Урок-соревнование по технологии Измерение штангенциркулем
Автор составитель урок- соревнование : Щербаков А. В.
Предмет: Технология
6 класс
«Технология обработки металлов»
Автор учебника: В. Д. Симоненко
Тема урока: УСТРОЙСТВО ШТАНГЕНЦИPКУЛЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Демонстрационный материал и оборудование: штангенциркуль, образцы изделий для замера, макет штангенциркуля,секундомер.
Ц е л ь: научить учащихся производить замеры с помощью штангенциркуля.
Ход урока
I. Введение.
1.Подготовка к уроку.
2.Организационный момент.
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Основная часть.
Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
Учитель. Для измерения деталей с большой плотностью применяются штангенциркули, с помощью которых можно измерять наружный размер, внутренний размер, глубину отверстия, паза, канавки.
Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами измерения, точностью измерения.
Наиболее простыми и широко распространенными являются штангенциркули ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм с точностью измерения 0,1 мм.
Учитель объясняет и показывает устройство штангенциркуля.
Рис.1.Штангенциркуль ШЦ-1 с точностью отчета 0,1 мм.
Для измерения десятых долей миллиметра служит вспомогательная шкала, называемая нониусом, длина которого равна 19 мм и поделена на десять делений.
Рис.2.Шкала нониуса
При сомкнутых губках первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно 0,1 мм.
Следовательно, точность измерения равна 0,1 мм.
Далее учитель совместно с учащимися (желательно сначала на макете) определяет величину размера.
Рис.3.Примеры измерения штангенциркулем.
2. Основные правила обращения со штангенциркулем:
1) перед началом работы протирайте штангенциркуль чистой тканью;
2) кладите инструмент на нагревательные приборы;
3) измеряйте только чистые детали, не имеющие задиров, заусенцев, царапин;
4) губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность;
5) не допускайте перекоса губок штангенциркуля, фиксируйте положение зажимным винтом;
6) при чтении показаний штангенциркуль держите прямо перед глазами.
III. Практическая работа- соревнование.
Выполнение заданий ( командная игра )
1. Учащиеся делятся на две команды, им предлагается произвести измерение каждого размера по эскизу и заполнить таблицу.
Рис.4. Эскиз ступенчатого вала.
D D1 d h H H1
2. Личный зачёт.
Каждый учащийся измеряет размер на скорость и точность.
IV. Заключение.
1. Повторение и закрепление материала.
2. Определение победителей. Оценки за урок.
3. Домашнее задание: Прочитать стр.51-55.
4. Ответить на вопросы:
1. Почему при измерении деталей недостаточно применять только измерительную линейку?
2. В чем удобство измерений деталей штангенциркулем по сравнению с измерительной линейкой?
3. Как устроен штангенциркуль? Почему деления нанесены не до конца штанги?
4. Как устроена шкала нониуса?
5. В чем секрет точности измерений?
6. Каковы приемы измерения штангенциркулем наружных размеров?
7. Каковы приемы измерения внутренних размеров?
8. Как выполняются измерения с помощью глубиномера?
9. Каковы основные правила обращения со штангенциркулем и ухода за ним?
Итог урока.
Уборка рабочих мест.