки»
Аннотация
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы, повышение качества образовательной подготовки обучающихся.
Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования разобраться в методической продукции и выбрать для себя наиболее нужный алгоритм дальнейшей работы.
В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Развитие творческих способностей на сегодняшний день является востребованным, так как оно имеет долгосрочную направленность, может приобщить детей не только к любимым занятиям, но и к верному выбору дальнейшего пути.
.
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».
Бенджамин Блум.
Введение
Одной из самых активных и творческих форм приобщения детей к истории и культуре своей родины является краеведение. Особенно широко распространено краеведение среди школьников. В краеведении используются методы различных наук: истории, географии, экологии и др. При этом самое главное - осуществлять комплексное исследование и применять свои знания на практике.
Изучение родного края - прекрасное дополнение к школьным курсам истории, географии, природоведения и других предметов. Как ни глубоки знания детей, которые они узнают из учебников и книг, они не заменят изучение истории, природы, населения и краеведения лицом к лицу, не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми и т.д.
Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных событий. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству. Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию воспитанников к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей.
Актуальность данной работы в том, что 21 век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Поэтому работа с детьми должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития творческих способностей каждого ученика. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники школы должны не только овладеть материалом школьной программы, но и уметь творчески его применять, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных. Сегодня мало знать, нужно уметь анализировать факты, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения. Как сказал Рене Декарт: «Недостаточно иметь хороший разум, главное - хорошо применить его». А применить свой разум, реализовать себя и стать счастливым человеком сможет только творческая личность.
Возникает проблема: Как развить творческие способности обучающихся на занятиях краеведческого объединения?
Цель данной работы: создать условия, позволяющие максимально самореализоваться личности ребенка, развить его творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с методикой научно – поисковой,
научно – исследовательской работы;
-накопить систематические знания в области краеведения, истории и культуры родного края.
-научить учащихся пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитательные:
- создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной и творческой работы;
- формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие,
-формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно работать с литературой, архивными материалами и другими необходимыми источниками.
- развивать умение работать в группе;
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории своего поселка, района, края ;
- создавать среду для развития творческих способностей учащихся.
-формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Ожидаемые результаты:
Применение различных приемов по развитию творческих способностей позволит:
-заинтересовать учащихся в учебном процессе, повысить их учебную мотивацию;
-увеличить количество учащихся с высоким уровнем творческих способностей;
-активизировать желание участвовать в краеведческих конкурсах разного уровня.
-Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными, вырастет интерес к учению в целом.
-отношения в рамках «педагог - ученик» станут более гармоничными, психологическая среда - комфортной.
Основная часть
Что такое "творчество"?
"Творчество" - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие "творчество" обычно связывают с понятиями "способности", "развитие".
" Творчество и личность", " творческая личность и общество", "творческие способности"- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.
Творчество - сложный психический процесс, связанный с - характером, интересами, способностями личности.
Творчество - деятельность по созданию качественно нового, впервые создаваемого оригинального продукта, имеющего общественное значение; это способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности - это интегрированное качество личности, включающее мотивационный, деятельный и творческий компоненты, обеспечивающие готовность и предрасположенность к деятельности по созданию оригинального продукта.
Компоненты структуры творческих способностей:
1)интеллектуальный,
2)мотивационный,
3)личностный,
4)коммуникативный.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач. А решение творческих задач способствует развитию психических свойств личности, лежащих в основе творческих способностей:
- памяти,
-внимания,
- мышления,
- воображения.
Система познавательных задач ведет к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:
-беглости мысли,
-гибкости ума,
-оригинальности,
-любознательности.
.
Можно выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:
1) задания, направленные на развитие творческих способностей;
2) положительная атмосфера, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого можно выявить следующие условия:
1) раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
2) различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог и ситуации, постановка вопроса и т.д.).
3) творческий потенциал самого педагога, его тактичность.
Общие способы стимулирования творческой активности:
1) Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению мышления.
2) Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3) Поощрение высказывания оригинальных идей.
4) Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.
5) Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6) Предоставление детям возможности активно задавать вопросы и работать, находя ответы на них.
Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Я считаю, что роль занятий по краеведению в развитии творческих задатков детей очень велика. Так как учащиеся на этих занятиях действуют не только по указанию педагога, но и самостоятельно занимаются сбором информации для проведения исследовательских работ и проведения различных мероприятий в обьединении.
В нашем поселке существуют реальные возможности планировать и проводить совместные занятия по краеведению в сотрудничестве ДДТ, школы, музея, библиотеки. В поселке имеется богатый архивный отдел и собран большой материал по краеведению района.
Краеведческое объединение «Истоки», второй год работает по модифицированной программе. Принцип данной программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «Малой родины» - к систематизированным знаниям о родном крае. Объединение посещают учащиеся 3-10 классов. В период реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата. Я стараюсь творчески подходить к проведению каждого занятия и выбираю различные формы их проведения, в объединении занимаются дети разного возраста.
Формы проведения занятий различны. Это экскурсии, КВНы, игровые познавательные программы, беседы, проведение народных игр и праздников с элементами традиций и обычаев народов, проживающих на территории района и края. Со старшими школьниками проводятся встречи с интересными людьми, ведется работа в архивном отделе и с литературными источниками и в СМИ. Итогом всей нашей работы являются исследовательские работы и конкурсы краеведческого направления разного уровня. За эти 2 года нашей совместной работы было проведено много мероприятий краеведческой направленности: викторина «Как ты знаешь родной край?», «Литературный детектив» (литературное краеведение), классные правовые часы по государственной символике РМЭ и Мари – Турекского района, акции «Солдатский треугольник», «Геранька», «Письмо ветерану», конкурс стихов и сочинений о Малой родине, «Народный праздник – Пасха», районные конкурсы «Моя Малая родина:природа, культура, этнос», «Семейный архив»: «Война в судьбе моей семьи», «Он не вернулся из боя», «Я помню, я горжусь!», «Он родился в рубашке» и много др.
За все это время юные краеведы достигли определенных результатов в поисково-исследовательской деятельности. Были написаны исследовательские работы : «Был такой лагерь (История пионерского лагеря «Зори» Мари – Турекского района) », «Я помню, я горжусь!», «История родного поселка Мари - Турек», « Их туристические тропы(Из опыта туристско – краеведческой работы в районе)», «Жемчужина РМЭ – озеро Морской Глаз». Юные краеведы объединения приняли участие в Межрегиональном конкурсе исследовательских работ в г. Малмыже Кировской области и заняли 2 место, также участвовали в республиканской конференции по краеведению в г. Йошкар - Оле с исследовательской работой «Был такой лагерь». Работа краеведами проделана огромная, и в каждом из перечисленных мероприятий проявлен творческий подход каждого участника объединения.
Творческому развитию обучающихся объединения способствуют и различные творческие задания. В течение года проводятся выше перечисленные познавательные игры и викторины, конкурсы и КВНы по историческому, географическому, этнографическому, литературному и экологическому краеведению, экскурсии, классные часы, праздники, устные журналы по краеведению, составляются тесты.(см.Приложение)
Перед проведением каждого мероприятия ребятам предлагаю самим подготовить те или другие задания для конкурсов и конечно обязательно знать самим на них ответы. Некоторые учащиеся уже самостоятельно могут проводить внеклассные мероприятия по краеведению в младших группах, готовят для них задания, разрабатывают сценарии, выступают с классными часами, беседами, предварительно обсудив материал с педагогом. Также практикую работу с раздаточным краеведческим материалом для каждого учащегося или для совместной работы в подгруппе. Такие конкурсы у нас называются «Знатоки краеведения». Эти самостоятельные мероприятия стимулируют интерес учащихся к занятиям краеведением, познанию, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности. Система творческих заданий рассматривается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов - целевого, содержательного, результативного. Главным фактором является личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, творческий опыт. Но, как и в любой деятельности, необходимо предупреждать негативные последствия, для этого я выделяю следующие риски проекта: если более слабый обучающийся не сможет довести начатый проект до конца – значит, ему нужно будет предложить более простой вариант выполнения работы; если обучающийся проявляет недостаточный интерес к исследовательской деятельности – необходимо заинтересовать его, например, организовать экскурсии в краеведческий музей или увлечь новой интересной темой с целью стимулирования творчеством и повышения заинтересованности в исследовательско-проектной деятельности.
Особенно важна для получения высокого результата правильная организация работы над творческими заданиями. При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- стремиться к самостоятельной постановке творческого задания ;
- поощрять использование при выполнении заданий методов творчества;
- ориентировать на идеальный конечный результат;
- схематично фиксировать все полученные варианты;
- демонстрировать разный уровень творческого задания;
- поощрять оригинальные решения, даже если они отличаются;
- поэтапно прослеживать процесс выполнения творческого задания;
- выполнение любого задания должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для учащихся.
Для развития творческих способностей обучающихся, для того, чтобы поддержать в них интерес к творческой деятельности, существует несколько правил:
-стараться заинтересовать каждого ребенка;
-стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
-оценивать деятельность ребенка по процессу достижения, а не только по конечному результату;
-использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.
Контрольно – оценочный блок
Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика можно проводить при помощи следующих методов:
-наблюдения,
-беседы,
-анкетирования,
-тестов.
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
-активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
-мотивация стремления учащихся к успеху в учебно - познавательной деятельности;
-стимулирование самостоятельности в учебе;
-учет индивидуальных качеств учащихся.
Ресурсное обеспечение
историческая, учебная и справочная литература;
наглядный материал (иллюстрации, исторические карты, фотографии, зарисовки);
разнообразные виды дидактического материала;
дидактические игры;
выставки книг;
создание условий для проведения открытых мероприятий;
медийные материалы (аудио и видеозаписи, презентации).
Выводы
Систематическая работа по развитию творческих способностей помогает учащимся проявить себя. Они успешно участвуют в школьных, районных, республиканских мероприятиях, в различных конкурсах, конференциях завоевывают призовые места. Ежегодно за проявленное творчество и труд, юные краеведы награждаются грамотами и благодарностями
Заключение
Данная тема создает большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого ребенка.
Результативность: заметное повышение интереса к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. У обучающихся повышается степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивации; данный метод обучения способствует развитию социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретению опыта исследовательско - творческой деятельности.
Прогнозы:
Прогнозируя последствия данной работы предполагается, что обучающиеся станут более успешными, самостоятельными в планировании своей деятельности, креативными, критичными к собственным ошибкам и толерантными к другим обучающимся объединения «Истоки».
Список информационных источников
Нормативные документы
1.Закон «Об образовании в РФ».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение. 2012.
Основные источники
1.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 - 93с.
3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
5. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005г.
Приложение 1
КВН « Знаешь ли ты родной край?» 2-4 классы
Цель: 1. Расширение и углубление знаний детей о Республике Марий Эл, в которой они живут.
2. Развитие познавательного интереса, умение наблюдать, анализировать.
3. Воспитание любви к родному краю, Родине, к людям, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: карта РМЭ, выставка книг о марийском крае, карточки с заданиями, призы. Ход мероприятия: Родина Среди необъятных пространств нашей России есть уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился. Для вас, ребята, таким дорогим уголком стал марийский край.
Марийская земля богата лесами и полями, реками и озерами. Земля одаривает нас хлебом, овощами, ягодами. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. Сегодня мы с вами проведем КВН « Знаешь ли ты родной край?».
А сейчас – загадка :
Дом зеленый тесноват.
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
( горох).
Вот горох и поможет нам определить победителя в этом конкурсе. Правильный ответ – горошина. Горох будем собирать в стаканы. У кого будет больше урожай, та команда и победит. 1 конкурс.
Отгадайте марийские народные загадки о природе, о явлениях природы и впишите их в пустые клетки, указанные цифрами. Если вы правильно впишите все слова, то по вертикали в выделенных клетках можете узнать еще об одном явлении природы.
1. Без рук, без ног, а ворота отворяет. /Ветер/
2. Крыльев нет – летаю, по земле не хожу, звезд не считаю и людей не знаю. / Облако/
3. Строптивый мерин (упрямый жеребец) и днем и ночью скачет. Из земли пробивается, землю орошает. /Родник/
4. Вокруг поля развесил белые полотна. /Туман/
5. Плачет ревом, а самого не видно. /Гром/
6. Протянута нитка – но клубок не смотать. /Дорога/.
/По вертикали – радуга/ 2 конкурс. Головоломка «Узнайте».
Если вы найдете первый кружочек с правильной буквой, то, следуя за линией, соединяющей кружочки, прочтите название районного центра.
/ПАРАНЬГА/ 3 конкурс. Грибы.
На рисунке изображены семь грибов, которые повсеместно встречаются в наших лесах. Посмотрите внимательно и скажите, какие грибы, изображенные на рисунке, съедобны, а какие нет.
/Съедобные грибы: 1.Груздь настоящий. 3.Подосиновик. 5.Волнушка розовая. 6. Опята настоящие.
Несъедобные грибы: 2. Бледная поганка. 4. Мухомор. 7. Опята ложные./
4 конкурс. Ответе на вопросы. Каждой команде дается вопросы, они должны ответить быстро и правильно.
1. Сколько районов в Марий Эл? (14)
2. Самая большая река, протекающая по республике. (Волга)
3. С какими областями и республиками граничит Республика Марий Эл? (Кировская и Нижегородская области, Чувашская республика и Республика Татарстан)
4. Какие звери строят запруды и плотины? (бобры)
5. На свинью похож, а в лесу живет (кабан)
6. Какие птицы зарываются в снегу? (куропатки, рябчики, тетерева, глухари)
7. Когда образован Республика Марий Эл? ( 4 ноября 1920 года)
8. Какое самое большое богатство марийского края? (лес)
9. Назовите столицу нашей республики (Йошкар-Ола).
5 конкурс. Чтецы. Каждая команда должна была приготовить по одному стихотворения. 6 конкурс. Музыкальные инструменты.
На рисунке изображены марийские народные музыкальные инструменты. Все ли они вам знакомы? Постарайтесь узнать их.
/1. марийская гармонь. 2. Барабан (тумыр). 3. Глиняный соловей. 4. Рог. 5. Волынка. 6. Соломинка. 7. Дудочка. 8. Трещотка. 9. Варган. 10. Скрипка. 11. Гусли. 12. Труба. 13. Музыкальный лучок. 14. Свирель. 15. Осенняя труба. 7 конкурс. Народные приметы.
Кто больше назовет примет о погоде.
Подведение итогов, награждение.
Приложение 2 Игра «Крестики-нолики»
(«Животный мир района. Разнообразие животного мира»)
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
Бабочка и осина – это объекты живой природы.
Самый холодный осенний месяц – октябрь.
Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
Белки запасают на зиму грибы и ягоды.
Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
10. Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 0 0 + 0 + + 0 0 +
Викторина «Краеведческие знатоки »
- Назовите столицу нашей РМЭ?
- Как назывался город раньше?
- Из представленных выберите герб нашего района и республики.
- Назовите улицы нашего поселка .
- Перечислите улицы нашей столицы.
- В каком районе мы живем?
- Что означает название «Мари – Турек»?
- Перечислите какие вы знаете населенные пункты Мари – Турекского района?
- Какие реки протекают по территории нашего района?
- Назовите животных нашего района?
- Какие растения района занесены в Красную книгу республики?
- Придумай свой вопрос.
Приложение 3
Викторина « Экологическими тропами родного края » - Главное богатство нашего края
- Самые крупные звери нашего леса
- Какие грибы можно встретить в лесу
- Какое дерево «дрожит
- Ранняя весенняя витаминная зелень
-Цветок, занесенный в Красную книгу
-Самый суровый месяц в году
-Самый жаркий месяц
Если такое бывает, поставь рядом с предложением «+», если нет «-»:
а) заяц любит есть капусту;
б) карась летает;
в) муравей носит хвоинки;
г) кукушка вьет гнездо;
д) снегирь зимует в городе;
е) клест птенцов выводит зимой;
ж) моль - самая маленькая бабочка в мире
-Назови самую маленькую птицу нашего края (Королек).
-О каком редком звере говорит этот текст: Крупная кошка весом до 30 кг и около метра в длину. Хвост у нее как бы обрублен, длинной до 15 см. Уши с кисточками черных волос на концах.
-Назови признаки наступающей хорошей погоды: а) Чуть свет вылетают из ульев пчелы; б) Вечером сильно стрекочут кузнечики; в) Дым от труб и костра стелется по низу, ближе к земле; г) Ласточки и стрижи высоко летают в вечернем небе.
Приложение 4
Тест «Наш край – Марий Эл»
1.К бассейну какого океана относятся реки нашего края?
а) Северного Ледовитого;
б) Тихого;
в) Атлантического.
2.Самое крупное озеро нашего края:
а) озеро Яльчик;
б) озеро Морской глаз;
в) озеро Таир.
3.Какой природный комплекс занимает значительную часть территории области:
а) тайги;
б) степей;
в) смешанных лесов.
4.Определите действительных соседей нашей области:
а) Татарстан;
б) Чувашия;
в) Нижегородская и Кировская области.
5.Какими полезными ископаемыми наиболее богат наш край?
а) нефть, газ, железная руда;
б) уголь, железная руда, золото;
в) торф.
6.Самое глубокое озеро:
а) озеро Зрыв (Табашинское);
б) озеро Таир;
в) озеро Яльчик.
7.Самая длинная река:
а) Волга;
б) Малая Кокшага;
в) Большая Кокшага
Приложение 5
Вопросы викторины «Природа родного края»
- В сенокос горька, а в мороз сладка. Что это за ягода? /Рябина, калина/.
- В роще под берёзой крошка. Он стоит на крепкой ножке. Из одежды лишь беретик. Кто нагнётся, тот приметит. /Гриб/.
- Летом одевается, зимой раздевается./ Лес/.
- Пусть я птичка - невеличка, у меня, друзья, привычка : как начнутся холода прямо с севера сюда. /Снегирь/.
- Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге от мороза прячет нос. /Медведь/.
- Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти - рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь! /Рысь/.
- С ветки на ветку, быстрая как мячик, скачет по лесу рыжая циркачка. Вот на лету она шишку сорвала, прыгнула на ствол и в дупло убежала. /Белка/.
- Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький./ Подснежник/.
- Самая маленькая птичка наших мест. /королек/
- Самое крупное животное нашего края. /лось/
- Главная река нашего края./Волга/
- Какая длина реки Малая Кокшага ?/106 км/
Рисунок 1