План-конспект урока технологии Пороки и дефекты древесины
План-конспект урока
Класс: 7
Тема раздела: Технология обработки древесины
Тема урока: Пороки и дефекты древесины.
Цели урока:
изучить с учащимися породы древесины, структуру и обрасти ее применения.
воспитать интерес к учению.
выработать умение опознавания породы древесины на глаз.
Организационно часть.
Теоретическая часть.
Повторение пройденного материала.
Вопросы: - Что включает в себя рабочее место школьной мастерской?
- Из каких основных частей состоит столярный верстак?
- Для какой цели служат передний и задний винтовые зажимы?
- Перечислите правила за столярным верстаком.
Беседа по вопросам:
Чем занимается лесная промышленность?
Назовите профессии рабочих, работающих в лесной промышленности. (Лесники, лесничие, рамщики, станочники, столяры, плотники, трелёвщики, операторы сучкорезных машин и др.) Перечислите виды продукции, получаемой из древесины.
Кто такие таксаторы? (Оценщики спелости древесины.)
Кто заготавливает древесину (Вальщики леса.)
В чём различие между брёвнами, кряжами, чураками?
В каких единицах измеряют заготовленную древесину?
Как определить объём древесины?
Изложение программного материала:
Рассказ с элементами беседы.
Прежде чем начинать изготавливать изделие из древесины, следует подобрать и осмотреть заготовку, убедиться, что она не имеет каких-либо нежелательных пороков.
Пороками древесины называют отклонения от её нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения. Пороки снижают качество древесины и возможность её применения. Они образуются в растущем дереве в основном из-за неблагоприятных климатических условий и естественного старения.
К основным порокам древесины относят сучки, косослой, двойную сердцевину, ложное ядро, трещины, смоляные кармашки, засмолок, рак, гниль, червоточину. Работа с учебником. Сучки имеют все деревья. Это наиболее распространённый порок. Сучки – это основания ветвей, выросшие из древесины ствола. Они всегда темнее и прочнее древесины ствола, имеют вокруг себя кривые волокна. Отмершие сучки могут выпадать из древесины, быть гнилыми.
Косослой представляет собой винтообразное расположение волокон. При высушивании косослойной древесины происходит её коробление (искривление). Резать косослойную древесину трудно, так как она скалывается в сторону направления волокон.
Свилеватость – это волнистое расположение волокон, наблюдаемое в основном в комлевой части дерева, особенно у берёзы, а также на наростах. Свилеватость придаёт красоту древесине, но затрудняет её обработку.
Двойная сердцевина выявляется на поперечном разрезе ствола в виде его раздвоения. Годичные кольца в этом месте имеют овальную форму. Между двумя сердцевинами древесина рыхлая, часто с вросшей корой.
Ложное ядро – тёмная окраска внутренней части ствола в безъядровых породах: берёзе, клёне, ольхе и др. На поперечном разрезе ствола оно имеет форму круга или звезды.
Трещины образуются при разрыве древесины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке.
Смоляные кармашки – полости в древесине хвойных пород, заполненные смолой. Смола заволакивает поверхность древесины и режущий инструмент, ухудшает обработку. Сильно пропитанная смолой значительная часть древесины называется засмолком. Образуется засмолок в местах ранения хвойных деревьев.
Рак – рана на вершине ствола дерева, заражённая паразитическими грибами и бактериями. На хвойных породах в таких местах сильно выделяется смола. Древесина с раковым заболеванием рыхлая, засмоленная и хрупкая.
Гниль древесины образуется под действием дереворазрушающих грибов. В начальной стадии появления гнили древесина имеет ненормальную окраску. С течением времени она превращается в труху.
Червоточина – повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. Особенно поражается насекомыми древесина с корой. Червоточина может располагаться как на поверхности стволов под корой, так и внутри древесины.
Пороки снижают качество изделий из древесины.
Разметку древесных материалов проводят так, чтобы изделия не имели больших пороков.
Практическая работа.
Изучите таблицу пороков древесины.
Выпишите в тетрадь основные пороки и их признаки.
Рассмотрите образцы древесины, имеющие различные пороки. Назовите эти пороки и причины их происхождения.
III. Итог урока.
Вопросы самоконтроля:
Что называют пороками древесины?
Назовите виды пороков древесины.
Как влияют пороки древесины на качество изделий из неё?
Подумайте и скажите, какие пороки и где могут быть полезными.
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание. Подготовить (или сфотографировать) участок древесины с ярко выраженным пороком