Конспект урока географии в 9 классе по теме:Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира. Промышленность и окружающая среда.


Урок № 23
ТЕМА. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира. Промышленность и окружающая среда.
Цели урока: Содержательная: выявить значение машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира; раскрыть особенности машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира; выявить влияние промышленности на окружающую среду;продолжить развитие навыков работы с географической картой, текстами, диаграммами, умение работать с разными источниками информации.
Воспитательная. Воспитывать у учащихся географическую культуру и экологическое мышление.
Деятельностная:
- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-развитие навыков самостоятельного получения знаний и умений делать умозаключения и выводы;
- повышение интереса учащихся к изучению географии;
- воспитание ответственность за выполняемую на уроке работу.
Основное содержание: особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира. Способы действия учащихся: проанализировать карты (атласа и учебника), дать характеристику машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленностей мира. Ценностный компонент урока: значение отраслей в хозяйстве.
Оборудование: учебники, атласы, интерактивный комплекс
Тип урока: комбинированный
Ход урокаОргмоментОпределяется готовность учащихся к уроку, создается ситуация успеха.
Учитель. Добрый день, ребята! Предлагаю всем настроиться на полезную интересную деятельность на уроке, так как тема сегодняшнего урока, я думаю, будет интересна и полезна каждому из вас.
Актуализация опорных знаний
Что мы изучали на прощлом уроке класса?
Давайте вспомним, какие отрасли промышленности мира мы рассмотрели?
Возьмите контурные карты и подпишите.
Флипчарт с.1
1. Прием «Тестирование»
1. В современных условиях усилилась ориентация черной металлургии:а) на транспортные потоки угля и руды;
б) на богатые месторождения угля;
в) на богатые месторождения руды.
2. Назовите тройку стран лидеров по выплавке стали:
а) США; б) Россия; в) Люксембург; г) Япония; д) Китай.
3. Укажите страну со значительными запасами железной руды, марганцевой руды, коксующегося угля:
а) США; б) Индия; в) Канада; г) Германия; д) Грузия.
4. Выделите страну, в которой большая часть добываемой железной руды идет на экспорт:
а) США; б) Италия; в) Германия; г) Швеция; д) Франция.
5. Назовите крупнейшую страну по импорту железной руды:
а) Испания; б) Италия; в) Германия; г) Швеция; д) Франция.
Взаимопроверка:1-а,2-агд, 3-б, 4-аб,5-1а 2г 3б 4в
3.ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Какие отрасли относят к авангардной тройке?
4. ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.
Современное машиностроение имеет сложную структуру: общее машиностроение (тяжелое и энергетическое машиностроение, станкостроение, производственное оборудование, производство сельскохозяйственных машин), транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику. На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы.
В эпоху НТР растет роль трудового фактора (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и дешевых рабочих рук), благоприятное положение, научный фактор.
При помощи учебника с. 146 разделите отрасли машиностроения на старые и новые, выделите главные факторы размещения для старых и новых отраслей, и вы определите значение каких факторов размещения имеет в последнее время тенденцию роста.
Флипчарт с.2
Из схемы видно, что в последнее время растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. Почему? (В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами). Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются. Новые отрасли обнаруживают некоторый рост, например, автомобилестроение. Новейшие отрасли растут быстрыми темпами.
Работа в группах 
Задание
Опираясь на записи в тетради, текст учебника и дайте характеристику отраслей промышленности (пользуясь, учебником с. 147. 149)
машиностроение
химической промышленности
лесная и деревообрабатывающая
легкая промышленность
 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
IV. Закрепление изученного материала.
1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?
2. В чем заключается влияние НТР на легкую промышленность?
3. В чем причина активного развития легкой промышленности в развивающихся странах?
4. Почему легкая промышленность развивающихся стран в большей степени представлена в странах Азии, а не Африки?
5. Какие факторы повлияли на развитие легкой промышленности в Индии, Турции, Парагвае?
6. Почему легкую промышленность называют традиционной отраслью?
6. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Прием «Кубик». На грани кубика нанесены надписи.Ученики бросают кубик и отвечают на вопрос, который им выпал.
 На уроке я узнал……
На уроке я научился….
Мне было сложно……
Самым трудным для меня было……
Самым легким для меня было…….
Самым интересным для меня было……
Я бы хотел еще узнать………….
Возьмите свои оценочные листы и проставьте в них оценку за работу на уроке своему соседу по группе и себе.