Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.
Авторская программа курса по выбору
«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Для учащихся 8-9 классов.
Автор программы:
Чепелев Л.А.
педагог-психолог и учитель истории
«Коминтерновской средней школы»,
Могилевского района, Беларусь.
Пояснительная записка
Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со стороны родителей, некоторые подростки отучиваются понимать где «хорошо», а где «плохо». Вследствие этого они не всегда могут правильно оценить нравственность того или иного своего действия и из-за этого совершают безнравственные поступки. Поэтому возникает необходимость в воспитании у таких подростков правильного нравственного мировосприятия себя и окружающего мира. Одним из методов ориентирования подростков на все доброе, т.е. восстановления нравственности, является ознакомление учащихся с некоторыми нравственными нормами и основами.
Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитываем, что в силу ряда объективных и субъективных причин некоторые дети (особенно находящиеся в социально опасном положении) просто незнакомы с элементарными нравственными нормами. По этой причине, такие дети иногда остаются равнодушными к призывам следовать каким-либо идеалам. Поэтому, прежде чем пытаться увлечь таких детей высокими идеалами, необходимо вначале объяснить им, почему необходимо придерживаться элементарных нравственных норм. Такое объяснение является целью и задачей курса «Основы нравственной жизни».
Курс «Основы нравственной жизни» рассматривает мировосприятие человека с позиции его нравственного развития. При составлении курса учтено, что все нравственные явления связаны между собой и переходят из одного в другое. Поэтому своим содержанием курс открывает путь к формированию у подростков не только нравственных оснований, но и позволяет учащимся осознать ответственность за последствия своих поступков, к чему они приведут - к добру или злу, к устроению или к хаосу. Курс ориентирует учащихся на правильный выбор нравственных установок, направлен на воспитание отрицательного отношения к безнравственности и злу. При создании курса учтены возрастные особенности мировосприятия присущие учащимся 8-9 классов
Курс «Основы нравственной жизни» адресован учащимся 8-9 классов, в том числе находящимся в социально опасном положении и рассчитан на 12 часов. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся, учитель может вносить определенные коррективы в содержание курса. Отдельные главы курса могут быть использованы, как материал для тематических классных часов.
Содержание курса «Основы нравственной жизни» основано на разработках не только светских специалистов, но и на материалах из работ православных священников, психологов и педагогов.
Цели и задачи курса.
Формирование нравственной ориентации учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций;
Коррекция внутреннего мира учащихся в направлении формирования нравственных оснований;
Основываясь на положительных примерах, вытесняя негатив позитивом, указать учащемуся путь нравственного самоусовершенствования;
Воспитание отрицательного отношения к злу и безнравственности;
Подведение учащихся к пониманию того, что особенность жизненного пути человека зависит от его нравственной позиции, и способствовать развитию ответственности за нравственность своих поступков;
Способствовать формированию гражданской ответственности перед обществом и семьей;
Введение в образовательное пространство учебного материала по основам нравственной жизни в целях удовлетворения познавательных запросов учащихся.
Для достижения поставленных целей и задач в рамках курса предполагается
привить учащимся следующие знания, умения и навыки:
ознакомить учащихся с традиционным для Беларуси пониманием таких явлений, как нравственность, добро, зло, безнравственность и привить учащимся уважение к традиционным нравственным основам и ценностям;
дать учащимся знания, которые позволят нравственное от безнравственного, доброе от злого и этим защитить от влияния безнравственного и злого;
дать знания, помогающие учащимся правильно ориентироваться в нравственности тех или иных явлений т.н. «молодежной культуры»;
обучить практическому использованию полученных знаний в жизненной практике.
Прогнозируемые результаты.
Оценивание подростком своего поведения и поступков из понимания, какое явление является добрым, а какое недобрым. Понимание, как с нравственных позиций воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Стремление защищать окружающую природу от некоторых негативных моментов современной цивилизации. Мотивирование подростка на строительство отношений с родными и окружающими людьми на основе любви и уважения, а так же побуждение подростка к оказанию бескорыстной помощи людям, нуждающимся в поддержке. Воспитание ответственного отношения к результатам своего труда и восприятия своего труда, как возможности приносить людям пользу, добро и радость. Умение отличать любовь от влюбленности и желание бережно и заботливо относится к любимому человеку.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
№
темы
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Кол-во
часов
1
Мир вокруг нас.
1
2
Предназначение человека.
1
3
Ответственность
1
4
Дела добрые и злые. Благодарность и милосердие.
1
5
Отчего зависит выбор человеком поступка и слова.
1
6
Труд.
1
7
Способности. Занятие по профориентации.
2
8
Любовь и влюбленность.
1
9
Путь к добрым отношениям с окружающими людьми.
1
10
Почитание родителей и уважение к взрослым людям.
1
11
Заключительное занятие.
1
Итого: 12 часов.
Содержание курса:
1.Мир вокруг нас (1 час).
Мир - единая система, в которой все уравновешено и полезно друг другу. Духовный и материальный миры. Отличия законов человеческого общества от законов природы. Духовность человеческого мира. Возможные пути изменения человеческого общества в сторону добра или зла.
2. Предназначение человека (1 час).
Отличие видения мира человеком (осмысление), от ощущения мира животными и растениями. Духовность разума человека. Способность человека изменять окружающий мир и заставлять его себе служить. Ответственность человека за сохранение красоты окружающего мира и порядка в нем.
3.Ответственность.
Что такое ответственность и свобода. Проявления безответственности. Перед кем и чем ответственен каждый человек. Как наша безответственность отражается на нашей жизни. Может ли человек быть творцом своей судьбы.
4. Дела добрые и злые. Благодарность и милосердие (1 час).
Что такое «доброе дело» и «злое дело». Отличие человека, совершающего добрые дела, от человека, совершающего злые дела. Отношение окружающих людей к тем, кто совершает добрые дела и к тем, кто совершает злые. Что такое благодарность и милосердие. Какой человек может быть благодарным и милосердным. Почему люди, совершающие злые дела не могут быть благодарными и милосердными.
5. Отчего зависит выбор человеком поступка и слова (1 час).
Личный выбор между добром и злом. Сознание человека. Чем человек руководствуется при выборе поступков. Выбор слов, есть выбор отношения человека к себе и окружающим. Значение слов в жизни человека, их связь с мышлением человека и выбором поступков
6.Труд (1 час).
Труд от слова «трудно», возможна ли жизнь человека без труда. Виды труда. Честный труд – труд, приносящий пользу самому человеку, его родным и окружающим. Халатность – работа, приносящая людям неудобства и горе. Последствия для окружающих от труда недоброго человека. Почему труд доброго человека приносит радость окружающим.
7. Способности. Занятие по профориентации. (2 часа).
1 час. Способности. Разные виды труда требуют разных способностей. Виды способностей. Необходимость выбора профессии по способностям. Реализация способностей.
1 час. Занятие по профориентации с привлечением педагога-психолога или социального педагога. Тесты по выбору: анкета «Способности», ДДО, КОС, «Карта интересов» и т.п.
8.Любовь и влюбленность(1 час).
Чем отличается любовь от влюбленности. Ответственность за свое поведение и поступки по отношению к любимому человеку. Как по поведению отличить любящего человека от влюбленного. Что пугает влюбленность и чем подтверждается настоящая любовь.
9. Путь к добрым отношениям с другими людьми (1 час).
Причины, по которым человеку иногда трудно установить хорошие отношения с окружающими. Некоторые правила общения между людьми. Главное в отношениях между людьми.
10.Почитание родителей и уважение к взрослым людям. (1час).
Построение себялюбивым человеком отношений с родителями. Отношение доброго человека к родителям. Как связано отношение человека к родителям с его будущим. Почему не почитающие родителей люди остаются в одиночестве. Отношение к взрослым людям.
11.Заключительное занятие.
Возможна групповая работа. Учащиеся письменно или устно обосновывают свое мнение по предлагаемым вопросам. В зависимости от уровня подготовленности учащихся, учитель сам может подобрать вопросы для обсуждения. Он же направляет обсуждение в нужное русло и помогает учащимся подводить итоги обсуждения
Примерные вопросы:
В чем предназначение человека и смысл его жизни.
Отчего труд доброго человека отличается от труда недоброго человека;
Как, по вашему мнению, человек должен распоряжаться своими
способностями;
Ваше мнение о любви и влюбленности, обоснуйте свое мнение;
Важна ли семья и дети в жизни человека? Какие семьи можно назвать
счастливыми;
Что, по вашему мнению, должно быть полезнее в жизни ребенка: следовать
советам родителей или отдавать предпочтение мнению друзей и знакомых.
Обоснуйте свое мнение;
Как человеку себя вести, чтобы близким и окружающим людям рядом с ним
было хорошо;
Правильно ли утверждение « Человек сам выбирает себе судьбу».
Список используемой литературы:
Абраменко В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: “Эксмо”,
2006;
Грачев Алексий, священник, врач-педиатр. Что необходимо знать каждой девочке
или доверительные беседы о самом важном. – М.: «Даниловский благовестник», 1999;
Грачев Алексий, священник, врач-педиатр. Что необходимо знать каждому
мальчику. – М.: «Даниловский благовестник» , 2000 г.;
Гармаев Анатолий, священник. Культура семейных отношений. – г. Иваново, «Свет
Православия», 2002;
Гармаев Анатолий, священник. Этапы нравственного развития ребенка. – г. Иваново, «Свет Православия», 2000;
Дробышевская Н.А. Детская правда.- Мн.: Издательство Беларусского Экзархата,2002;
Евмений, игумен. Духовность как ответственность. – г. Иваново, «Свет Православия»,
2000;
Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. –г. Иваново, «Свет Православия»,
2005;
Евмений, игумен. О побеждающем христианстве. – г.Иваново, «Свет Православия», 2007;
Зеньковский В.В. На пороге зрелости: беседы с юношеством по вопросам пола. –
г.Клин, «Христианская жизнь», 2001;
Зорин К.В. Ребенок с «характером» в помощь родителям: недетские проблемы
детского возраста. – М., «Ковчег», 2009;
Калинина Г. Курс выживания для девочек. Сто вопросов для себя. – М., 2007;
Косинова Л.Ф. Нравственное воспитание//Праблемы выхавання- №2- 2005г., с.38-39;
Колчуринский Н. Мир - Божие творение. Беседы со старшеклассниками.- М.,
Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000;
Как защитить вашего ребенка. – М., «Даниловский благовестник», 2002;
Лебедев В.В. Стань счастливой: мужской взгляд на женские проблемы. – М.:
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009;.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Блиц – педагогика.
– г. Клин: «Христианская жизнь», 2006;
Осипов А.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современных
условиях//Праблемы выхавання-№1-2005 г., с.17-20;
Сыманович Т.Н. Христианская педагогика о нравственном воспитании.//
Праблемы выхавання -№1- 2004 г., 24-30;
Шугаев Илия, священник. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками
о браке, семье, детях. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005;
21.Шугаев Илия, протоиерей. Свобода и зависимость. Беседы со старшеклассниками о
курении, алкоголизме и наркомании. – М.: Издательский Совет Русской Православной
Церкви, 2009;
22. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет.- М.:
«Лепта – пресс», 2005.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
1.Мир вокруг нас (1 час).
Окружающий нас мир есть единое целое, где все явления и предметы связаны между собой и зависят друг от друга. Изменение какого-либо явления приводит к изменениям в окружающем нас мире. Всё в мире, даже самое малое, служит чему-то или кому-то. Так же взаимосвязаны духовный и материальный миры. Существование духовного мира может осознать только человек. Духовный мир влияет на материальные запросы человека, а подчинение человека материальным запросам изменяет его духовный мир. Основной закон, по которому живет природа, - «выживает сильнейший». Сильное растение подавляет слабое, сильное животное или уничтожает, или вытесняет слабое. Для животного мира нет понятия «справедливость», в нем все подчинено силе. Человеческому обществу присущи духовные законы, которые регулируют отношения между людьми не на основе силы, а на основе справедливости. По духовным законам сильный помогает слабому, богатый делится с бедным, знающий своими знаниями делает жизнь других людей лучше. Но у человека, в отличие от животных и растений, всегда есть возможность свободного выбора действий. Он может направить свои усилия на достижение доброго и полезного, но может направить усилия на злые дела или поступки. Нарушение или отрицание духовных законов в человеческом обществе приводит к тому, что в нем развивается основной закон животного мира –«сильный всегда прав», который отрицает справедливость и не совместим с ней.
2. Предназначение человека(1 час).
Из всех живущих на земле только человек полнее всего видит и осознает явления окружающего мира. Пчела видит не человека, а только несколько цветных пятен. Медведь знает, что рядом с медом всегда есть пчелы, но никогда не поймет, почему они там находятся. Растения лишены присущих животным способностей и чувств. Поэтому ни растения, ни животные, ни насекомые, ни рептилии, ни рыбы не могут полностью осознать окружающий мир. Человек не только полностью видит и ощущает мир, но и осмысливает его. В отличие, от животных, птиц, рыб и насекомых человек видит мир как единство, способен обнаруживать связь между вещами и явлениями, может объяснить причины происходящего.
Животные и растения не имеют свободы, так как полностью зависят от природы. Например, если земля не имеет определенной температуры, то зерно не прорастет. Животные обладают большей степенью свободы, чем растения. Они имеют эмоции, могут любить и обладают способностью на определенном уровне общаться. Но вся их жизнь обусловлена инстинктами, которые диктуют животным автоматические формы поведения. Человек отличается от живого и растительного миров тем, что имеет разумную волю. Как существо разумное, он способен осмыслить мир и действовать в зависимости от своего видения мира, поэтому человек имеет высшую форму свободы. Благодаря свободе действий человек может заставить окружающий мир служить себе. Он может сделать так, что зерно, брошенное в землю, прорастет быстрее. Человек для своей пользы при помощи дрессировки заставляет животных выполнять те или иные действия. Он может построить красивые здания разных форм из искусственно созданных материалов, создать аппараты, позволяющие ему находиться в среде, в которой вообще невозможно существование жизни. Но человек так же может уничтожить многие виды животных и растений, загрязнить окружающую природу. Поэтому только от человека зависит, в каком состоянии будет окружающий мир, будет ли окружающий мир красивым или некрасивым, грязным или чистым, будет в нем порядок или хаос. Человек обязан охранять мир и жизнь, так как он единственный кто может брать на себя ответственность за других.
3.Ответственность(1 час).
Мы уже говорили о том, что у человека есть разумная воля, которая позволяет свободно выбирать между добром и злом. Эта свобода требует от человека ответственности за свои поступки и слова. Давайте уточним, что такое быть безответственным. Безответственный человек определяется по итогам работы. Несколько примеров проявления безответственности:
Когда человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело не доводит до
конца, или делает очень халатно и некачественно;
Когда человек перепоручает кому-то назначенное ему дело, если стало тяжело
или просто надоело;
Когда человек создает видимость работы, но со временем, (иногда очень поздно)
обнаруживается, что в принципе он не выполнил задание;
Можно назвать и другие случаи безответственности. Все перечислять не имеет смысла, т.к. важно другое. Переставая отвечать за содеянное, человек не может реально оценить глубину причиненного его безответственностью вреда окружающим людям или природе, и поэтому не представляет характер необходимых исправлений. Из-за этого разрушается связь безответственного человека с окружающим миром и людьми. Вспомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: в школе или дома. Например, как вы отнеслись к простым и не очень тяжелым просьбам мамы купить в магазине что-то по дороге из школы домой, помочь прибраться в квартире, вымыть посуду, вынести ведро с мусором или к другим не очень сложным для выполнения просьбам? А как вы относитесь к поручениям классного руководителя? Ваше самооправдание относительно того, почему вы не исполнили то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности.
Что значит быть ответственным? Быть ответственным означает держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное. Каждый человек, прежде всего, несет ответственность перед самим собой, за свои слова, поступки и дела. Он несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Очень ответственный жизненный шаг - назвать человека любимым. Многие ли верны своему выбору? Почему мы иногда отворачиваемся или предаем тех, кого назвали любимыми? Виноваты ли в этом обстоятельства? Или твоя неверность, нечестность, непорядочность, безответственность? Насколько серьезно то, что мешает тебе остаться верным, порядочным, честным, ответственным? Ведь это был твой выбор, твое слово. Человек так же несет ответственность перед окружающим миром, перед природой за то, что он с ней творит. Всем знакома ситуация: пошли в лес, вволю нагулялись, набросали консервных банок, пакетов, газет, наскоро затушили костер и ушли. А это в природе остается как рана. Много ли людей, которые мужественно осознают свою безответственность в этом поступке? Существует ответственность за дела, исполненные и не исполненные. Отказ от действия – это тоже поступок. Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое словесно. Поэт В.Шефнер написал замечательные строки:
«Словом можно убить.
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести»
Надо помнить, что все наши поступки, слова, душевные состояния внутренние или внешне проявляемые возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками. От нашей ответственности зависит, что к нам вернется.
Мы можем сделать вывод, что ответственность означает авторство. То есть ответственный человек осознает, что сам творит свою жизнь, что никто кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова и именно таковы отношения с родными и окружающими людьми.
4. Дела добрые и злые. Благодарность и милосердие(1 час).
Доброе дело - это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу другому человеку, живому миру и природе. Злое дело - это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе. Вспомним, что добрый (хороший) человек живет по закону «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Он старается делать все так, чтобы его поступки не приносили вреда или неприятностей людям, чтобы от его действий не страдал окружающий мир. Добрый человек может отказаться от чего-то приятного или нужного для себя, если от этого плохо другому человеку. Быть добрым человеком трудно, так как это требует определенных усилий и самоограничения.
Недобрый человек (эгоистичный, злой, завистливый, трусливый, ворующий, лживый и т.д.) всегда думает только о своей выгоде. Ему все равно, плохо окружающим людям от его поступков или нет. Он готов ради выгоды или денег заставить страдать людей, уничтожить природу или животных. Недобрый человек равнодушен к страданиям других людей. Часто страдания других доставляют ему удовольствие. Быть недобрым человеком очень легко, так как это не требует самоограничения в поступках и удовольствиях.
Каждый человек готов помочь тому, кто сделал что-то хорошее. Поэтому хороших людей любят и уважают, им всегда рады. У них всегда есть настоящие друзья, которые никогда не предадут и всегда помогут. С недобрым человеком люди не хотят общаться. Они всегда ждут от плохого человека неприятностей и поэтому избегают дружбы с таким человеком. Поэтому у недобрых людей нет настоящих друзей. Если с плохим человеком кто-то и поддерживает знакомство, то только из-за какой-либо выгоды. Знакомые недоброго человека никогда не будут помогать ему в трудную минуту и легко его предают.
Добрый человек никогда не забывает тех, кто сделал ему что-то хорошее. Он благодарен родителям, за то, что они защищали его в детстве от неприятностей, за то, что они его вырастили, помогли стать самостоятельным. Добрый человек благодарен учителям, давшим ему знания, которые помогают в жизни. Он никогда не забывает врачей, лечивших от болезней и сохранивших его здоровье. Чувство благодарности присуще доброму человеку. Недобрый человек редко испытывает к кому-то чувство благодарности. Для него люди всего лишь средство для получения какой-нибудь выгоды. Поэтому к тем, кто для него что-то хорошее сделал, недобрый человек редко чувствует благодарность. Недобрый человек всегда себялюбив, поэтому он легко предает тех, кто помог ему в трудную минуту, даже родных и близких людей.
Милосердие это бескорыстное желание оказать помощь нуждающемуся человеку. Милосердный человек умеет прощать другим их нечаянные ошибки и поступки. Милосердный человек всегда протянет руку помощи страдающему, больному и немощному. Милосердие всегда бескорыстно и не ждет ответной благодарности или какой-либо выгоды. Поэтому по - настоящему милосердным может быть только добрый человек, ведь видеть плоды хороших дел для него всегда радость. Недобрый человек везде ищет выгоду и поэтому ему трудно бескорыстно что-то сделать, просто так без платы или выгоды. Недобрый человек, делая хорошее дело, всегда ждет от этого для себя какой-то выгоды или какой-то оплаты. Если выгоды нет, то недоброму человеку очень трудно заставить себя быть милосердным.
5. От чего зависит выбор человеком поступка и слова(1 час).
Вы помните, что, обладая разумной волей и сознанием, человек способен самостоятельно выбирать между добром и злом. Сознание – это знание, которое превратилось в поступок. Человек сам решает обратить свои знания к добру или к злу.
Недобрый человек свои знания использует для того, чтобы любыми путями достичь богатства, обладать вещами или властью над людьми. Чего только он не предпримет, чтобы исполнить свои эгоистические желания: предательство, ложь, обман, жадность, распускание сплетен, воровство, совершение подлогов, мошенничество, клевета и т.д. Существующее в мире зло всегда с теми, кто плохо относится к людям. Ведь для недобрых людей зло есть естественная форма существования. Зло необходимо недоброму человеку, так как помогает ему осуществить эгоистические желания. Недобрый человек сеет вокруг себя горе, страдания и разрушение. Даже животные боятся его, инстинктивно чувствуют зло, исходящее от плохого человека.
Добрый человек осознает ответственность за результат своих поступков, поэтому старается не приносить горе или страдания другим людям. Из-за этого он никогда не нуждается во зле, оно только мешает в осуществлении добрых дел. Добрый человек старается сделать мир вокруг себя спокойным, радостным и светлым. Поэтому люди всегда стараются быть рядом с добрым человеком. А животные, инстинктивно чувствуя добро, исходящее от такого человека, ждут от него ласки, защиты и помощи.
Огромную роль в общении людей играют слова. Человеческий мозг находится в постоянной работе и рождает мысли, слова, отрывки фраз, образы. Создается впечатление, что этот процесс хаотичен, все возникает вроде бы само по себе, неуправляемо. На самом деле этот поток рожден целью и стремлением человека, так или иначе, взаимодействовать с окружающими людьми и миром. Из слов строятся фразы и предложения, при помощи которых человек строит свои отношения с окружающими.
Недобрый человек всегда уверен в своей правоте и поэтому через слова пытается самоутвердиться, не обращая внимания на мнение других. Проигрывая в споре, недобрый человек начинает подыскивать особые слова. Такие слова выведут из равновесия собеседника, не позволят ему собраться с мыслями и спокойно рассуждать. Это заставит собеседника почувствовать себя ничтожным или униженным. Растерянность и унижение собеседника доставляют удовольствие недоброму человеку, так как позволяют ему возвыситься в собственных глазах, почувствовать себя умнее и выше окружающих людей. Он всегда старается показать себя в разговоре необычным, оригинальным и непохожим на других «простых» и, по его мнению, «недалеких» людей. Недоброму человеку слова нужны для того, чтобы подчеркнуть свою исключительность, чтобы унизить кого-нибудь, достичь власти над кем-то или заставить окружающих сделать что-либо приносящее ему выгоду.
Добрый человек всегда внимательно выслушивает мнение других людей. Он в споре старается найти истину, поэтому ценит правильное решение, даже если оно исходит от другого человека. И если добрый человек видит свою неправоту, то спокойно соглашается с мнением собеседника. Он старается подбирать такие особые слова, при помощи которых можно поддержать человека в трудную минуту, успокоить его в горе и страданиях, помочь найти правильное решение, смягчить душевные муки. Для доброго человека слова являются помощниками, когда он хочет совершить хорошее дело или поступок. Поэтому добрый человек старается, чтобы в его разговоре не появлялись слова и фразы, способные унизить, оскорбить или огорчить собеседника.
6. Труд(1 час).
Труд от слова «трудно». Жизнь человека невозможна без труда, т.к. вся состоит из разнообразных трудов: духовных, нравственных, умственных, ученических, физических и др. Честный труд - это труд бескорыстный и исполненный самоотдачи. Такой труд приносит пользу родным доброго человека и тем, кто его окружает. Врач оставляет дома гостей и едет по вызову к больному. Учитель идет к детям, не обращая внимания на свои жизненные неурядицы. Шофер останавливает машину, чтобы подвезти старого человека или мать с ребенком. Слесарь задерживается на работе, чтобы ликвидировать аварию. Примеров честного труда много, потому что хороших людей гораздо больше чем плохих.
Когда в человеке есть такие свойства, как «бескорыстие» и «самоотдача», то ему не нужно говорить о необходимости качественно работать и уговаривать трудиться, все будет сделано как можно лучше. Добрый человек сам пойдет на помощь по первому зову, потому что им движет чувство долга, основанное на добром отношении к людям, а не желание получить какое-то вознаграждение. Такое отношение к людям пронизывает труд хорошего человека и все его действия. От этого и рождается отличное качество работы. Через честный труд добрый человек помогает родным и окружающим людям, делает их жизнь лучше и радостней. Бескорыстие и щедрость рождают скромность. Поэтому часто люди, несущие в себе добрые качества, совершенно неприметны. Их замечают лишь в те минуты, когда обнаруживается какое-то важное или необходимое дело уже сделанным. У людей, которым добрый человек оказал бескорыстную помощь, в душе возникает стремление ответной заботы, ответного доброго действия. Такое стремление рождается не как обязанность, но как благодарность и от этого наполняется бескорыстно добрым отношением к любому труду. Вокруг добрых людей все стремятся стать добрыми, совершать хорошие дела и качественно выполнять свою работу.
Недобрый человек относится к труду по иному. Его интересует только свое благополучие и стремление удовлетворить свои эгоистические желания. Поэтому недобрый человек иногда предпочитает нечестный труд, приносящий ему без долгой работы выгоду или прибыль, а другим горе (воровство, мошенничество, грабеж, обман и т.д.). Если труд не приносят почета, воздаяния или какой-то выгоды, то недобрый человек выполняет работу халатно. Халатность - это безответственная и низкокачественная работа. Недобрый человек всегда корыстный потребитель, поэтому, если работа не приносит выгоды, он начинает тяготиться такой работой, раздражаться и делает её лишь бы как. Его не интересует, как такая работа отразится на родных или окружающих людях. Даже если недобрый человек и делает какую-то работу или изделие качественно, то они внешне и внутренне холодны, бездушны и лишены тепла. Рядом с недобрым человеком трудно работать, т.к. он отношения с окружающими строит исходя из своей выгоды, поэтому часто доставляет окружающим людям неприятности. Некоторые люди, работающие рядом с недобрым человеком, начинают озлобляться из-за его отношения к ним и их труду. Из-за этого у таких людей труд тоже становится бездушным и халатным. Итоги такого труда приносят людям неудобства, горе или страдания.
7. Способности. (2 часа).
Первый час. Способность – это чувствование свойств, внутреннего устроения и состояния предмета (явления), на который она обращена. Поэтому способности являются одним из средств, через которые человек взаимодействует с окружающим миром. Способности содержат в себе чувство предмета, на который они направлены. Поэтому, когда способные люди начинают учиться в училище или институте, предмет своей способности находят быстро и легко. Они его «схватывают». Это схватывание – действие их способности. Не имеющие способности вынуждены «запоминать» и, пока помнят, могут с этим предметом по изученным правилам как - то обращаться. Поэтому будущую профессию, как и послешкольное учебное заведение, лучше выбирать по способности. Наука выделяет много ведущих способностей. Наиболее часто встречающиеся из них – подражательная и пластическая, врачевательная, организаторская, ораторская, педагогическая, растеневодческая, животноводческая, ремесленная, техническая классификационная и т.д. Каждый человек имеет свою главную способность для выполнения того или иного дела или работы.
Но люди по разному распоряжаются своими способностями. Способные фашистские врачи в концлагере «Равенсбрюк» делали медицинские опыты над детьми, после которых большинство детей умирало в страшных мучениях. Врач и талантливый ученый Е.И.Марцинковский в 1904 году привил себе культуру «восточной язвы», в то время неизлечимой смертельной болезни. Смертельный опыт сделанный Марцинковским над собой, позволил определить пути излечения страшной болезни и этим спасти от смерти многих людей. Выдающемуся ученому-физиологу, лауреату Нобелевской премии академику Ивану Петровичу Павлову в 1919 году из Европы и Америки поступило множество предложений покинуть разоренную гражданской войной, голодную Россию и навсегда переехать в одну из Европейских стран или США. Ему обещали, что там его труд будет очень высоко оплачиваться, а жизнь станет сытой и безбедной. Но ученый отказался покинуть Родину, объяснив, что его знания нужны Отечеству и народу. До конца гражданской войны академик Павлов жил и работал в тяжелейших материальных и бытовых условиях. Но был счастлив, что остался на Родине, и помогает своими открытиями народу. Список выдающихся ученых жертвующих всем ради людей и своего Отечества можно продолжать бесконечно.
Такое разное отношение к своим способностям исходит от сознания человека, диктующего ему то или иное использование своих способностей. Бескорыстный отклик человека на нужду другого, верность людям и своему слову, преданности общему делу рождает стремление реализовать свои способности для доброго дела. В этом случае способности дают возможность качественного исполнения всякого дела и определяют хорошие отношения между людьми. Отсюда происходит переживание радости при выполнении любого дела или работы. Это радость тихая, глубокая, умиротворенная, иногда веселая. Но в такой радости всегда есть мера. Радость от хорошего проявления своих способностей подвигает человека к новым добрым действиям. Мы уже говорили о том, что при таком применении способностей появляется чувство благодарности, которое «поворачивает» одного человека к другому в стремлении сделать для него ответное бескорыстное доброе дело.
Второй час. Для определения своих способностей учащиеся заполняют тест – анкету «Способности». Результаты тест-анкеты позволяют примерно выявить какая способность у учащегося наибольшая и примерно определить учебное заведение, в котором можно получить профессию по данной способности. Для более точного определения способностей и выбора послешкольного учебного заведения можно использовать тесты ДДО, Голланд и «Карта интересов» и другие.
8.Любовь и влюбленность(1 час).
История показывает нам множество примеров любви и влюбленности. Все знают истории о Ромео и Джульетте и другие печальные или радостные истории о любви и влюбленности. Но юноши и девушки не всегда могут отличить настоящую любовь от влюбленности.
Влюбленность (увлеченность) может происходить 2-3 раза в год, а у некоторых еще чаще. Молодой человек или девушка в случае влюбленности обращают внимание только на внешние данные предмета своего воздыхания: хорошая фигура, красивое лицо, знаменитость (актер, певец), одевается по последней моде, имеет машину, есть у предмета влюбленности деньги и т.д. Все чувства в этом случае сводятся к двум желаниям: «Пусть все видят предмет моей влюбленности и завидуют», «Любыми способами стать обладателем предмета влюбленности». Проявления влюбленности всегда громки, пылки. Влюбленность стремится показать всем окружающим свою небывалую исключительность и огромность своих чувств (но, как правило, кратковременных). Для примера можно вспомнить, как часто мы видим на улице обнимающихся и целующихся при всех юношей и девушек. Зачастую такое поведение происходит по инициативе юноши. Такой юноша по инфантильности просто не способен сдерживать своё желание. Ему все равно, что взрослые прохожие плохо подумают или скажут о его девушке, ведь для него главное удовлетворить свое желание. Если такому юноше сделать замечание, то он возмущенно ответит: «Какое вам дело?! Я её люблю. Теперь все так делают». Но разве настоящая любовь совместима с показным принародным удовлетворением своих телесных желаний и равнодушным отношением к той, которую назвали «любимой»?
Настоящее чувство скромно и тихо, оно не любит чужих глаз. Любящий никогда не станет требовать от любимой интимных отношений, как доказательства её любви к нему. Молодой человек, любящий девушку всегда бережно к ней относится и стремиться к тому, чтобы никто не смог ничего плохого даже подумать о его любимой. Любящий всегда думает о том, как последствия его поведения отразятся на судьбе любимого. Поэтому настоящая любовь возможно только у людей, готовых ради любимого человека сдерживать свои желания и чувства. В состоянии любви не нужно готовиться к встрече с другим, не нужно напрягаться, чтобы завязать разговор, не нужно специально искать, чем помочь любимому человеку. Нужные настроения, слова и действия приходят сами. Любящий не заставляет себя увидеть заботы другого, он видит их, потому что в любви он весь устремлен к другому в постоянной готовности в трудной ситуации стать рядом.
Влюбленность старается не обременять себя настоящей ответственностью. Сейчас модно жить в «гражданском браке», объясняя: «Зачем связывать себя всякими загсовскими формальностями, мы и так любим друг друга». Но так может утверждать либо человек не желающий обременять себя ответственностью за судьбу того, с кем живет, либо человек, не уверенный в своих чувствах. Любовь, в отличие от влюбленности, не боится ЗАГСа. Зарегистрированные в ЗАГСе отношения являются доказательством искреннего желания любящего человека навсегда связать свою судьбу с любимым до конца жизни. Зарегистрированные в ЗАГСе отношения подтверждают желание любящего взять на себя ответственность за жизнь любимого человека. Особое отношение у многих любящих людей к венчанию в церкви.
Влюбленность боится «заводить» детей. Воспитание детей требует отказа от некоторых приятных привычек. Появление детей приводит к большим материальным затратам из-за которых получаются ограничения в покупке красивых вещей и модной одежды. Поэтому для влюбленности, стремящейся к беззаботной жизни, рождение ребенка всегда является нежелательной и досадной помехой. Из-за этого влюбленность старается объяснить свое эгоистическое желание не иметь детей разными «уважительными» причинами. Настоящая любовь не боится рождения детей. Ведь ребенок есть часть любимого человека. Поэтому любящие люди спокойно идут на материальные ограничения связанные с рождением ребенка. Рождение ребенка - всегда счастье для любящих друг друга людей.
Можно сделать вывод, что влюбленность есть проявление эгоизма. Влюбленный думает только о своих желаниях и равнодушен к тому, что испытывает и чувствует предмет его влюбленности. Любовь это нечто другое, чем влюбленность. Писатель Н.В. Гоголь вывел один из основных законов любви: «Глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления». Любовь - это союз двух людей, которые дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод. Любовь проявляется не в показательных выступлениях, а в бережном отношении к любимому человеку. Любящие стремятся к вечным отношениям и поэтому не спешат как можно скорее удовлетворить свои телесные желания. Настоящая любовь не обращает внимания на фигуру, на умение красиво одеваться или на количество материального богатства. По настоящему любят за доброту и нежность, за верность и надежность, за богатство духовного мира, за трудолюбие, за отзывчивость и бережное отношение, за внимательность и заботливость.
9. Путь к добрым отношениям с другими людьми(1 час).
Каждому человеку хочется жить в мире с окружающими. Но это не всегда получается. Главная причина неудачи – стремление самоутвердиться. Самоутверждаясь, человек старается себя возвысить над другим и этим другого отталкивает. Ситуацию можно исправить, следуя правилам общения между людьми. Посмотрим на некоторые из них:
Спокойно принять ситуацию и не сориться из-за пустяков. Например, другой предлагает переложить книги на новое место. У вас возникает возражение. Но ваше желание установить хорошие отношения с человеком требует принять ситуации. Вы соглашаетесь на предлагаемое другим место. На первый взгляд такой поступок кажется унизительным. Однако, если на ситуацию взглянуть честно, разве не странным будет выглядеть ругань с интересным для тебя человеком из-за какого-то пустяка.
Старайся понять поступки другого человека. Если человек делает не то, что вы от него хотите, он делает это не специально. Очень мало людей желающих специально вредничать и что-то делать назло. Просто человек в данный момент не может вести себя по - другому. В этой ситуации правильным действием является попытка понять человека, почему он именно сейчас не может поступить по - другому. Разве лучше в этой ситуации нервничать, раздражаться, досадовать на другого, воспринимать его как врага или вредителя. Может, постараться найти его поступку объяснение и оправдание? Это поможет сохранить хорошее отношение к другому. Сохранить хорошее отношение к человеку и только затем возражать против его поступки или действия. Но возражать так, чтобы человек понял, что вы возражаете против поступка, а не против него.
Никогда никому не жалуйся на другого. Рассказывая о негативах другого, задумайся, зачем ты это делаешь. Часто жалобы на другого являются средством доказать, что «я» хороший, а «другой» плохой. Жалуйся на другого лишь в том случае, когда сам знаешь, что конкретно нужно сделать, чтобы помочь ему исправить ситуацию, и это конкретное просишь кого-то сделать. Не забудь, что все плохое, сказанное о другом человеке, этому человеку обязательно передадут. Как после этого ты сможешь сохранить или установить добрые отношения с человеком, на которого жаловался?
Соблюдай десятисекундную паузу в общении. Прежде чем что-либо сказать, выдерживай десятисекундную паузу. Вначале пользоваться ею очень трудно, необходима тренировка. Пауза позволяет видеть живущие в этот момент в вас неправды, которые совершенно игнорируют собеседника как человека. Эти неправды не позволяют собеседнику иметь отличную от вас точку зрения. Правило десятисекундной паузы учит останавливать себя в момент гнева, т.е. тогда, когда совершенно теряешь над собой контроль и часто забываешь о правилах приличия. Пауза воздерживает человека от ошибок и обострений отношений с собеседником. Когда пауза выдерживается перед вашим словом, то у собеседника создается впечатление, что вы просто задумались.
Всегда храни спокойствие и терпение. Особенно это важно в отношениях с близкими людьми. Если неожиданно создалась трудная ситуация, вопреки сиюминутному желанию, сохрани спокойствие и терпение. Сохранение спокойствия в такой ситуации позволяет объективно оценить свое положение, увидеть причины ситуации и найти правильный выход из неё. Только спокойствие позволит принять правильное решение в трудной ситуации и этим не оттолкнуть от себя родных или близких людей.
Есть и другие правила отношений между людьми. Но нельзя забывать самое главное правило, позволяющее всегда сохранять хорошие отношения с людьми: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».
10.Почитание родителей и уважение к взрослым людям. (1 час).
Недобрый человек всегда себялюбив (эгоистичен), поэтому у него избирательно короткая память. Это позволяет недоброму человеку брать и получать, забывая о предыдущих долгах, и делать удивленные глаза на всякое упоминание о благодарности. Зато он помнит, как родители не купили ему модную одежду, не разрешили гулять до 11 часов ночи, не дали денег на дискотеку, отказались купить дорогой «навороченный» мобильный телефон и т.д. Помня все это, недобрый человек уверяет себя, что родители, отказавшись потакать его эгоистическим желаниям, «лишили его счастливого детства», «не дали свободы» и «поломали ему жизнь». Этими и другими доводами недобрый человек объясняет свою черствость, равнодушие, нелюбовь к родителям и оправдывает свое нежелание быть им благодарным. Он действительно не осознает, почему всё сделанное родителями должно ложиться на его плечи как сыновний долг. Он относится к родителям по принципу: «Дадите мне то, что хочу, буду вас слушаться и уважать. Не дадите то, что хочу, вы мне не нужны». Точно так же, по принципу выгоды, недобрый человек строит отношения и к взрослым людям. Так, например, иногда происходит в школе. Пока некоторые ученики учатся, они еще показывают свое уважение учителям. Но попробуй любой посторонний взрослый на улице такому ученику сделать замечание – в лучшем случае ноль внимания. А на кого такой школьник реагирует? На директора школы, на своего учителя, на своих родителей, на инспектора ИДН, на знакомых родителей и близких, т.е. на тех, кто ему что-то дает, может наказать, от которых в данный момент времени зависим. Но, как только окончили школу, так сразу про учителей забыли. Хотя вроде бы, когда учились, очень уважали.
И, став взрослыми, в семье недобрый человек строит отношения со своими детьми по принципу: «Я тебе покупаю дорогие вещи и даю деньги на развлечение, а ты за это меня уважаешь и слушаешься». Но, как только финансовые возможности ухудшаются, то родные дети, привыкнув к отношениям «уважаю тебя, пока мне что-то даешь и исполняешь мои желания», сразу забывают о родителе. Ведь искренне добрые отношения и бескорыстную заботу нельзя купить за деньги. В результате недобрый человек остается в одиночестве, никому не нужный. А одиночество – это самое жестокое для человека наказание.
Совсем по - другому относится к родителям добрый человек. Ему присуще свойство почитания. Состояние благодарности и почитания присуще самостоятельным и ответственным людям. Они почитают отца и мать только за то, что они – отец и мать. При этом совершенно неважно, какие родители: добрые или нет, щедрые или экономные, пьющие или не пьющие, невнимательные или внимательные. В таком отношении к родителям нет присущей эгоистичному человеку корысти. Добрый человек спокойно реагирует на замечания родителей и старается исполнять их требования. Он понимает, что главное простить любые поступки отца и матери. Простив, постараться дать им то, что просят, дать от щедрости душевной. При таком поступке из-за чистоты совести обретается внутреннее спокойствие. В каждом классе, от первого до одиннадцатого, можно встретить ответственных и поэтому самостоятельных детей. Они знают, как сильно родители устают на работе (иногда вынужденно работая на двух работах), как у них не хватает времени на многие домашние дела и на отдых. Поэтому из-за почитания родителей такие дети выполняют часть посильных домашних обязанностей: следят за младшими братьями или сестренками, содержат дом в чистоте, делают покупки для дома в магазинах, стирают, моют посуду и т.д. Такие дети никогда не ставят отношение к родителям в зависимость от удовлетворения своих желаний.
Привыкнув с детства к ответственному отношению к родителям и их нуждам, они и к другим людям старшего возраста относятся с уважением. Это уважение распространяют на всех людей, независимо от их положения. Давно замечено, что почитание родителей неразрывно связанно с ответственным отношением к труду и к тем, кто рядом трудится. Поэтому дети, почитающие родителей, став взрослыми, достигают больших успехов в делах и работе. А их дети, так же относятся к ним, как они, будучи детьми, относились к своим родителям.
Можно сделать вывод о том, что люди, в детстве почитающие родителей, более самостоятельны и ответственны. В семьях людей, которые в детстве почитали родителей, отношения строятся на взаимной любви и уважении, на бескорыстной и искренней заботе друг о друге. Дети, воспитанные в таких семьях никогда не бросят родителей в беде или старости. Став взрослыми, они будут воспитывать своих детей заботливыми, отзывчивыми, трудолюбивыми и ответственными, т.е. так же как в свое время их самих воспитывали родители. Поэтому люди, в детстве почитающие родителей, никогда не остаются одинокими, рядом с ними всегда любящие и почитающие их люди.
11 Заключительное занятие(1 час).
Возможна групповая работа. Учащиеся письменно или устно обосновывают свое мнение по предлагаемым вопросам. Учитель может сам, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, составить вопросы для обсуждения. Он же направляет обсуждение в нужное русло и помогает учащимся подводить итоги обсуждения. Примерные вопросы:
В чем предназначение человека и смысл его жизни.
Отчего труд доброго человека отличается от труда недоброго человека;
Как, по вашему мнению, человек должен распоряжаться своими
способностями;
Ваше мнение о любви и влюбленности, обоснуйте свое мнение;
Важна ли семья и дети в жизни человека? Какие семьи можно назвать
счастливыми;
Что, по вашему мнению, должно быть важнее в жизни ребенка: следовать
советам родителей или отдавать предпочтение мнению друзей и знакомых.
Обоснуйте свое мнение;
Как человеку себя вести, чтобы близким и окружающим людям рядом с ним
было хорошо;
Правильно ли утверждение « Человек сам выбирает себе судьбу».
13PAGE 15
13PAGE 141015
15