Пиление заготовок из древесины 5 класс
Предмет: «Технология».
Класс: 5.
План-конспект урока технологии для 5 класса.
Раздел блока: Формирование технологической культуры и проектно -технологического мышления обучающихся.
Раздел программы: Технология обработки конструкционных материалов
Тема урока: Пиление заготовок из древесины – 2 часа.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Беседа, практическая работа.
Цель урока: Формирование знаний о назначении, устройстве и правилах выполнения операции «пиление».
Задачи урока:
Обучающая:
изучить различные виды пил, их устройство, назначение, приёмы выполнения операции пиления;
сформировать знания в правильности подбора инструмента для различных способов пиления;
формировать умения правильно выполнять операции пиления вдоль и поперёк волокон;
изучить правила безопасной работы при пилении древесины;
формировать умения определять свои ошибки и предлагать способы их устранения при пилении древесины;
обеспечить развитие умений грамотно подбирать инструмент и соблюдать технику выполнения операции пиления;
выполнить практическую работы: «Продольное и поперечное пиление древесины».
Воспитывающая:
воспитывать дисциплинированность и добросовестное отношение к труду.
воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
содействовать формированию привычки оказывать помощь товарищам при имеющихся у них затруднениях и ошибках.
формирование бережного отношения к природным ресурсам их рациональному использованию.
продолжить формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, настойчивость при выполнении заданий.
Развивающая:
развивать у школьников умение формулировать задачи, грамотно излагать свою речь.
развивать умение самостоятельно добывать информацию, выделять главное.
развивать зрительно – моторные умения.
развивать наблюдательность, настойчивость достижения результата качества пиления, выявлять (анализировать) свои ошибки и предлагать способы их устранения.
развивать эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные:
выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая учебники, интернет-ресурсы и другие базы данных;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками в процессе определения основных ошибок в выполнении практической работе «Пиление древесины»;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные:
чтение и способы графического представления технической, информации о форме и размере подставки для цветов;
подбор материалов с учетом требований к заготовке (пороки древесины, размер);
распознавание, назначения, устройства видов инструментов (лучковая пила, столярная ножовка, лобзик) и особенностей его применения при выполнении операции пиления различных материалов – фанеры, древесины и правил пиления в продольном и поперечном направлении;
подбор инструментов и оборудования с учетом вида пиления (продольное, поперечное);
выполнение технологических операций пиления с соблюдением трудовой и технологической дисциплины (пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены);
обоснование оценки в зависимости от качества по критериям результатов труда (самооценивание, взаимооценивание);
обобщение знаний по теме «Пиление» при выполнении тестового задания;
Элементы профориентации.
Методы проведения урока:
беседа, работа учащихся с книгой, инструктаж, практическая работа, текущее наблюдение, устный контроль.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Межпредметные связи: черчение (чтение чертежа,разметка заготовки), биология (строение и виды древесины), физическая культура (выносливость), физика (физические свойства древесины).
Учебно-методическае и материально-техническое оснащение урока:
учебник «Технология» Симоненко В.Д. 5 класс;
рабочие тетради учащихся;
верстак столярный, пилы, столешницы, подкладные доски, направители, угольник столярный, доска сосновая 150*25мм.
образцы изделий подставок для цветов;
слайд – презентация.
Время на урок: 80 минут.Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Задачи этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1 этап урока. Организационный момент (2 минуты)
Личностные (мобилизация внимания, уважения к окружающим)
Настроить учащихся к работе на уроке
Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к уроку:
1 – кто отсутствует;
2 – наличие письменных принадлежностей
Приветствуют учителя.
Докладывают об отсутствующих и наличии письменных принадлежностей
Настраиваются на успешность предстоящей работы. Проверяют готовность к уроку
2 этап урока. Актуализация опорных знаний и опыт обучающихся (10 минут)
Личностные:
интерес к познавательной деятельности, ценностное отношение к предмету «Технология», уважительное отношение к труду.
Метапредметные:
Самостоятельность в поиске различных поставленных вопросов их обсуждение и предложение решения поставленных задач.
Предметные:
Первоначальное представление о технологии изготовления подставки для цветов (чтение и способы графического представления технической, информации о форме и размере подставки для цветов)
Определить первоначальные знания учащихся по теме, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Определяет первоначальные знания по теме «разметка детали»:
Какой инструмент используется для разметки и его назначение;
Расскажите последовательность разметки прямоугольной детали;
Прочитайте эскиз бруска на доске.
Расчитайте размер необходимого материала для изготовления подставки для цветов заданного размера при ширине доски 150мм
Вспоминают всё что им известно о разметке прямоугольной детали, инструменте которым она выполняется.
Последовательности выполнения операций
Слушают вопросы учителя и обсуждают их в парах. Высказывают свои суждения вслух на класс
Оценивают правильность своих предложений. Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы.
Усваивают информацию, отличая верные ответы от не верных
3 этап урока. Сообщение темы и совместная постановка цели урока (5 минут)
Личностные-
определение границ собственных знаний и незнаний;
Метапредметные:
Самостоятельность в поиске посталенных задач, постановка цели, формулировка темы, анализ информации
Совместно с учащимися сформулировать тему урока и цели урока
Совместно с учащимися в форме беседы формулируем тему урока с помощью наводящих вопросов.
Расскажите последовательность изготовления бруска 160*30*20?
Какой инструмент мы будем использовать для получения брусков размера 160*30*20 из заготовки размером 350*150* 25?
Какой первый инструмент мы будем использовать для разделения заготовки на части?
·Значит тема нашего сегодняшнего урока..
Совместно с учащимися ставим цель урока: - чему вы сегодня должны научиться? Что сегодня должны узнать? С чем познакомиться?
Ориентируются в своей системе знаний, отличают новые факты от уже известных
Высказывают свои предложения по формулированию темы и цели урока
Обсуждают и формулируют тему и цель урока
Ставят учебную цель на основе соотнесения того что известно и того, что еще неизвестно
4 этап урока. Изучение нового материала. (40 минут)
Личностные
Мобилизация внимания, уважения к окружающим.
Метапредметные
Самостоятельность в поиске решения поставленной задачи, умение работать с различными источниками информации, анализ информации, сравнение и выявление общего.
Предметные
Представление информации о видах ручных пил - лучковой, столярной, выкружной их устройстве и назначении, видах пилении и правилах подбора ручных пил для продольного и поперечного пиления. Способы закрепления заготовок для продольного и поперечного пиления. Особенности пиления толстых и тонких заготовок. Возможные ошибки при выполнении пиления и способы их устранения.
Основные элементы техники безопасности при пилении ручным инструментом. Знакомство с профессией станочник-распиловщик
Формировать знания и умения по теме «Пиление заготовок из древесины»
Даёт на класс задание –найти в учебнике материал по теме «Пиление заготовок из древесины», по прочтении параграфа сформулировать вопросы своему напарнику позволяющие дать ответы раскрывающие тему.
В ходе заданных учениками вопросов своим товарищам даёт им возможность ответить на поставленные вопросы с демонстрацией устройств пил для поперечного, продольного и смешанного пиления и Т.Б. Одновременно при необходимости производит коррекцию высказанных ответов и показанных приёмов по правилам пиления и техники безопасной работы при пилении вдоль и поперёк волокон.
Даёт задание зарисовать формы зуба пил для поперечного, смешанного и продольного пиления в рабочую тетрадь.
Организует самостоятельную работу – даёт задание:
Произвести приём пиления в продольном и поперечном направлении для получения предварительно размеченной заготовки с последующим анализом при работе в парах.
Озвучивает критерии оценки операции пиленя(543):
5 – 1.Соблюдение Т.Б.; 2.Правильный выбор ножовки; 3.правильное закрепление заготовки; 4.соблюдение техники пиления (углы пиления, припуск)
5.Дисциплина и порядок на рабочем месте.
По выполнении приёмов пиления даёт задание в парах проанализировать качество выполненной работы своим напарникам по выше озвученным критериям
Самостоятельно находят учебный материал в учебнике и компьютере.
Формулируют вопросы по теме позволяющие раскрыть содержание параграфа «Пиление»:
назначение, устройство, виды пил и правила пиления, техника безопасной работы и т.д.
Делают короткие записи в тетрадь с зарисовкой видов пил.
Высказывают свои замечания по коррекции вопросов и правил выполнения приёмов пиления вдоль и поперёк волокон произведённых своими товарищами при раскрытии темы «Пиление»
Выполняют самостоятельную работу по выполнению операции пиления.
Формулируют познавательную задачу: проводят анализ выполненной работы по критериям оценки у своего напарника с выставлением оценки
Слушают задание учителя
Формулируют вопросы
Высказывают свои ответы и мнения на поставленные вопросы
Обмениваются мнениями по правильности выполнения операции пиления
В рамках коммуникативного сотрудничества определяют цель работы- качественное выполнение продольного и поперечного пиления.
Контролируют и координируют качество работы и поведение напарника при выполнении задания. Отстаивают свою точку зрения.
Выставляют оценки напарникам
Ставят задачу: найти учебный материал в учебнике, компьютере
Ставят задачу своевременной коррекции знаний и умений правил пиления
Отличают верные ответы от неверных
Ставят учебную задачу по решению проблемы получения качественного пиления вдоль и поперёк волокон с соблюдением Т.Б.
Отличают качественно выполненную работу от плохой работы.
Планируют коррекцию своей работы по высказанным недочётам
Осуществляют взаимоконтроль
5 этап урока. Закрепление нового материала (10 минут)
Личностные:
Самостоятельность в поиске решения различных технологических задач).
Метапредметные:
Определение составных частей объекта;
Переработка и преобразование полученной информации.
Предметные
Ообщение знаний о типах и видах пил и правил пиления различных материалов, обобщение знаний по теме «Пиление» при выполнении тестового задания
Закрепить полученные знания и умения на практике
Организует закрепление нового материала с использованием тестовых вопросов (см тест «пиление») по теме «пиление заготовок из древесины» с использованием взаимопроверки в парах и выставления оценок
Ориентировка в своей системе знаний
Слушают задание учителя. Отвечают на вопросы. Ставят оценки
Самостоятельно отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию о знаниях одноклассников.
Отличают верные ответы от неверных.
Проводят самоконтроль и взаимоконтроль своих знаний
6 этап урока. Подведение итога урока (5 минут)
Личностные
Ценностное отношение к предмету «Технология», уважительное отношение к труду.
Метапредметные
Обобщение полученных знаний и опыта на уроке.
Предметные
Представление учащихся о правилах пиления различных материалов из древесины.
Подвести итог урока и обобщить полученные знания и умения
Задать вопросы учащимся:
«Какая тема была сформулирована нами вначале урока и какие задачи стояли перед вами?»
«Что вы узнали на уроке?»
«Чему научились?»
«Какие ошибки могут иметь место при пилении и к каким последствиям могут привести?»
Обобщают полученные знания и практические умения при ответах на поставленные вопросы.
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на поставленные вопросы
Воспринимают обобщенную информацию по теме пиление заготовок из древесины.
Оценивают работу на уроке свою и одноклассников.
7 этап. Сообщение домашнего задания (3 минут)
Личностные
Ценностное отношение к предмету «Технология».
Метапредменые
Обобщение полученных знаний и опыта на уроке.
Предметные
Представление учащихся о инструменте и правилах пиления древесных материалов
Объяснить домашнее задание
Выдать задание: найти информацию о механических средствах пиления древесины.
Критерий оценки Д/З:
5-короткая презентация
4- запись в тетради сообщением основных характеристик выполняемых работ
3- устное сообщение
Запись в дневник
Слушают и записывают задание
Запоминают информацию
8 этап урока. Рефлексия (5 минут)
Личностные
Умение формулировать собственные выводы и отстаивать свою точку зрения в коллективе.
Метапредметные
Оценка имеющейся информации
Предметные
Использование знаний о пиление в повседневной жизни
Провести самоанализ активности и полезности от полученной информации
Проводит рефлексию.
- Сегодня мы познакомились с темой «Пиление заготовок из древесины» Пригодятся ли Вам эти знания в повседневной жизни?
Достигнуты ли цели поставленные нами на уроке?
Каким путём вы достигли этих целей?
Обобщают полученные знания
Высказывают собственное мнение
Оценивают новый материал по критериям:
Простой – сложный;
Интересный – неинтересный;
Полезный – неполезный
15