Методическая разработка урока технологии на тему: «Пиление заготовок из древесины» 5 класс


Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Старицкая средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока технологии
на тему: «Пиление заготовок из древесины» 5 класс
Номинация по направлению: «Спортивно-художественная»
Технология: технология деятельностного метода
Автор работы: Ильин С.Б.
учитель технологии
г. Старица 2016 г.
Раздел: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов.
Тема урока: Пиление заготовок из древесины.
Класс: 5
Учебник: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс – М: Вентана-Граф, 2014 г.
Цель: Развивать у учащихся выполнение трудовых приемов работы при обработке древесины.
Задачи:
1) формировать знания о трудовых операциях по обработке древесины;
1) ознакомить обучающихся с инструментами для пиления заготовок из древесины;
2) научить приемам пиления древесины и древесных материалов по разметке;
3) развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес, способность применять полученные знания на практике;
4) воспитывать трудолюбие, аккуратность и бережное отношение к конструкционным материалам.
Тип урока: урок открытия и закрепления новых знаний
Технология: технология деятельностного метода
Межпредметные связи: математика, физика, информатика, ОБЖ
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Планируемые результаты
Личностные:
- определять мотив познавательной деятельности;
- соотносить результат деятельности и собственный вклад в его достижение, чувствовать собственную ответственность за полученный результат;
-оценивать собственный вклад в своей работе;
- осознавать значимость собственной роли на уроке.
Предметные:
- оперировать понятиями изученного материала, объяснять их смысл;
- получить представление об обработке конструкционных материалов;
- дополнять фактический материал сведениями из дополнительных источников;
- выполнять трудовые операции с соблюдением техники безопасности.
Метапредметные:
- вести диалог;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- совершенствовать и развивать навыки работы при выполнении задания;
- выполнять задания на основе предложенного алгоритма действий;
- осуществлять объективную оценку и самооценку деятельности.

Ход урока
Этапы урока Планируемые результаты, формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент Личностные:
Самоорганизация
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог.
Приветствует учеников, проверяет количество присутствующих и готовность к уроку.
Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на свои рабочие места.
II.Этап повторения пройденного материала. Предметные: оперировать понятиями изученного материала, знать их значение;
Личностные: умение соотносить результат деятельности и собственный вклад в его достижение;
Регулятивные: умение объективно оценивать и анализировать результаты работы;
Познавательные: способность применить полученные знания для решения поставленных задач. Я предлагаю вам выполнить задание на карточке, ответив на вопросы по теме: «Разметка древесины». (Приложение 4.1)
Обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания по эталону (Презентация, слайд №2), поставьте себе отметку за работу в лист индивидуальных достижений (Приложение 4.3) Выполнение задания на карточке, взаимопроверка, фиксирование результата.
III.Актуализация знаний Личностные: осознание своих возможностей, построение логических рассуждений;
Регулятивные: умение ответить на поставленные вопросы;Познавательные: приобретение новых знаний в процессе рассуждений, умение строить речевое высказывание.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об инструменте, который вы все хорошо знаете. Что же это за инструмент? Давайте попробуем отгадать! (Презентация слайд №3)
Ответьте на вопрос: Что мы можем узнать об этом инструменте? (Презентация слайд №4) Отгадывают загадки и отвечают на наводящие вопросы, формулируют тему и цели урока.
IV.Этап изучения нового материала Личностные: построение логических рассуждений;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений;
Регулятивные: планирование последовательных действий;
Познавательные: умение выделять и анализировать необходимую информацию:
Предметные: овладеют знаниями по технологии обработки древесины. Объяснение нового материала с опорой на презентацию (Презентация слайд №5-7)
Слушают, обсуждают, конспектируют основные положения в рабочую тетрадь
V. Выявления места и причины затруднения. Личностные: предлагать альтернативные решения:
Регулятивные: планировать собственную деятельность;
Демонстрация столярных ножовок. Почему и для чего у этих инструментов разная форма зубчиков, и с какой целью они отогнуты в разные стороны? Кто знает ответ на этот вопрос. Слушают, высказывают предположения.
VI. Построения проекта выхода из затруднения. Личностные: осознавать значимость собственной деятельности на уроке;Регулятивные: определять источники получения информации; Что поможет ответить на поставленный вопрос? (новые знания)
Что может служить источником получения новых знаний?
Давайте разделимся на группы, (3 группы формируются по рядам)
Выберите ножовку с определенной формой зубчиков и найдите ответ на вопрос: «В каких случаях пиления она применяется?»
Определяют источники получения знаний: текст учебника, иллюстрации,
VII. Реализация построенного проекта. Личностные: умение общаться при коллективном выполнении работы;
Регулятивные: выполнять задание на основе алгоритма действий;
Коммуникативные: согласовывать и координировать совместную деятельность;
Познавательные: находить в тексте нужную информацию;
Предметные: объяснить смысл поставленных вопросов, иметь представления о видах пиления древесины. Работа в группах.
Алгоритм действий:
-найдите в учебнике изображение выбранного вами инструмента (по форме зубчиков);
-запишите, для какого пиления применяется эта ножовка;
- найдите ответ на вопрос:
« Для чего зубчики на ножовке отогнуты в разные стороны?».
Работа в группах по алгоритму, обсуждение вопросов, распределяют роли и предоставляют результат работы.
Каждое выступление группы дополняется презентацией слайдов №8-11
VIII.Физкультминутка Здоровьесберегающий компонент урока Гимнастика для пальцев и рук и
для активизации работы мозговой активности
(Презентация слайд №12)
Выполняют упражнения физкультминутки
IX. Практический этап Личностные: умение овладеть нормами и правилами организации труда, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
Регулятивные: выполнять задание на основе алгоритма действий;
Познавательные: умение выделять необходимую информацию, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов, соблюдать нормы и правила безопасности;
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и группой учащихся;
Предметные: научаться приемам пиления конструкционных материалов. Демонстрирует приемы работы столярной ножовкой, проводит инструктаж по технике безопасности; (Презентация слайд № 13)
Показывает инструкцию по выполнению практической работы. (Презентация слайд №14)
Организует индивидуальную работу учащихся и следит за правильным выполнением работы.
Контролирует и корректирует действия учеников, привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.
Самостоятельное выполнение практического задания по заданному алгоритму действий
X. Рефлексивно-оценочный этап Личностные: умение провести самооценку и оценку психологической и эмоциональной комфортности;
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений;Познавательные: обобщать полученные результаты, выявлять ошибки и находить способы их устранения; Молодцы! Все справились с заданием. А теперь давайте оценим ваши работы по следующим критериям (Приложение 4.2)
Рефлексия: оценивание своей деятельности на уроке.
(Приложение 2.3)
А теперь поделитесь мнениями об уроке:
-было интересно?
-было трудно?
-мы научились?
Давайте тогда скажем спасибо друг другу за работу на уроке. Сравнивают и оценивают свои работы, делают выводы о значимости, сложности и трудоемкости операции, выставляют отметку в лист индивидуальных достижений.
Отвечают на вопросы учителя
XI. Домашнее задание Личностные: развитие мотивов учебно-познавательной деятельности1. Составить кроссворд на тему: «Разметка и пиление заготовок из древесины»;
2.Используя интернет-ресурсы, найти и записать пословицы и поговорки про инструмент – столярная ножовка.
(задание выполняется по выбору ученика) Запись домашнего задания в дневник

Методическая литература:
1. А.Т. Тищенко Технология. Индустриальные технологии: 5 класс методическое пособие – М. Вентана-Граф, 2014 г.
2. А.К. Бешенков Краткий Справочник школьника 5-9 класс– М. Дрофа 2008г.
3. http://www.uchportal.ru
Приложение №1
Обоснование используемых на занятиях методик, приемов, техник и технологий для достижения поставленных задач и достижения намеченных целей.
Урок построен с использованием технологии деятельностного метода в соответствии с ФГОС ООО. Такой подход позволяет обеспечить реализацию следующих принципов:
принцип деятельностного участия (учащиеся на уроке не только получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно с использованием источников информации)
принцип непрерывности (обеспечивается преемственность в использовании методов, приемов и форм обучения между начальным и основным общим образованием, учитываются возрастные особенности учащихся)
принцип целостности (пиление древесины рассматривается не как отдельная операция, а как совокупность технологии обработки древесины)
принцип минимакса (учащимся предложено усвоить содержание темы на основе определенной учащимися цели урока на уровне минимальных программных требований; возможности освоения содержания образования на максимальном уровне реализуются привлечением дополнительного материала, предложением самостоятельного поиска информации и ее предметной переработке по предложенной тематике; деятельность по алгоритму, выполняемая в группах, также предусматривает реализацию данного принципа)принцип психологической комфортности (предусмотрено создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идеи сотрудничества, развития диалоговых форм общения)
принцип творчества (реализован в заданном домашнем задании)
принцип вариативности (учащиеся самостоятельно определяют причину затруднения в учебном действии и предлагают варианты ее устранения).

Приложение №2
Дидактические материалы, методические рекомендации, памятки, инструкции по организации деятельности учащихся и воспитанников.
Приложение 2.1
Инструкция по технике безопасности при пилении заготовок из древесины.
1. Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведенными зубьями. Пилами затупленными пользоваться нельзя. 
2. Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими способами. 
3. Соблюдать правильную позицию и правильно держать инструмент; быть внимательным и аккуратным в работе. 
4. Особо следует учесть, что наиболее опасным при пилении является момент, когда полотно пилы направляется по риске при помощи большого пальца или второго сустава; нельзя допускать рывков пилы, особенно вперед, при запиле. 
5. Не разрешается левую руку держать близко к пропилу. 
6. Класть пилу на верстак зубьями от себя. 
7. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой. 
Приложение 2.2
Физкультминутка.
Гимнастика для пальцев и рук
Упражнение: пальцы рук сжать и разжать 5 раз; руки поднять вверх, потянутся и опустить вниз 5раз.
Гимнастика для активизации работы мозговой активности
упражнение: «Наденьте шапку» - мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза; «Ленивые восьмерки» - нарисуй в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Приложение 2.3 Рефлексия оценки своей деятельности на уроке.
Дополни предложения:
- Операция по разрезанию древесины на части называется ________ - Столярная ножовка – это инструмент для ______________
- Ящик для распила деталей под угол 45 и 90 градусов называется _________
- Приспособление для распиливания заготовок на части называется__________
- Во время пиления нельзя держать близко _________________

Приложение 2.4 Инструкция по выполнении практической работы.
Последовательность выполнения работы:
1). Организация рабочего места.
2). Тренировочные упражнения (на бросовом материале выполнить поперечное, продольное пиление, подобрав соответствующий вид столярной ножовки)
3). Отпиливание заготовки по линиям разметки для изготовления детали подставки для карандашей.
4). Уборка рабочих мест.
Приложение №3
Результаты учебной деятельности учащихся.
- Качество усвоения знаний по теме: «Разметка древесины» составило 87%
- Качество выполнения практической работы на уроке составило 76%
- Рефлексия оценки своей деятельности на уроке составила 74,3 %
Приложение №4
Методики (КИМы) для оценки эффективности деятельности учащихся или воспитанников.
Приложение 4.1 Актуализация знаний по теме «Разметка древесины» карточка-задание
№ Вопросы Варианты ответов
1 Что такое разметка? 1. Разметка – это закрепление разметочных инструментов на заготовке. 2. Разметка – это нанесение на заготовку линий или точек для ее дальнейшей обработки. 3. Разметка – это базовая кромка на заготовке.
2. В каком из вариантов перечислены правильно разметочные инструменты? 1.линейка, циркуль, рулетка, столярный угольник. 2.линейка, циркуль, столярный угольник, шаблон. 3. линейка, напильник, рулетка, столярный угольник.
3. Сколько градусов составляет угол у столярного угольника? 1. 45 градусов 2. 90 градусов 3. 120 градусов
4. Циркуль – это? 1. инструмент для забивания гвоздя. 2. инструмент для определения градуса углов. 3. инструмент для разметки и измерения окружностей
5. Шаблон – это? 1. образец, повторяющий длину детали. 2. образец, повторяющий форму детали. 3. образец, повторяющий движения инструмента.
Итого правильных ответов:
5 правильных ответов – отметка 5
4 правильных ответа – отметка 4
3 правильных ответа – отметка 3
Приложение 4.2 Критерии оценивания практической работы при выполнении детали изделия «Карандашница».
№ п/пКритерии оценки Баллы (максимально) Баллы
(фактически)
1 Организация рабочего места 1 2 Соответствие размеру 1 3 Соответствие форме 1 4 Качество работы 1 5 Соблюдение правил технике безопасности 1 Итого 5 Приложение 4.3 Лист индивидуальных достижений по теме урока: «Разметка древесины» и «Пиление заготовок из древесины»
Фамилия, имя учащегося Карточка-задание по теме «Разметка древесины» Оценка практической работы Дополни предложение
(отметка учителя)
Общая отметка в баллах