Методическая разработка урока по технологии на тему Пиление древесины в стусле поперек волокон и под углом (5 класс)

18.01.2017г. 5-Б класс
Тема урока: «Пиление древесины в стусле поперек волокон и под углом»
Цели урока:
учить учащихся приемам работы со столярной ножовкой;
развивать моторику рук, глазомер, связную речь;
воспитывать бережливое отношение к лесным ресурсам, к экономному использованию пиломатериалов;
воспитывать положительное отношение к труду.
Оборудование. Столярный набор, стусло, заготовки, плакат «Пиление древесины»

ХОД УРОКА
Повторение пройденного материала
1. Беседа по вопросам
Какие инструменты применяются при разметке?
Виды пиления древесины.
Разница между ножовкой и пилой.
Правила безопасной работы ножовкой.
2. Сообщение темы и цели урока Теоретические сведения.
 Пиление – операция по разделению древесины на части при помощи пилы. Пила – многорезцовый режущий инструмент с зубъями-резцами, которые образуют пропил.
По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления: поперечное (поперек волокон);
продольное (вдоль волокон);
смешанное (под углом к направлению волокон).
Зуб – основной элемент пилы. Он имеет три режущие кромки: одну переднюю и две боковые. У зуба есть основание и вершина, расстояние между которыми составляет его высоту. Расстояние между двумя вершинами составляет шаг зуба.
Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.  Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.
Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки. 

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки. Принято и регламентированное положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.
 Хватка пилы и рабочая поза
При поперечном пилении Ручку ножовки плотно обхватите правой рукой, ступню левой ноги поставьте перпендикулярно к верстаку и на1/3 под ним, правой – под углом 70о к левой ноге. Корпус тела должен быть неподвижным, чуть наклоненным вперед.
При продольном пилении
Лучковую пилу удерживайте за стойку, по возможности ближе к
ручке, ступня левой ноги
параллельна верстаку, правой – под
углом 70о к ней.
Положение корпуса тела такое же, как и при поперечном пилении.
Основные правила при пилении: делают надрез по черте;
убирают брусок и отпиливают деталь;
в конце пиления нажим на пилу ослабляют.
Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем пере закрепите и отпилите с другой стороны. 
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали. Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло. Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами. Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Для точного пиления под углом 45о и 90о используется стусло – распиловочный ящик. Закрепите его клиньями на крышке верстака или прижмите к боковой кромке.
3. Физкультминутка.  4. Инструктирование по правилам безопасности при пилении
Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой
Обеспечьте надежное закрепление заготовки
Не допускать перекоса пилы
Пилить плавно без резких движений , не держите левую руку близко к полотну пилы
После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя
При уборке верстака пользоваться счеткой.
5. Беседа. Бережливое отношение к лесным богатствам нашей страны.
6. Закрепление материала. Что можно использовать для надежного закрепления заготовки?
Какой пилой следует пилить?
Где держать левую руку при пилении?
Как класть пилу в промежутках работы с ней?
Как и чем проводить уборку верстака?
7.Практическая работа
Выполнение заданий: Выпилить деревянную заготовку по разметке.(20 на 100мм)
Распилить заготовку в стусле.
8.Итог урока
Рефлексия.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Где вы сможете применить полученные знания?
Устный отчет учащихся о проделанной работе.
Оценка практической работы учащихся.
Выявление допущенных ошибок и их анализ .   










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 115