Комарова Наталья Семёновна «Методика проведения диагностики по уровню воспитанности воспитания детей с ОВЗ, для аттестации педагогических работников»


КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»
Методика проведения диагностики по уровню воспитанности
воспитания детей с ОВЗ, для аттестации педагогических работников.
Комарова Наталья Семеновна.
*Спецификация
итоговой диагностики изучения уровней воспитанности учащихся по методике М.И.Шиловой. Цель выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.(в соответствии с целями и задачами реализованной воспитательной программы)
Назначение диагностического инструментария.
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня воспитанности и становления личности, усвоения знаний, духовных ценностей и норм, присущих к обществу.
Подходы к отбору содержания диагностики.
Диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Структура диагностического пакета.
Для проведения диагностики М.И. Шиловой предлагаются 5 вариантов методик, которые раскрывают уровень воспитанности детей с ОВЗ. Каждая методика, включает задания различные по содержанию.
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
отношение к обществу;
отношение к труду;
отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
отношение к себе;
отношение к культуре.
При определении УВ по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей.
Я – ярко проявляется (5 баллов);
СП – слабо проявляется (3 балла);
П– проявляется (4 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое (сумма баллов делится на 10)
50 -45 – высокий уровень
44 – 39 – хороший уровень
38 – 29 средний
28 – 20 - низкий
Время выполнения диагностики
На выполнение все работы отводится 15 – 20 минут.
Необходимые материалы и оборудование.
Ручка, бланк для ответов.
Условия проведения.
Работа выполняется в течение отведенного для тестирования промежутка времени без перерыва.
*Диагностический инструментарий
1.Инструкция по проведению диагностики.
Для проведения диагностики создаю комфортные условия для воспитанников с ОВЗ. Разъясняю задания, нацеливаю на внимательность.
2.Содержание диагностической методики
*Предоставляются ксерокопии материалов мониторинга, заверенные руководителем ОО
Методика проведения диагностики по уровню воспитанности
М.И.Шиловой.
Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Опрос проводился в 5 классе у 12 учащихся. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики:
методика №1: диагностика изучения уровня форсированности нравственных понятий у учащихся;
методика №2: диагностика нравственной самооценки;
методика №3: диагностика этики поведения;
методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;
методика №5: диагностика трудолюбия.
Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Добро Зло
Справедливость
СчастьеДружба
МилосердиеДолг
Вина Мужество
Учащимся 5-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Понятия
Фамилия, имя Добро Зло Мужество Умеренность Счастье Дружба Милосердие Долг Вина
Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,
«добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали нечеткие ответы, в них не звучали конкретные проявления того или иного понятия.
Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2.
Таблица 2.
№ вопроса
Фамилия , имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество
набранных единиц
Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.
Таблица 3.
№ вопроса
Фамилия , имя Ответы детей
1 2 3 4 5
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.
Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
3 - 4 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0 - 1 – низкий уровень.
Ответы детей представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Фамилия ,
имя Количество
отрицательных ответов Количество
положительных ответов
В представлениях детей с ОВЗ о главных человеческих ценностях наблюдается преобладание материальными над духовными ценностями.
Методика №5:Диагностика трудолюбия
Инструкция. При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов
ответа.
1.Что для вас характерно:
а)вы работаете больше других;
б) вы работаете как все;
в) вы работаете меньше всех за счет организованности.
2.Раздражают ли вас люди, которые отдыхают, в то время как вы работаете:
а)да;
б .когда как:
в) нет.
3.Как часто вы увлечены работой, учебой:
а) часто;
6) периодически;
в) редко.
4. Работаете ли вы во время каникул:
а)чаще всего да;
б) иногда;
в) нет.
Интерпретация:
4 – высокий уровень.
3 - – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
Ответы детей представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Фамилия,
имя Количество
отрицательных ответов Количество
положительных ответов
Диагностика показала, что на среднем уровне трудовой деятельности 7 воспитанников, средний уровень у 4 детей ниже среднего уровня 1.