Конспект фронтального логопедического занятия на тему Дифференциация звуков и букв С-З в слогах, слова

Цыремпилова М.Д-Ц., учитель-логопед ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С - З в слогах, словах.
ЦЕЛЬ: дифференциация звуков и букв С - З в слогах, словах.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С] - [З]; - установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции; - совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков); - обогащать и активизировать словарный запас; - развивать слуховую память и внимание, логическое мышление, мелкую моторику; - формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
Коррекционно-образовательные:
- развивать орфографическую зоркость. - Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию; - воспитывать усидчивость, работоспособность.
ОБОРУДОВАНИЕ: упражнения для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, схемы для дыхательной гимнастики, ребусы с артикуляторными профилями на обратной стороне, буквы, таблицы слогов, звуковые линейки, фишки, предметные картинки, мяч, волшебная коробочка, тетради, ручки, карандаши.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: солонка, соя, сайка, басы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
- Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
- Сядет тот, кто стоит за , около , слева , перед , справа от , сядет тот, кто остался.
II. Артикуляционная гимнастика
Выполнение артикуляционной гимнастики («Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Чистим зубки», «Горка»).
III. Дыхательная гимнастика
- Давайте восстановим дыхание.
Вдох носом, выдох носом.
Вдох носом, выдох ртом.
IV. Выделение звуков
- Ребята, любите отгадывать ребусы?
- Что такое ребус? (Это загадка, которую загадывают с помощью букв и нарисованных предметов).
1. Угадайте, какое слово здесь зашифровано, объясните (Осы).
а) Артикуляционный уклад звука
- Я ещё раз произнесу это слово, а вы скажите, какой звук слышится в середине слова. (На обратной стороне ребуса изображён артикуляционный профиль звука [с]).
- Рассмотрите внимательно артикуляционный профиль, можно взять зеркала и скажите, в каком положении находятся губы, зубы, язык, когда произносим звук [с].
Губы – в улыбке и не закрывают зубов;
Зубы – сближены;
Кончик языка – упирается в нижние зубы (резцы);
Боковые края языка – подняты к верхним коренным зубам;
Воздушная струя – проходит посередине языка, сильная и холодная.
Голосовой моторчик – не работает.
б) Характеристика звука
- Дайте характеристику звука [с]. (Согласный, твёрдый, глухой, парный).
2. Отгадайте второй ребус и объясните, как догадались. (Коза).
а) Артикуляционный уклад звука
- В слове «коза», какой знакомый согласный звук слышится в середине слова? (Звук [з]).
- В каком положении находятся органы артикуляции при произнесении звука[з]?
Аналогично, как при звуке [с], только спинка языка чуть приподнята, воздушная струя слабее и теплее. Голосовой моторчик работает.
б) Характеристика звука
- Дайте характеристику звука [з]. (Согласный, твёрдый, звонкий, парный).
3. Сравнение звуков
- Чем отличаются звуки [с] и [з]?
V. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем учится различать звуки [с]-[з] в слогах и словах.
VI. Соотнесение звуков с буквами
- Вы знаете, что звуки [с] и [з] обозначаются буквами. (Звук [с]- буквой «эс», а звук [з] – буквой «зэ»).
- Эти буквы среди остальных букв потерялись. Нужно найти букву «эс» и обвести указкой. ( Действия детей).
- А теперь найдите букву «зэ».
- Среди этих букв есть гласные? (а, о, у, ы, э)
- Почему их называют гласными? (Поются, тянутся, воздушная струя не встречает препятствие.)
VII. Работа со слогом
Чтение слогов по таблице:
а) обратные слоги: ас, ос, ус, ыс, эс.
б) прямые слоги: са, со, су, сы, сэ.
Аналогично с буквой «зэ».
Повторение слоговых сочетаний
- А теперь повторяйте за мной:
са-за-са-за
су-зу-су-зу
зо-со-зо-со
зы-сы-зы-сы
- Что мы произносили? (слоги)
Проговаривание чистоговорок
- А теперь помогите мне закончить чистоговорки:
сы-зы-сы-зы, мягка шерстка у (козы)
зы-сы-зы-сы, хвост пушистый у (лисы)
- Вы подсказали мне слоги или слова? (слова)
VIII. Развитие фонематического слуха
- А теперь возьмите конверты с буквами и найдите среди них изучаемые буквы.
- Я буду называть слова, если услышите звук [с], то показываете букву «эс», если звук [з], то показывайте букву «зэ».
Слова: самолёт, узнал, присвоил, отрезок, тарелка, стол, заколка, маска, польза, каша, солонка.
- Что такое солонка?
IX. Работа со словом
Игра «Чудесная коробочка»
- В коробке предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [з]. Распределите их в две группы.
Картинки: автобус, роза, кукуруза, весы, зонт и т.д.
X. Физминутка
- Замените звук [с] на звук [з], объясните значения слов.
роса - роза лиса - Лиза
коса - коза сахар - Захар
суп - зуб соя - Зоя
сайка - зайка басы - базы
Соя - бобовое растение, семена которого используются в пищевой промышленности и в технике.
Сайка - продолговатый или круглый пшеничный хлеб.
Бас - самый низкий мужской голос; медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.
- Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).
- Придумайте предложение с каждой парой слов.
X. Работа в тетрадях
1. Оформление тетради (число).
2. Записать слова в две колонки (по наличию звуков [с], [з]).
Слова: зонт, свекла, глаза, закат, август, узнал, уснул, зрелый, успел, спелый, весло, тазик, увязли, песок.
XI. Домашнее задание
- Придумайте слова: первый ряд 10 слов со звуком [с], второй ряд 10 слов со звуком [з].
XII. Итог
- Чем отличаются звуки [с] и [з]?
- Вы очень хорошо работали, молодцы!