Технологическая карта урока по теме Свойства тканей из химических волокон волокон (6 класс)
Технологическая карта к уроку технологии в 6 классе по теме:
«Свойства тканей из химических волокон».
Тема урока Свойства химических тканей
Тип урока Урок открытия нового знания, исследование
Цель Определить свойства химических тканей
Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Сравнить свойства натуральных и химических волокон
Личностные:
-самооценка умственных и физических способностей;
-проявление познавательных интересов и активности в деятельности;
-развитие ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные:
-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-алгоритмизированное планирование учебного процесса;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
-отражение в устной и письменной форме своих действий;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими ее участниками;
Предметные:
-владение алгоритмами и методами решения организационных задач;
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-разработка варианта защиты выполненного объекта или результатов труда;
-формирование рабочей группы для выполнения проекта;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Основные понятия Свойства, натуральные волокна, химические волокна
Межпредметные связи Химия, физика, русский язык.
Ресурсы Образцы тканей из натуральных волокон, образцы тканей из химических волокон, мультимедийное сопровождение урока технологии, словарь, оборудование для опытов: лупа, тига, фарфоровые чашки, кисточка, вода, клей.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формируемые УУД
1. Подготовка класса Для каждой девочки лежит оценочный лист с критериями. Для каждой пары в файле образцы тканей, инструкция по выполнению опытов, толковый словарь, на отдельных столах приборы для опытов. 2. Мотивация к учебной деятельности.
(5 минут) Включение в деловой ритм работы. Введение в урок.
-Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. В преддверие нового года я бы хотела сегодня вместе с вами украсить нашу елку. У вас на столах лежат новогодние игрушки разных цветов. Выберите любой из них и повесьте на елку.Те, кто выбрал зелёную игрушку – ожидают успех от занятия, красный шар – желание общаться, жёлтый шар – проявлять активность, оранжевый – будут настойчивы. И помните, что красота новогоднего дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
СЛАЙД № 2 Теперь мы можем приступить к работе!
СЛАЙД № 3 Готовятся к работе. Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные:
Умение слушать и слышать.
3. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
(10 минут) Выявляет уровень знаний. Определяет типичные ошибки.
У: сегодня мы продолжим знакомство с разделом который называется «Материаловедение». Что изучает этот раздел?
У: на уроке мы очень часто в своих ответах будем использовать слово «свойство». Что оно обозначает? Что такое свойство?
СЛАЙД № 4.
У: другими словами свойство это качество предмета.
У: к швейным изделиям каждый из нас предъявляет определенные требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено.
Девочки, зачем надо знать свойства тканей?
У: мы сегодня будем много в разговоре использовать слово «свойство» оно ключевое в нашем уроке.
У: какие группы свойств мы знаем? Вывешивает термины на доске.
У: какие свойства относятся к каждой группе?
У:на слайде вы видите различные предметы и виды одежды. На какие большие группы мы можем их разделить?
СЛАЙД № 5
У: какие вещи и предметы вы бы изготовили из натуральных тканей?
Почему?
У:СЛАЙД № 6какими свойствами должны обладать ткани, которые применяют для изготовления предметов и одежды из первой группы.
У:вы все дали правильный ответ. Эта группа одежды из натуральных тканей, которые обладают именно такими свойствами. Но давайте посмотрим на вторую группу. Что объединяет эти предметы?
СЛАЙД № 7
У: Что мы можем сказать о свойствах этих тканей?
У: Важно ли знать свойства материалов при покупке текстильных изделий? Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции.
Д: материаловедение изучает свойства текстильных волокон.
Д: ищут ответ в толковом словаре. Дают определение слову «свойства».
Д: для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия, одежды
Д: технологические, физические, механические.
Д: отвечают на вопрос.
Д: на две группы: предметы и одежда из натуральных и химических волокон.
Д: дают ответы.
Д: воздухопроницаемостью, хорошо впитывать влагу, драпируемостью и т.д.
Д: ткани из химических волокон.
Д: не можем ничего сказать, потому что мы их не знаем.
Д. важно.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: прогнозирование.
4. Постановка учебной задачи.
(5 минут) У: Можем ли мы сейчас определить эти свойства?
У: таким образом перед нами стоит проблема. Кто сможет ее сформулировать?
НА ДОСКУ
У: Сегодня на уроке мы с вами лабораторным методом узнаем свойства тканей и сможем определить с какими свойствами ткань подходит второй группе предметов и одежде.
У:Какова тема сегодняшнего урока?
НА ДОСКЕ
У:какуюцель мы поставим сегодня для себя?
НА ДОСКЕ
У: какие задачи мы перед собой поставим, для того чтобы достичь цели?
НА ДОСКЕ
Д: нет
Д: каковы свойства тканей из химических волокон?
Д:свойства химических тканей
Д:научиться различать такни из натуральных и химических волокон.
Д: познакомиться с тканями из химических волокон, узнать свойства этих волокон и записать результаты наблюдений в таблицу, представить результаты работы. Ставят цели, определяют задачи. Выявляют место и причины затруднения.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.
5. реализация и защита проекта.
(15 минут) Организует работу учащихся над проектом в соответствии с планом.
У: как мы уже сказали,что очень важно знать состав и свойства материала при покупке текстильных изделий. Необходимо уметь распознавать волокна. И я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования и изучим их свойства.
У:Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.
Для создания проекта
Нужно выбрать ткани.
В магазинах их так много-
Выбирайте сами!
А чтоб верно подобрать,
Надо свойства тканей знать!
У:обратите еще раз внимание на доску. Мы составили план работы. Давайте еще раз проговорим его.
У: перед вами в раздаточном материале свойства, по которым нужно сравнить ткани.
Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке.
У:на уроке для работы вам будет необходимо следующее лабораторное оборудование: фарфоровая чашечка- для сжигания, иголка ножницы, лупа.
У: посмотрите внимательно на предметы, которыми вы будете использоваться. Это колющие, режущие предметы, а также будем работать с огнем. Нам необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.
1
У: вы работаете в парах. У каждой пары есть таблица, которую нужно заполнить.
СЛАЙД № 8
У: можете приступать к работе.
Наблюдает и выявляет недочеты, умением общаться друг с другом, умеют ли поддерживать беседу.
Когда все работы будут защищены, заполняется оценочный лист. Работают в соответствии с составленным планом. Работа в парах.
Д:проговаривают план работы на уроке.
Д: называют правила по технике безопасности: опасности в работе, что нужно сделать до начала работы, что нужно делать во время работы, что нужно сделать по окончании работы.
Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.
6. Рефлексия деятельности. Итог урока.
(10 минут) Организует рефлексию.
У: Всем спасибо за плодотворную работу. Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования.
Какую цель мы ставили на уроке? Мы ее достигли? Что больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось?
У: в заключении я предлагаю вам разгадать кроссворд.
У:Урок у нас заканчивается. За это время мы украсили елочку. А благодаря каждой из вас мы можем показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошёл плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите розовые снежинки, если урок прошёл хорошо, но мог быть и лучше – прикрепите жёлтые снежинки, если урок не отличается от прежних уроков, и ни чего нового не принёс – зелёные снежинки.
У: запишите домашнее задание.
СЛАЙД № 9
1 уровень: В альбоме или тетради составить коллекцию образцов тканей их химических волокон.
2 уровень: приготовить сообщение о правилах ухода за изделиями из химических волокон
3 уровень: подготовить сообщение о новых словах в кроссворде.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и, соотносят цель и результаты. Отгадывают кроссворд
Д: подсчитывают общее количество набранных баллов.
Записывают домашнее задание Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.