Система работы с аттестуемыми учителями заместителя директора по УР в рамках подготовки к аттестации педагогических работников
Андраханова Татьяна Юрьевна
заместитель директора по УР по начальной ступени школы
КГУ «Средняя школа № 3»
города РиддераСистема работы заместителя директора по УР
в рамках подготовки к аттестации педагогических работников
За последнее десятилетие казахстанская система образования претерпела неоднократные изменения, направленные на ее модернизацию, успешность которой напрямую зависит от обеспечения различных образовательных практик квалифицированными кадрами.
В связи с этим в настоящее время актуализируются задачи развития кадрового потенциала отечественной образовательной системы. А аттестация педагогических работников при этом выступает одним из ключевых механизмов профессионализации этих специалистов.
Ни для кого не секрет, что период аттестации для педагога сопряжен с высоким интеллектуальным и эмоциональным напряжением, а значит поэтому одной из задач аттестационной комиссии, администрации и педагогического коллектива в целом является создание благоприятной и доброжелательной атмосферы для аттестующегося педагога, который идет к вершине профессионального мастерства, реализуя задачу – соединить в себе и показать на практике глубокие знания и способность к творчеству. Но достижение успеха напрямую зависит от своевременной, квалифицированной методической помощи со стороны администрации школы. Отсюда важный принципиальный вывод: аттестация работника должна включать 2 части – оценку уровня профессиональных знаний (компетентности) и результатов профессиональной деятельности (профессионализма). Хотя необходимо отметить, что одной из актуальных и значимых проблем в образовании является создание условий для обеспечения оптимальной методической среды, способствующей профессиональному росту и повышению квалификации педагогов. Средством повышения педагогического мастерства учителя является хорошо организованная методическая работа. Роль которой значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование, содействует успешному развитию профессионализма и творческого потенциала личности учителя. И немаловажно, чтобы совместная работа педагога и администрации не носила стихийный характер, а была тщательно спланирована, т.е. приведена в систему.Должность ЗУР Я занимаю с сентября 2013 года. Стаж моей работы невелик, и поэтому я лишь продолжаю работу , начатую Щиповой Н.А. Будучи руководителем МО мы совместно с ней разработали модель подготовки учителя к аттестации. Она состоит из 4 этапов, представленных в таблице на слайде.
этапы результат
1.диагностический ( анализ, выявление противоречий, мониторинг ЗУНов учащихся) Выявление проблемы, выбор проблемной темы, разработка программы реализации
2.теоретический ( самообразование, собеседование, участие в теоретических семинарах, заседания МО, метод советов, пед советов, курсы повышения квалификации) Накопление теоретического материала, ознакомление с квалификационными требованиями, изучение инновационных технологий, разработка индивидуального плана подготовки к аттестации
3.практический ( открытые уроки, семинары –практикумы, взаимопосещения уроков) Совершенствование УВП, обмен опытом, создание авторских проектов, сборников.
4. итоговый (Проведение внутришкольной аттестации педагогов, подготовка и проведение открытых мероприятий в рамках аттестации для учителей города, области, представление педагогического опыта учителями на обобщение.)
Рецензирование методических разработок аттестуемых учителей, обмен опытом на страницах СМИ, самоанализ педагогической деятельности учителя, защита авторских проектов, подготовка квалификационных характеристик для аттестации в рамках города.
Учитывая данные этапы, мной в сентябре месяце был разработан план работы с аттестуемыми педагогами, на основе которого каждый из них составил свой план, учитывающий индивидуальные особенности учителя. Разработанные планы представлены на слайде.
Успешная реализация данных планов возможна лишь при тесном сотрудничестве педагога с администрацией, деятельность которой делится на 3 этапа:- диагностико-аналитическая деятельность - изучение профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, развитие профессиональных умений педагога, построение системы повышения профессионального мастерства учителя и его творческого роста.
- организационно-педагогическая деятельность - создание системы методической работы. В организационно-педагогическую деятельность входит:
посещение уроков учителей;
педагогический и методический анализ уроков;
выработка рекомендаций для учителей по результатам посещения уроков;
разработка памяток, программ посещения уроков;
подготовка и проведение методических семинаров или иных форм повышения педагогической культуры учителя.
- коррекционно-консультативная деятельность заключается в том, чтобы помочь педагогу вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности, признать их и попытаться скорректировать таким образом, чтобы положительный результат не замедлил сказаться.
Разрабатывая данную модель, мы, в первую очередь, стремились создать такие условия, чтобы педагог поверил в себя, в свои силы, так как лишь систематическое методическое сопровождение гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в процесс подготовки к аттестации.
В данном учебном году подтверждают первую квалификационную категорию 4 педагога (Хурчакова Р.М., Кондратьева Н,В, Кондратьева Г.А., Байгукшинова Е.А.) и 1 педагог подтверждает вторую категорию (Актаева Ж.Н.) Работа с данными педагогами проходит на итоговом этапе. Конечным результатом запланированной работы будет обобщение опыта педагогов на городском уровне. Для оказания помощи педагогам в выборе темы для обобщения, администрацией в лице заместителя директора по учебной работе Андрахановой Т.Ю. были посещены уроки данных педагогов, что помогло отследить уровень владения учителями педагогическими технологиями, их эффективность в учебном процессе. Кроме того посещение уроков помогло выявить и проблемы, с которыми сталкиваются не только аттестуемые учителя , но и многие педагоги школы и города. Исходя из обозначенных в ходе анализа проблем, с каждым учителем наметили тему для обобщения опыта:
Хурчакова Р.М. Презентация авторского проекта «Использование регионального компонента на уроках литературного чтения во 2-4 классах»
Кондратьева Г.А. Организация работы над художественно-выразительными средствами на уроках литературного чтения (мастер-класс)
Кондратьева Н.В. Работа над анализом и решением нестандартных заданий (мастер-класс)
Байгукшинова Е.А. Организация работы по формированию орфографической зоркости. Открытый урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Был согласован с методистом ГОРОО Григорьевой С.Н. и определён методический день, в течение которого педагоги выступят с обобщением опыта на городском заседании МО учителей начальных классов. Так же обобщение опыта данных педагогов было запланировано через СМИ. Каждый учитель, проходящий аттестацию отправил материалы для публикации в республиканские и областные педагогические издания.
На протяжении всего учебного года администрацией проводилась проверка документации аттестуемых учителей: проверка журналов, тетрадей, дневников, поурочных планов. Данный вид контроля является показателем результативности работы педагога с учащимися, который отражается в мониторинговой папке портфолио.
Так же в данном учебном году главной задачей педагога является завершение работы по формированию портфолио по проблемной теме. В целях реализации данной задачи ежемесячно проводились собеседования администрации школы с аттестуемыми педагогами в соответствие с требованиями памятки, разработанной и рекомендованной методистом ГОРОО Григорьевой С.Н. Основной задачей данного этапа показать результативность работы аттестуемого учителя за межаттестационный период работы через:
систему мониторинга УВП,
участие педагогов в школьных и городских мероприятиях
систему и результативность работы с одарёнными учащимися
Результатом полного и всестороннего анализа педагогической деятельности педагога становится заполнение карты профессионального роста . Такие карты разработаны для каждого учителя нашего методического объединения. Они позволяют отследить степень реализации проблемной темы на протяжении 5 лет, уровень профессионального роста, эффективность использования педагогических технологий на уроках, результативность работы с учащимися как всего класса, так и с отдельной категорией учеников - одарёнными детьми.
Данный вид работы позволяет составить объективную и глубокую квалификационную характеристику учителя.