Обобщение опыта работы Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов
Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов.
(обобщение опыта)
Додонкина Галина Николаевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Июсская СОШ»
На протяжении нескольких лет я работаю по теме «Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов»
Тема выбрана не случайно. Так как навык орфографической грамотного письма закладывается именно в начальных классах. И от сформированности орфографической зоркости зависит умение правильно найти в слове орфограмму и обосновать её написание. Известно, что ошибочно написанное слово закрепляется в памяти, и по некоторым данным, для исправления ошибочного (написания) образа слова потребуется от 40 до 100 правильных написаний. Это, значит, что писать нужно без ошибок, предупреждать их нужно до письма!
Это и стало отправным пунктом в моей работе.
План
Что такое «орфографическая зоркость»?
Списывание – как основной метод обучения правописанию.
Алгоритм проверки безударных гласных корня.
На уроках обучения грамоте.
Виды диктантов, позволяющие развивать орфографическую зоркость.
Взаимоконтроль, самоконтроль.
«Ошибкоопасные места»
Игры, ребусы, карточки.
Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Она также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Она опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть и представлять на основе внутреннего зрения все буквы в слове.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания.
ПРОВЕРЬ!
Не пропустил ли ты буквы?
Правильно ли ты написал безударные гласные? (парные звонкие и глухие согласные?)
Не уверен, спроси у учителя!
Постепенно памятки дополняются, вводятся такие напоминания: «Проверь безударные окончания существительных!», «Правильно ли ты разделил запятыми однородные члены предложения!», «Трудные слова проверь по словарику!»
Грамотное письмо не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность: каждое написание, так или иначе, отражает строй русского языка Поэтому, чем богаче словарь ребенка, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему и правописание. Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова, понимания его связей в предложении.
Так, слово «гре/ибной» вне предложения проверить невозможно: грибной суп или гребной клуб? Подобных слов в русском языке немало: поси/едели и т.д.
Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания. Но учитель должен постоянно помнить и о других факторах усвоения орфограммы: зрительном – списывание, зрительные диктанты, плакаты с трудными словами, цветные мелки для выделения орфограмм;
Слуховом – проговаривание, слуховые диктанты и т.п.;
Речедвигательном – запоминание движения органов речи;
Рукодвигательном – запоминание движения руки.
Решая орфографическую задачу, учащийся должен совершить следующие действия:
Увидеть орфограмму в слове, в словосочетании, тексте;
Определить её вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится; вспомнить правило;
Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы, от соответствующего правила;
Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить (обычно вспомнить, восстановить в памяти) алгоритм решения задачи;
Решить задачу, т.е. вспомнить последовательные действия по алгоритму; не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат – вывод о правильном написании;
Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Алгоритм проверки безударной гласной корня
1 шаг. Найти в слове корень.
2 шаг. Есть ли в слове безударный гласный?
Да нет
3 шаг. Измени слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слово.
Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Алгоритм проверки употребления разделительного ъ.
1 шаг. Есть ли в слове приставка?
Да нет: ъ не пишется.
2 шаг. Оканчивается ли она на согласный?
Да нет: ъ не пишется.
3 шаг. Есть ли в слове после приставки е,ё,я?
Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется.
Потом алгоритм сокращается, свертывается.
Ступени сжатия:
1 ступень сжатия: По двору. По – предлог или приставка? Пробуем вставить прилагательное: по широкому двору; вставить можно, значит, по – предлог, пишем раздельно.
2 ступень сжатия: По двору – предлог? По широкому двору; по – предлог, раздельно.
На 2-ой ступени сжатия действия становятся почти автоматизированными – к этому мы и стремимся.
А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять. В 1 классе, при обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 12-15см в длину и 3-4см в ширину, на которой наклеено из цветной бумаги 6-7 поперечных полосок. Полоски наклеивать лучше различного цвета. С помощью этой карточки учащиеся должны показать количество звуков в словах. Учитель называет слово, а учащиеся говорят, сколько слогов в слове, а потом просит показать, сколько звуков в 1 слоге, во 2 слоге. Я называю слово мак, учащиеся показывают 3 полоски.
Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Пакеты со схемами нужны для того, чтобы каждый учащийся самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.
Когда заканчивается обучение грамоте, учитель выдает каждому «Волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Квадрат накладывается на 1 слово предложения, двигая его вправо, учащийся открывает 1 слог слова, потом 2-ой и т.д. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат заставляет быть внимательнее. Учащиеся учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
Так при изучении словосочетаний жи – ши, учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши. Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с разделительным ь знаком, 1 слово – с сочетанием ча.
С целью проверки написания слов применяю такой вид работы. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву или слово, я на доске записываю все необходимые слова в строчку и закрываю. Когда закончат – открываю первое слово и прошу прочитать его вслух по слогам. Затем учащиеся находят его у себя и проверяют слово. При изучении темы «Звонкие и глухие согласные», ежедневно даю задание подчеркнуть в слове орфограмму, заостряя, таким образом, внимание ученика на изученной орфограмме.
Для формирования орфографической зоркости можно предложить следующее задание. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
Или написать 5 слов с непроизносимой согласной по памяти и обязательно подчеркнуть их. Если учащиеся, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «огоньки». На доске записано предложение. Учащиеся «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
С 1 класса ввожу такую работу, как письмо с проговариванием. Учащиеся диктуют предложение, произнося каждое слово орфографически. Письмо с комментированием: учащийся диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Перед диктантом, сочинением, изложением следует проводить словарную творческую работу. Выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Учащиеся читают хором, индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения.
Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях. После проведения диктанта можно выписать все слова с ошибками в тетрадь. На другой день выписать на доску. Учащиеся устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают хором и индивидуально. А за тем, провести составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 мин. На следующий день снова та же работа: устный анализ слов, диктант. И так до тех пор, пока учащиеся не усвоят все слова.
Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. Н/Р, «Проверяю себя!» Учащиеся пишут под диктовку, а те слова, в написании, которых появляются сомнения, пропускают. Потом спрашивают у учителя или у соседа и вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства т.к. ребенок в следующий раз может постесняться спросить у учителя.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, н/р с безударной гласной проверяемые ударением. Учащиеся должны записать проверочные, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновывает орфограмму.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой либо орфограммой. Это постукивание заставляет думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует два, три предложения и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверочной безударной гласной и с непроизносимой согласной и т.д. И обязательно использовать повторение ранее изученных тем. Н/р, повторили тему «Правописание ъ и ь знака». В 1-й день пишем 10 слов на данную тему с объяснением, затем на 2-й день эти же слова, но без объяснений, а под диктовку, в 3-й день пишут те слова, в которых были допущены ошибки и новые слова. Если ошибки еще допускаются на это правило, то тему нужно повторить.
Все эти приемы позволяют предупредить ошибки развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.
Давно ввожу взаимоконтроль.
Начать взаимопроверку можно со словарной работы. Ошибки друг друга можно исправлять зеленой пастой или карандашом.
Дети пишут диктант, на доске текст закрыт, затем открываю текст, учащиеся проверяют.
Диктую слова по вариантам: 1 вариант – записывает слово,2 вариант – записывает проверочное, затем записи сверяют.
Хорошо читающий диктует упражнение слабочитающему, затем проверяют вместе.
Для того, чтобы грамотно писать нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Как нужно назвать место, где может возникнуть ошибка? Это «ошибкоопасное» место. Чтобы видеть эти места надо понимать, почему они возникают. Гласные – это добрые «волшебники» для согласных. Из-за гласных звуков мы часто бродим по «ошибкоопасным» местам: в.д.качка – могут «вырасти» две ошибки. У гласных в слове есть только одна сильная позиция – под ударением.
С целью предупреждения «ошибкоопасных» мест ввожу различные игры и упражнения.
Игра «Кто больше придумает слов?»Учащиеся придумывают слова с 1-ой, 2-мя и 3-мя трудностями в написании гласных.
Игра в « Словесный мяч» (Как можно быстрее подобрать проверочное слово). 1 уч-ся «кидает» слово (с мячом), другой ему в ответ «бросает» (мяч) с проверочным словом. Н/р, 1 ученик говорит- «ходить»- другой отвечает: подход, ходит. Проверочное слово должно быть родственным, а то бывает и так: слово «перетащил», проверил словом «тощий».
Игра «4-ый лишний».
Борода, борозда, подбородок, бородатый.
Веснушка, весна, весовой, весенний.
Игра « В лес по ошибки» (хитрости, помогающие в работе).
«Пусть бигут неуклюже пишиходы па лужам ивада па асфальту рикой» Увидев на доске такую запись строчек из знакомой песни, многие ринуться очищать ее (лес) от ошибок. Участники игры находят и исправляют ошибки на доске (тот, кто обнаружит ошибку 1-ым, выходит отвечать, причем обязательно подкрепляет свой ответ ссылками на правила).
Игра «Разведчики».
Даются столбики слов с ошибками.
Игра «Назови слово с данной орфограммой».
Поднимаю карточку с безударной о или а, а учащиеся называют мне слово.
На уроках труда строим «Город изменений». Кто нарисовал домик, кто избушку, а кто целый дворец, а живут в них слова – помощники для определения числа (один-много), времени (вчера, сегодня, завтра), лица, рода.
Падеж
Число
Лицо
Время
Род
Есть вижу
Один
Я мы
Вчера
Он
Нет творю
Много
Ты вы
Сегодня
Она
Дам думаю
Он
Она они
Оно
завтра
оно
Давала учащимся такие задания:
Выполни по образцу:
Подумай Докажи Напиши
Л.са лес леса
Сн.га
Зв.зда
Безударные гласные проверяли по таким вариантам:
Один-много или много-один (н/р, дома
· – дом);
Из одного корня: бег, ход ;
Буквой ё: слеза, звезда, ..;
Ласкательное значение слова: ковер-коврик;
Какой?
Что делает?
В своей работе использую – веере с падежами и падежными окончаниями; веер со звонкими и глухими согласными; телефон с безударными гласными (вместо цифр); разного рода перфокарты; набор ребусов, игры.
Таким образом, стремясь ежедневно работать над формированием орфографической зоркости, применяя вышеперечисленные упражнения, игры, задания, можно добиться определенных успехов в предупреждении ошибок на письме. Тем самым, сформировать у ребенка прочный навык грамотного письма уже в начальных классах.
Литература
М.Р. Львов «правописание в начальных классах»
Статьи журналов «начальная школа»
№4 – 1991г. «почему в работах встречаются ошибки?»
№10 – 1994г. «Выработка орфографической зоркости»
№12 – 1994г. «Где прячутся ошибки?»
Граник, Бондаренко, Концевой. «Секреты орфографии».
В.Волина «Праздник букворя».