«Технология точения древесины на токарном станке».
Тема урока: «Технология точения древесины на токарном станке».Цели урока:
Образовательная – способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению токарных работ н СТД 120М;
Развивающая - способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);
Воспитательная – способствовать формированию трудовой дисциплины, аккуратности, ответственности;
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).Метод обучения: устный опрос, рассказ, показ учителем приёмов работы на токарном станке, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Наглядные пособия: творческие проекты учащихся, выполненные токарным способом производства.
Инструменты и оборудование: токарный станок по обработке древесины СТД-120М; заготовка древесного материала; режущий, разметочный и контрольно измерительный инструмент.
Ход урока.
I . Организационное начало.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку.
II Теоретическая часть
1. Актулизация знаний.
1.1 Класс делится на три группы, все отвечают на вопросы.Учитель: 1-е задание – Терминологическая зарядка. (Учитель называет термин. Ученик: должен кратко раскрыть значение.) Защитный экран, местное освещение, двигатель, шпиндель, подручник, передняя бабка.Учитель: 2-е задание – (отвечают по очереди, если ошибка отвечает следующая группа)
Ученик: вставить пропущенные буквы: тре - - б-ц, к-ре-ка, -ин-ль, , с-а-и-а, ма-о-ик. , к-ж-х, с-а-еск-.Учитель: 3-е задание - Почему слова так сгруппированы? Ученик: Маховик подачи пиноля, пиноль, крепление задней бабки – (детали входящие в устройство задней бабки)Линейка угольник шаблон кернер – (инструменты для разметки)Двигатель, ременная передача, шпиндель, трезубец – (передача движения от двигателя к заготовке.) Чему передает трезубец движение?(заготовке)Учитель: 4-е задание - Четвертый лишний пиноль, крепление каретки, надфиль, патрон
Ученик: (надфиль)Учитель: планшайба, защитный экран, передняя бабка, стамеска
Ученик: (стамеска)Учитель: защитный кожух, пиноль, центр пиноля, маховик подачи пиноля Ученик: (защитный кожух)Учитель: 5-е задание - "Техническая дуэль". Вопрос от команды соперникам по одному вопросу (Тема устройство станка, или инструмент)Ученик: вопросы и ответы
1.2. Анализ усвоения.
Вы неплохо знаете изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.
2. Изложение нового материала.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с технологическими операциями, выполняемыми на токарном станке.
Тема сегодняшнего урока « Технология точения древесины на токарном станке».
Запишите тему в тетрадь.
Практически продолжим выполнять картофелемялку
2.2. Сущность процесса резания и подготовка к точению.
Учитель: Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.
Подготовка заготовки для точения на токарном станке может включать в себя отрезку её по длине с учетом припусков на торцах, осмотр её внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки; придание заготовке формы, близкой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращенья на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстие. За тем рубанком сострагивают рёбра, придавая заготовки форму восьмигранника. После этого заготовку крепят на станке.
2.3. Инструменты и приспособления для точения.
Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инструменты.
Желобчатые полукруглые стамески выпуклые и вогнутые применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.
Режущая часть токарных резцов, называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.
Передней поверхностью лезвия называют ту поверхность, по которой сходит стружка.
Задней называют поверхность, обращенную к обрабатываемой заготовке.
Угол между передней и задней поверхностями называют углом заострения лезвия
Пересечение передней и задней поверхностей образует линию, называемую режущей кромкой. Чем острее режущая кромка, тем легче и чище она обрабатывает поверхность. Тупая режущая кромка создает шероховатую и ворсистую обработанную поверхность. Острота режущей кромки проверяетсялупой.
Угол заострения лезвия измеряют угломером. Этот угол может изменяться от 20° при точении мягкой древесины и чистовой обработке до 40° при точении твердой древесины и черновой обработке.
Переднюю и заднюю поверхности затачивают на наждачном круге, при этом плоскую стамеску перемещают вдоль оси вращения круга, а полукруглую стамеску поворачивают вправо и влево.
Затем лезвие правят, снимая заусенцы и затачивая его круговыми движениями на наждачном бруске, плотно (без зазора) прижимая переднюю или заднюю поверхность к плоскости бруска.
Аналогичнодоводят лезвие на мелкозернистом бруске (рис. 41, в), который называют оселком.
По гладким передней и задней поверхностям легче скользит разрезаемая древесина, что уменьшает силы резания и улучшает качество обработки.
Косые стамески бывают с односторонней и двухсторонней заточкой. Они имеют срезанную под углом Y (наклонную) режущую кромку (рис. 38, б; рис. 39, а).
2.4. Технология точения.
Прежде чем начинать работу, изучают технологическую карту на обработку изделия.
Перед изготовлением детали выполняют наладку и настройку станка. Для этого подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на 2. .3 оборота.
После этого выбирают и устанавливают нужную частоту вращения шпинделя. Подбирают заранее и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.
Если центр задней бабки в станке не вращающийся, то его смазывают машинным маслом (2...3 капли).
Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху, как это показано на рисунке 36.
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку его серединой. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.
Для чистового точения заготовки оставляют припуск 3...6 мм на обработку до нужного диаметра детали. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла, как это показано на рис. 42 а, и направляют режущей кромкой в сторону ее движения (рис. 42, б).
Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.
Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь (рис. 43).
При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной колодкой (рис. 44).
Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины желтого, коричневого и черного цветов.
Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опирают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в намеченных, местах надрез глубиной на 2...3 мм. Потом стамеску опирают тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза (рис. 42, в). Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая «шейка» диаметром 8... 10 мм.
Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.
После остановки станка заготовку снимают, мелкозубой пилой отрезают шейки, и торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой
2.5. Правила безопасности.
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Надежно крепить заднюю бабку станка.
3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.
4. Надежно крепить заготовку.
5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.
6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.
7. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.
8. Перед пуском станка надеть защитные очки.
9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь, центром задней бабки, устраняя зазоры.
10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2...3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2...3 оборота и надежно крепитьподручник.
11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.
13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.
14. Не останавливать заготовку руками.
15. Обо всех неисправностях сообщать учителю.
3. Закрепление пройденного материала.
3.1. Фронтальный опрос.
Учитель: Вопрос 1. Какими инструментами выполняют точение?
Ученик: Ответ 1. Точение выполняют стамесками для токарных работ различной формы.
Учитель: Вопрос 2. Какими стамесками выполняют черновое точение, а какими – чистовое?
Ученик: Ответ 2. Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской, а чистовое – косой стамеской.
Учитель: Вопрос 3. Как устанавливают подручник?
Ученик: Ответ 3. Подручник надёжно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2-3 мм.
Учитель: Вопрос 4. Какими инструментами контролируют размеры вытачиваемой детали?
Ученик: Ответ 4. Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем и штангенциркулем, а так же линейкой только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
Учитель: Вопрос 5. Как точат конусы?
Учитель: Ответ 5. Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
3.2. Анализ усвоения.
Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.
4. Физкультминутка
Ученик: 4.1«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
4.2 «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.
4.3 «Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.
4.4«Лицо релаксанта». Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.
III. Практическая часть.
1. Вводный инструктаж.
Учитель: 1.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.
Учитель: 1.2. Показ трудовых операций по точению древесины.
Ученик: 1.3. Техника безопасности при обработке изделия.
2. Текущий инструктаж. Целевые обходы.
Учитель: 2.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
- У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.
Учитель: 2.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.
Учитель: 2.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу наиболее успевающим ученикам.
IV. Заключительная часть
Учитель: 1. Анализ характерных ошибок и их причин.
Учитель: 2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.
Ученик: 3. Уборка рабочих мест.
Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.