Методическая разработка открытого урока по технологии.Тема: ”Технология точения древесины на токарном станке”.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31» п. Восток
Красноармейского муниципального района Приморского края
Методическая разработка открытого урока по технологии.
Тема: ”Технология точения древесины на токарном станке”.
Класс: 6 «А», 6 «Б».
Учитель технологии
Власова М.И.
2014 г.
Цели:
Создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на токарном станке ТСД-120.
Умение планировать этапы своей работы.
Формировать умения и навыки работы с инструментом.
Задачи:
Выработать умения и навыки точения древесины;
формировать умения и навыки работы с инструментом;
способствовать развитию интеллектуальных качеств личности;
формировать и развивать нравственные, эстетические качества личности;
воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
Оборудование:
Станок ТСД-120, верстак, ножовка, линейка, рубанок, наждачная бумага, карандаш, шило, наглядные пособия, плакаты по установке заготовки на станке.
Объект труда:
картофелемялка.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
Форма учебной работы с учащимися:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа по карточкам.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устный контроль и самоконтроль.
Практический контроль и самоконтроль.
Наблюдение.
Фронтальный опрос.
Педагогические технологии:
Учебно-практические и практические работы.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Ход урока:
Этапы урока
Вре
мя
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация класса.
1
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Отметка отсутствующих учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2
. Актуализация темы.Мотивация к деятельности.
1
. Ребята на прошлом уроке мы с вами изучили устройство станка и сегодня определим, кто из вас имеет право работать на станке. Как вы считаете, каким образом можно получить возможность работать на станке. Конечно, необходимо знать устройство станка и знать правила безопасной работы на станке, а так же технологию выполнения точения. Сообщение темы урока.
Осознание необходимости усвоения знаний.
3
Повторение пройденного материала.
Закрепление знаний прошлого урока.
10
1-е задание – Наклеить на токарный станок карточки с названиями соответствующих элементов. ( Приложение 1).
2 ученика проходят к станкам и наклеивают карточки на элементы станка.
2-е задание – Работа по карточкам- заданиям.( Приложение 2)
7 учащихся
отмечают в карточках правильные ответы на вопросы.
3-е задание – Вопросы ученикам:
Из каких частей состоит токарный станок? (Двигатель, ременная передача, кнопочная станция, шпиндель, трезубец, передняя бабка, задняя бабка, основание, станина, подручник, защитный экран).
Как передается движение от двигателя к заготовке? (Двигатель, ременная передача, шпиндель, трезубец).
Чему передает трезубец движение? (Заготовке).Приспособления для крепления заготовок? ( Патрон, планшайба, трезубец).
Правила безопасности, которые нужно соблюдать?
Учащиеся отвечают на вопросы, другие дополняют или исправляют неточные ответы.
4-е задание – 2 других ученика проверяют правильность выполнения 1-го задания.
Проверка и исправление неправильного расположения наклеенных карточек на станках.
5. Проверка знаний по карточкам. Учитель показывает правильные ответы на доске. Самооценка. (Приложение 2).
Ученики сверяют точность ответов. Выставляют себе оценки. Сдают карточки.
4
Сообщение нового материала.
Сообщение новых знаний, активация мыслительной деятельности.
30
Тема урока записана на доске: ”Технология точения древесины на токарном станке”.
Подготовка заготовки для точения.
Сущность процесса резания при точении.
Рассказ о режущих инструментах.
Наладка и настройка станка.
Точение заготовки.
Контроль размеров заготовки.
Отрезание обработанной заготовки.
Во время объяснения нового материала, учитель проводит соответствующий текущий инструктаж. На классной доске выполняет эскизы заготовки с правила разметки. Показывает наглядные пособия поэтапной разметки и обработки заготовки будущего изделия. Показывает наглядные пособия в форме плакатов.
Записывание темы урока в рабочую тетрадь. Слушание, ответы на вопросы учителя. Конспектирова-
ние и выполнение эскизов в рабочую тетрадь. Работа с текстом учебника: изучение технологической карты на изготовление картофелемялки.
5
Закрепление знаний.Проверка усвоения новой темы.
3
Что нового вы узнали на уроке?
Как подготовить заготовку для точения?
Какими инструментами выполняется точение?
Как правильно закрепить заготовку на станке?
Как установить подручник?
Как правильно держать режущий инструмент при точении заготовки?
Какими инструментами и как контролируют размеры?
Фронтальная работа класса.
6
Практическая работа.
Формирование умений и навыков с применением полученных знаний.
40
Вводный инструктаж.
Правила техники безопасности, которые должны соблюдаться во время выполнения практической работы (Приложение 3).
2. Выбор и разметка заготовки.
3. Подготовка и установка заготовки на токарном станке.
4. Текущий инструктаж.
Индивидуальный инструктаж, фронтальный- в случае необходимости при повторении ошибок.Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися правил Т.Б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.
5. Заключительный инструктаж.
Характеристика успехов и ошибок в работе, разбор типичных ошибок, их причин, сравнение с образцом.
6. Уборка рабочих мест.
Ученики ставят свою подпись в журнале инструктажа по Т.Б, одевают спец. одежду. Выбирают заготовку и производят ее разметку. Обрабатывают рубанком ребра заготовки, придавая ей цилиндрическую форму, установка заготовки на токарном станке. Уборка рабочих мест.
7
Итог урока.
Оценивание знаний и анализ урока.
4
Анализ урока, подведение итога, демонстрация работ учащихся, анализ качества выполненных работ.
Выставление оценок: за работу на уроке, правильность выполнения практической работы, соблюдение правил техники безопасности, за устные ответы, их аргументирование.
Обсуждение работ.
8
Объяснение домашнего задания.
1
Используя материал параграфа № 10 (учебник), разработать технологическую карту на изготовление скалки.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Выучить правила Техники Безопасности.
Запись задания в дневник.
Изучение нового материала.
Тема: ”Технология точения древесины на токарном станке”.
Подготовка заготовки для точения:
отрезка заготовки по длине с учетом припусков на торцах, осмотр ее внешнего состояния.
Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника,
придание заготовке формы близкой к цилиндрической, пропиливание углубления под трезубец.
Подготовка заготовки для точения:
а) - измерение; б) - разметка окружности, касательных и ребер восьмигранника.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
После этого заготовку крепят на станке. Демонстрация крепления заготовки.
1.Закрепить заготовку по центру, используя переднюю и заднюю бабки.
2.Установить подручник по центру заготовки соблюдая зазор 3 мм.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.
Рассказ о режущих инструментах.
Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инструменты.Посмотрите, какие бывают виды основных стамесок:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
а)- желобчатая полукруглая (для черновой обработки);
б)- желобчатая полукруглая вогнутая;
в)- чистовая (косая) для чистовой обработки, вытачивания конусов; подрезания торцов.
Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму
Передняя часть предназначена для схода стружки. Задняя обращена к обрабатываемой заготовке.
Угол между передней и задней поверхностями называется углом заострения .
20°-40° принят для точения мягкой древесины, 40° - для точения твердой древесины.
Заточки стамесок выполняют на наждачном круге, доводку лезвия на наждачном бруске.
Запомните! Заточку стамесок выполняет только учитель.
Желобчатые, полукруглые стамески применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.
Режущая часть токарных резцов называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.
Наладка и настройка станка.
Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на 2...3 оборота.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Точение заготовки.
Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.
Вначале выполняют черновое (грубое) точение.
Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для чистового точения заготовки оставляют припуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем, шаблоном только после отключения станка и полной остановки шпинделя.Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Контрольно-измерительные инструменты: а – кронциркуль; б – линейка; в, г – шаблон; д – штангенциркуль.
При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шлифовальной колодкой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подрезание торцов заготовки выполняют косой стамеской. Для этого включают станок, опускают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза. Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.После остановки станка заготовку снимают, мелкозубой пилой отрезают шейки, торцы зачищают наждачной бумагой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5 .Вводный инструктаж.
Включение и выключение станка только работающим уч-ся.
Расположение всех учащихся во время объяснения и работы.
Строгое соблюдение правил безопасности
До начала работы
Надеть спецодежду, очки.
Прочно закрепить обрабатываемую заготовку. Проверить наличие защитных приспособлений.Установить подручник в нужное положение.Проверить надежность крепления вместе с учителем.
Во время работы:
Надежно закрепить деталь.Использовать инструмент только по назначению.Инструмент к заготовке надо подавать плавно, без усилий и рывков.Во избежание травм при включенном станке запрещается трогать руками шпиндель, заготовку.Убрать посторонние предметы.Оберегать руки от порезов о режущие кромки инструмента.Запрещается измерять заготовку на работающем станке.Запрещается отходить от работающего станка, не выключив его.Начинать убирать стружку только после полной остановки станка.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.
Не останавливать заготовку руками и инструментом.После окончания работы:
При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить стружку щеткой.Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.Возможные травмы:
травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.
Закрепление знаний.Проверка усвоения новой темы. Рефлексия. Устный фронтальный опрос класса по теме занятия, оценивая результат ответов.
Практическая работа.
Выбор и разметка заготовки.
Подготовка и установка заготовки на токарном станке.
Самоанализ урока технологиипроведенного 17.11.2013 г. в 6 «А» и 6 «Б» классе.Тема: «Технология точения на токарном станке ТСД-120»
Раздел – Технология обработки древесины.
Урок проводился в мастерской по обработке древесины.
Место данного урока в рамках учебного курса. В 6 классе занятие по данной теме является продолжением изучения общей темы: в разделе: «Технология обработки древесины», на освоение которой отводится 2 часа программного времени.
Цель урока:
«Создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке ТСД-120. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности».
Данное занятие является продолжением изучения нового технологического оборудования по обработке древесины, имеющегося в мастерской МБОУ СОШ № 31.
Тип урока: Комбинированный. Вид урока – практическая работа.
Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты, материал, карточки, технологическая карта, плакаты, наглядные пособия. У учащихся на рабочих местах имеются учебники, дневники, тетради.
Методы проведения урока: Словесный, практический, иллюстративный.
Цели:Обучающие: научить читать и использовать технологическую карту. Умение планировать этапы своей работы.Развивающие: пространственное и образное мышление. Логическое мышление. Воспитывающие: аккуратность, методы самоконтроля, взаимопомонимание.
Триединая цель урока:
Познавательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке СТД-120М, формированию умений и навыков работы с инструментом.
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
Развитие общеучебных умений:
Учебно-организационные умения:
- умение выделять главное и существенное из полученных знаний;
- умение планировать и контролировать ход своих действий при изготовлении изделия;
Формирование специальных умений:
- умение применять полученные знания на практике.
Развивающий аспект цели связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
Развитие речи:
- развитие речи в ходе устных ответов;
- восприятие устной речи;
Развитие мышления (входит в познавательный аспект цели).
Развитие двигательной сферы:
- развитие двигательной сноровки;
- формирование соразмерности движений;
- развитие глазомера и аккуратности при изготовлении изделия;
Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.
Воспитывающий аспект цели связан с формированием системы нравственных отношений к обществу, к труду, к коллективу, к себе.
Важным воспитательным моментом является организация рабочего места, способствующая повышению успешности ученического труда и соблюдению правил техники безопасности.
В ходе групповой работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;
- умение рефлексировать;
- умение культурно общаться с одноклассниками;
- умение сопереживать;
- трудолюбие, желание помочь однокласснику;
- стремление добиваться наилучших результатов.
Связь теории с практикой. Получив основные представления об инструментах и приспособлениях, а также о технологии точении древесины на станке, ученики должны закрепить эти знания практически. С этой целью для самостоятельной работы учеников подготовлены рабочие места, оборудование, материал и инструменты для выполнения работы. Практическое задание выполняется учениками после вводного инструктажа и инструктажа по ТБ.
Межпредметные связи:
– физика: вращательное движение, прочность;
– математика: диагональ, окружность, единицы измерения;
– черчение: правила оформления чертежа, измерительные инструменты;
– технология: понятие о свойствах древесины и металлов, совокупность приемов и способов обработки сырья, последовательность действий, которые обеспечивают изготовление продукции заданного качества.
Формы обратной связи:
Устный контроль в форме фронтального опроса (выявление опорных знаний).
Устный контроль в форме фронтального опроса (промежуточный контроль усвоения нового материала).
Итоговый контроль в форме выполнения практической работы.
Формы и методы контроля:
Метод устного контроля в форме входного контроля.
Метод наблюдения в форме текущего контроля.
Метод практического контроля в форме итогового практического задания.
Оборудовани: Станок СТД-120М, верстак, ножовка, линейка, рубанок, циркуль, наждачная бумага, карандаш, шило, инструкционная и технологическая карты.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный.
Актуализация прежних знаний была направлена на то чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка уч-ся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности уч-ся к восприятию нового материала. Были сообщены цели урока, для организации внимания использовались инструкционные карты, восстанавливались технологические ситуации прошлого занятия в ходе повторения. Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа.
Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил ТБ, рабочее место организованно.
Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя.
Практическое задание развивает техническое мышление учеников, учит находить взаимосвязь между теорией и практикой, определять самостоятельно последовательность технологических операций.
Осуществлялся контроль за выполнением работы и выполнением правил ТБ, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки. Замечания делались своевременно.
Сообщение оценки качества работы каждого учащегося. Отметка лучших работ. При проведении итога урока произведена характеристика успехов и ошибок в работе. Разбор типичных ошибок, их причин, выводы. Сравнение с образцом, самооценка, оценки прокомментированы и выставлялись с помощью учащихся.
Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными.
Цели занятия достигнуты, время распределено рационально для решения вышеназванной цели, так как очень полно раскрывает содержание темы, соблюдая принцип доступности, занятие проведено по плану.
Количество времени, отведённое на этапы урока, использовано было разумно. Это позволило продуктивно и качественно выполнить запланированные по теме задачи для обучающихся.
Приложение 3.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:
До начала работы:
1. Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).
2. Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне, фрезы в оправках, резца в резцедержателе).
3. Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).
4. Проверить наличие защитных приспособлений.
5. Проверить работу станка на холостом ходу.
Во время работы:
Надежно закрепить деталь.
Использовать инструмент только по назначению.
Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку.
Убрать посторонние предметы.
Оберегать руки от порезов о режущие кромки инструмента.
Измерять заготовку на работающем станке.
Запрещается отходить от работающего станка, не выключив его.
Начинать убирать стружку только после полной остановки станка.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.
После окончания работы:
Нажать на кнопку СТОП, подождать до полной остановки вращения заготовки, удалить стружку щеткой-смёткой.
Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.
Возможные травмы: травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.
Приложение 1.
Приложение 2.
Ответы к тесту:
Список используемой литературы:
1. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / (П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко.) ; под редакцией В.Д. Симоненко. Издательский центр «Вентана- Граф» 2010 г.
2. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / (П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко.) ; под редакцией В.Д. Симоненко. Издательский центр «Вентана- Граф» 2010 г.
3. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по В.Д.Симоненко. 5-7 классы / авт-сост. Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
4. Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
5. . Технология: 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
6. Интернет ресурсы:
httphttp://festival.1september.ru,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
ww.uroki.net/doctrud.htm.