Методика проведения упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.


Методика проведения упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К..Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное». К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3.«Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения должны быть изустные и письменные, и при том изустные должны предшествовать письменным».
Рассмотрим методику проведения упражнений, в наибольшей степени развивающих орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Списывание включено в программу развивающего обучения не только как один из видов орфографических упражнений для безошибочного копирования текста, а для того, чтобы обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Совмещаясь друг с другом, эти ориентировки становятся механизмом "природной грамотности", то есть наиболее эффективного орфографического навыка. Если мы хотим такой навык сформировать целенаправленно у всех детей, перед нами должна быть поставлена соответствующая задача. Такой задачей и является задача орфографически точно воспроизвести фрагмент печатного текста после его прочтения, то есть задача на списывание.
Очень важно, чтобы этот вид работы был соответствующим образом организован.
На первом этапе списывания ученик читает предложение целиком; естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком, конечно же, так как мы говорим, не глядя при этом в текст.
Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, то есть цель его - обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически (то есть усилением слабых позиций). И затем опять-таки проговорить его орфографически, не глядя в текст, чтобы удержать в памяти целую орфографическую форму списываемой единицы.
Эти два этапа являются как бы подготовительными, но, тем не менее важно понимать их огромную значимость для формирования орфографического навыка.
На третьем этапе (а это процесс записи) ребенку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чем ему поможет орфографическая самодиктовка вслух.
Таким образом, алгоритм списывания выглядит так.
1.Внимательно прочитай предложение.
2.Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все
звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам
(орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Но этот метод нельзя вводить слишком рано, когда у ребенка нет никаких
способов решения этой задачи. Если его не обучить этому, то он придумывает их самостоятельно, стихийно и неосознанно. Чаще всего они оказываются неполноценными и в таком виде осваиваются ребенком, быстро автоматизируясь и превращаясь в навык механического копирования текста по элементам (буквам, слогам, отдельными словами). Этого можно избежать, если предусмотреть его планомерное формирование, с самого начала обучения письму и познакомив детей с соответствующими правилами.. Дело, однако, в том, что дети должны не только знать эти правила, но и быть в состоянии практически использовать зафиксированные в них способы. А некоторые из них таковы, что овладеть ими непосредственно в процессе списывания невозможно. Следовательно, сформировать их необходимо вне списывания и до того, как ребенок приступит к нему.
2. Комментирование.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Например: «Под-ле-та-ет. В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю: перелёт.
В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на -ить, это не глагол-исключение, значит 1 спряжение, пишу окончание -ет.
Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся. Комментированное письмо выполняет ряд задач:
• приучает детей внимательно слушать;
• развивает умение предварительно планировать свою работу;
• формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении
заданий;
• учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную
информацию.
Комментированные упражнения объединяют 3 действия: мыслю - говорю - записываю.
Таким образом, ребёнок учится продумывать орфографическое действие, осмысливать возможную ошибку до её совершения. Также такие упражнения обеспечивают обратную связь: дают учителю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами-комментариями, то есть так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.
Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
На определённой ступени обучения применению правила при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки.
Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить пройденный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную. Оно обеспечивает более устойчивое внимание учащихся, вырабатывает правилосообразные ассоциации, на уроке создаётся творческое сотрудничество, что является основой для овладения знаниями и развития детей. Комментируя ключевыми словами, младшие школьники учатся строить мыслительную речь, усваивает смысл и формулировку правил, удерживать ход основной мысли. Реализуется и основной метод при обучении языку - предупреждение ошибок.
3. Орфографический разбор.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует своё умение обнаружить её, при графическом обозначении орфограммы (съел, в море, 2-е скл.) -определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит назвать встретившиеся орфограммы.
Действие выделения орфограмм резко повышает интенсивность усвоения орфографических норм.
4. Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Виды диктантов:
1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
2. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.
3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, согласованность действий учащихся при работе в коллективе.
4. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложений. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения) записывается каждая часть после повторного его чтения.
5. Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
6. Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков.
Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
1) моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
2) целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.