Конспект урока по технологии на тему Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Заборский Андрей Юрьевич.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучение отдельных предметов № 8
Г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан.
Учитель технологии,
высшая категория.
Технология., 6 класс.
РАЗДЕЛ: Технология обработки металлов.
ФОРМА: текст конспекта урока и приложение (презентация, видеоролик).
ТЕМА: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Образовательная цель: дать учащимся общее представление о значении мерительного инструмента на современном производстве, привлечь их к решению технических задач, ввести учащимся понятие устройства штангенциркуля, научить учащихся делать замеры штангенциркулем, определять размер с помощью штангенциркуля.
Воспитательная цель: воспитывать усидчивость и внимание, вырабатывать последовательность в работе и бережное отношение.
Развивающая цель: сформировать у учащихся первоначальное умение по выполнению некоторых приемов измерения
Оборудование: макет штангенциркуля, штангенциркули, набор различных деталей.
Ход урока
І Организационная часть
ІІ Изложение нового материала
Вводная часть.
- Какие вы знаете измерительные инструменты?
Предлагаю нескольким учащимся произвести замеры с помощью линейки детали.
!Обратить внимание на точность измерения.
Изложение нового программного материала.
Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркуль.
С помощью штангенциркуля:
наружный размер;
внутренний размер;
глубину отверстия, паза, канавки.
Штангенциркуля различают пределом измерения и точностью измерения
Наиболее простым и широко распространенным является штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения 0-125 мм и точностью измерения 0,1 мм.
Показываю модели штангенциркулей и основные детали штангенциркуля и их назначение (слайды).
Шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления. Для определения десятых долей миллиметра служит дополнительная шкала – шкала нониуса.
обращаю внимание, что шкала нониуса длиной 19 мм поделена на 10 делений, длина каждого – 1,9 мм.
При сомкнутых губках первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 – 1,9=0,1)
Следовательно, точность замера равна 0,1 мм.
Совместно с учащимися определяем величину размеров (слайды).
Предлагаю проверить навыки определения размеров по тесту (слайды).
С помощью штангенциркуля показываю приемы измерения наружной поверхности; внутренней поверхности; глубины.
Штангенциркуль – это точный и дорогостоящий инструмент, требующий бережного отношения.
Довожу до сведения учащихся правила обращения со штангенциркулем.
Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью.
Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.
Измерять только чистые детали без задиров, заусенец, царапин.
Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность.
Не допускайте перекоса губок штангенциркуля, фиксировать положение зажимным винтом.
При чтении показаний штангенциркулем держать прямо перед глазами.
ІІІ Практическая часть.
Учитель раздает учащимся детали и предлагает в рабочей тетради выполнить эскиз детали.
Произвести замеры три раза и вычислить среднее арифметическое каждого размера.
Проставить найденные размеры .
Провожу в процессе работы физминутку:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро проморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4 – 5раз.
2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль ( считать до 5). Повторить 4 – 5раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 –раз.
5.В среднем темпе проделать 3 – 4круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет. 1
6. Повторить 1 -2 раз.
ІV Заключительная часть.
Оценить результаты практического задания, выполненного учащимися, обратить внимание на ошибки.
Провести уборку рабочих мест и мастерской.
15