Конспект урока по трудовому обучению на тему Солома. Технология плетения из соломы. СГТ.
Тема: Солома. Технология плетения из соломы СГТ.
Цели:
систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;
познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;
освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении аппликации;
формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;
систематизировать знания учащихся по обработке соломки.
Инструменты, приспособления и оборудование:
иллюстративный и наглядный материал, технологическая карта обработки/. Заготовки из соломки. Ножницы, техническое стекло, карандаш; Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.
Тип урока: комбинированный.
Материал: соломка, листы из соломки.
Новые термины и слова: жнец, сноп,
Ход урока
1. Организационный момент:
подготовка учащихся – настрой на урок
Закончите пословицу:
“Дело мастера ….. (боится)”
“Рукам работа, душе -… (праздник)”
“Золотые руки, не знают …. (скуки)”
“ Не боги горшки …… (обжигают)”
“Больше дела – меньше ……(слов)”
“Глазам страшно, а руки ……(делают)”
“Без труда нет ……..(плода)”
“Муравей не велик, а горы …….(копает)”
“Клади картошку в окрошку, а любовь……..( в дело)”
“Не боги горшки ……………..(обжигают)”
постановка задачи урока;
2. Основная часть:
Издавна известно применение соломы в творчестве народных умельцев. Из соломы можно делать много разнообразных и интересных вещей: плести циновки, делать шляпы, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д. В ряде случаев солома может заменить шишку, орех, пластилин.
Для использования в работе нужна солома не прелая и ровная, не измятая комбайном. Ее рекомендуется собирать вручную на учебно-опытном участке или на обочинах полей, осторожно срезая или вырывая с корнем. Стебли соломы надо разрезать на части по узлам и аккуратно уложить в ящик или коробку. В таком виде она может храниться всю зиму.
Для работы нужна круглая солома и плоская, разглаженная утюгом. Такая солома приготовляется следующим образом.
Отбирают наиболее круглые стебли, кладут их в таз или другую посуду так, чтобы они поместились без сгибания, и заливают кипятком. Таз накрывают крышкой и оставляют до следующего дня. На следующий день солому вынимают из воды, осторожно разрезают маленькими ножницами или концом острого ножа вдоль стебля. Затем разрезанные соломины осторожно раскладывают на гладильной доске и проглаживают горячим утюгом с обеих сторон до тех пор, пока они не примут форму шелковистых полосок-ленточек. Такие полоски из соломы хороши для плоского плетения и для различных аппликаций.
Минутка для ума.
Послушайте пословицы о соломе.
· Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
· По соломе жита не узнаешь.
· Лежит на соломе, а говорит, что с ковра.
· Соломиной не подопрешь хоромины.
· Сноп без перевясла — солома.
· По соломинке сноп, по снопишку — копнишка, из копен — стог.
Для того чтобы делать из соломы аппликации, ее можно окрасить в разные цвета с помощью цветных лаков, морилки-бейц или слабого раствора марганцовокислого калия. Соответствующее количество морилки-бейц или марганцовокислого калия растворяется в том кипятке, где замачиваются соломины. В этом растворе солома одновременно и окрасится и распарится. Раскраска соломки цветными лаками производится после того, как она разрезана и разглажена. С помощью кисточки каждая соломинка раскрашивается тем или иным цветом.
Разрезанную, раскрашенную соломку надо бережно хранить в отдельной коробочке.
2) Технология выполнения аппликации из соломки
Аппликация из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная.
1. Составить эскиз в соответствии с размером будущей аппликации;
2. Нанести на деталях изображения линий, показывающие направление наклеивания соломенных лент;
3. Перевести эскиз на кальку;
4. Нанести клей на бумажные детали, разрезав эскиз;
5. Наклеить соломенные ленты в соответствии с указанным направлением (если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки). Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, слегка выступая за края детали;
6. Обклеенные детали высушить под небольшим прессом;
7. Соломенные наклейки перевернуть и вырезать детали по контуру со стороны бумаги;
8. Составить из частей полное изображение на фоне и приклеить, высушить вторично под небольшим прессом;
9. Покрыть готовую аппликацию бесцветным мебельным лаком.
3. Практическая работа:
-изготовление изделия;
-получение практических навыков и умений;
-контроль за соблюдением технологии;
-сборка изделия
4. Заключительная часть:
- демонстрация лучших работ;
- оценка проделанной работы;
- уборка рабочих мест и помещения;
-анализ работы учащихся