Евреи, цыгане……. Кто следующий? конспект урока по истории Холокоста
Тема: «Евреи, цыгане ….Кто следующий?».
Данное занятие является важным с точки зрения формирования у учеников полноты понимания человеконенавистнической политики нацистов по отношению к народам Европы. Вниманию учеников предлагаются видеофрагменты фильма «Назови своё имя» ,которые помогают глубокому усвоению понятий «дискриминация», «геноцид», «насилие». Информация о политических планах гитлеровцев и практику их осуществления даёт возможность ученикам понять неминуемость эскалации насилия и преступлений против человечества в условиях войны и тоталитарного государства.
Ключевым понятием занятия является слово «ответственность».
Важным является продолжение формирования у учеников навыков исторической эмпатии и собственной позиции в отношении тех или иных явлений в истории. Разговор о судьбе цыганского населения должен не только заполнить пробел в учебной программе, но и благоприятствовать формированию чувства общности исторической судьбы народов Украины в исторической перспективе.
Цели урока: развивать информационную компетенцию учеников: ознакомить учеников с планами нацистов в отношении некоторых категорий населения Европы, которые подлежали уничтожению, либо рабству.
-Ознакомить с судьбой цыган и евреев во время нацистской оккупации Европы
-Сформировать у учеников понимание процесса эскалации насилия в тоталитарном обществе, роли идеологии в данном процессе.
Развивать гражданскую компетенцию учащихся:
- Углубить понимание терминов « дискриминация», «ксенофобия», « толерантность».
-Совершенствовать навыки работы с историческими источниками.
-Формировать навыки исторической эмпатии и личностного отношения к историческим событиям и явлениям.
Ключевые термины: ответственность, насилие, дискриминация, генеральный план «Ост», геноцид цыган, толерантность.
Методические приёмы и техники: Работа в группах, дискуссия, анализ документов.
Ход занятия:
Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там - игрушки и еда!
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет "фрейлехс"…
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь, мама, отчего ты пла…
Учитель называет тему урока и задачи урока.
1. РАБОТА С ФИЛЬМОМ (15-20мин)
Просмотр фрагментов 2,3,4-интервью трёх цыганок из разных регионов Украины, которые пережили акции массового уничтожения в годы войны.
Обсуждение фрагментов по вопросам:
Что объединяет данные фрагменты?
Кто эти женщины?
Как они объясняют причину того, что могло с ними случиться?
Что общего в этих интервью ?
Как вы думаете, почему смуглый цвет кожи девочки был поводом для убийства нацистами?
Кто, кроме евреев подлежит уничтожению на оккупированных нацистами территориях СССР?
Учитель зачитывает пословицы из «черного юмора» киевлян периода оккупации, которые приводит в своей книге А.Кузнецов «Бабин Яр»:
Немцы пришли –гут! Евреям капут. Цыганам тоже. Украинцам -позже…
Просит учеников поделиться своими впечатлениями от этой пословицы.
2.Рассказ о судьбе цыган во время Второй Мировой войны.( подготовлен учениками, как опережающее задание)
В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой предки Ц. - выходцы из Индии. Первыми её высказали немецкие учёные Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский учёный Ф. Миклошич (19 в.).
Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что причиной их исхода из Индии послужили нашествия мусульман. Первоначально осев в Передней Азии, Ц. надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Австралии (19 в.). Цыгане более трёхсот лет проживали в Византии(12-15вв), поэтому и стали называть себя «ромеями», позже «ромы». Чтобы избежать закрепощения, в 14 веке цыгане стали переселяться из юго-западной Европы в северо-восточные районы- в Венгрию, Словакию, Польшу, на украинские земли, где в то время не существовало антицыганских норм. Появление цыган в юго-западных и южных землях начало длительный процесс формирования цыганского населения Украины. Уже во второй половине 16века в украинских землях Польского, Венгерского королевств и Великого княжества Литовского существовало 2 категории славян: осёдлые и кочевые.
В к.16-17вв цыгане уже кочевали по всей центральной и восточной Украине. Первая Мировая война, революционные события 1917-1920гг существенно повлияли на численность и расселение цыган Украины. Общее количество цыган, проживающих на украинских землях в 20-3-гг составляла ок60 тыс человек. Во время второй мировой войны немецкими, румынскими, венгерскими фашистами было уничтожено, по разным оценкам, от 30 до 50 тыс человек, что названо геноцидом .
Последние волны цыганской миграции в Украину произошли: в 40-50гг, когда в Украине остались множество румынских цыган, в 80-е гг- переселение венгерских цыган-ловаров, с распадом СССР происходит постоянная миграция небольших групп цыган из «горячих точек» СНГ.
Ещё в 60-е гг цыгане прекратили сезонное кочевание, но из-за кризисных явлений в экономике, Чернобыльской катастрофы, наводнений в Западной Украине начались так называемые «экологические миграции».
Исторически в Украине сложилось несколько этнодиалектных групп с собственным языком, самосознанием, ареалом проживания Наибольшей народностью являются сервы (левобережные цыгане) и влахи (правобережные), далее по-численности – крымские цыгане, молдавские цыгане, кишинёвцы, рудары, урсары, ловары, келдерари, русские, польские, немецкие, северо-румынские, цыгане-«чернобыльцы», люли (среднеазиатские).
Геноцид цыган во время Второй Мировой войны.
Ромы воспринимались немцами, с точки зрения нацистской расовой теории, как угроза расовой чистоты немцев. Официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, которая происходит из Индии и цыгане тоже являются выходцами из Индии и говорят на языке индо-арийской группы- в этом и заключалась сложность для теоретиков нацизма. По этой логике, цыгане являются такими же арийцами, как и немцы. Было принято решение, в соответствии с которым ромы, живущие в Европе, объявлялись плодом смешения арийского племени с наинижайшими расами мира. Именно это объясняет их бродяжничество и ассоциальность. Специальная комиссия института расовой гигиены под руководством Риттера рекомендовала отделение цыганства от немецкого народа.
С марта 1936 г в отношении цыган получили распространение положения Нюрнбергских законов Рейха от 1935г о гражданстве и расе, которые раньше касались только евреев; им также запрещалось вступать в браки с немцами , участвовать в выборах, их лишили гражданства Третьего Рейха.
В конце 1930-гг начинается геноцид цыган: многих стерилизовали и отправили в концентрационные лагеря, часть немецких цыган в 1940-1941гг была депортирована на территорию захваченной нацистами Польши. С 1941г начались массовые уничтожения на оккупированных советских территориях, а с 1943г-депортации в концлагеря ( в лагере Аушвиц было уничтожено 20 тыс. цыган). Общее количество уничтоженных в годы нацистского режима составляет по некоторым оценкам 500 тыс. человек.
Из статьи историка Э. Бауэра «Место Холокоста в современной истории».
… Нацисты считали представителей славянских народов арийцами нижнего расового уровня. В эту категорию попадали чехи, поляки, украинцы белорусы и русские. Кромке того, нацисты своими противниками считали три неславянских прибалтийских народа: литовцев, латышей и эстонцев.. Так как часть населения оккупированных стран подлежала «германизации» добровольной или принудительной, то нацисты поставили цель выделить среди населения «нордический тип» путём расовой проверки. Это предполагало также вывоз «ценных» в расовом отношении детей на воспитание в Германию. Обладатели «нордического типа» среди поляков, чехов , русских подлежали уничтожению, так как могли быть организаторами движения сопротивления. Остальное население планировалось разделить на 2 группы: одну - вывези на Запад, вторую - превратить в рабов для обеспечения пристойной жизни господствующей расы.
Пока не был окончательно разработан план Барбаросса, нацистские прожекты будущего должны были учитывать, что не имеют возможности выселить славянское население- чехов и поляков, проживающих на контролируемых немцами территориях. На совещании 17 октября1939г Гитлер заявил, что нацисты должны обеспечить на данных территориях низкий прожиточный уровень населения и что его интересует в этих районах исключительно рабочая сила.
Мы видим, что ещё до вторжения фашистов в СССР, основные направления нацистской политики в отношении славянских народов были чётко очерчены. Это была настоящая программа геноцида- порабощение, уничтожение элиты, германизация, депортация- программа, предусматривающая уничтожение наций, как таковых. Но это не была программа Холокоста- спланированного полного физического уничтожения.
После решения о вторжении в СССР, возникла новая ситуация. В 1941-1942гг возникли новые планы относительно будущей судьбы населения Восточной Европы после победы фашистов. Основанием для новых планов стал план Ост, первый проект которого подали Гиммлеру в 1941году.
.. Ветцель предполагал значительные трудности в германизации захваченного населения из-за нехватки немецких человеческих ресурсов для заселения просторов, которые планировалось освободить от иных народов. Кроме того, он ожидал серьёзные политические сложности в случае деления населения, в результате которого одна часть будет депортирована, другая останется в более-менее благоприятных условиях.
В отношении прибалтийских народов, Ветцель настаивал на отказе о принудительной депортации, чтобы те, кого немцы надеялись германизировать, не узнали, что «принудительная германизация может привести к гибели их братьев и сестер». Он предлагал программу добровольного перемещения негерманизированных для заселения восточных районов, подконтрольных, но не заселяемых немцами.
Относительно поляков, Ветцель говорил, что они не подлежат германизации , поэтому их нужно депортировать в Западную Сибирь. Рассеявшись среди местного населения, они будут играть роль антирусского элемента.
Он говорил, что польский вопрос не может быть решен путем, каким решался еврейский вопрос- полное физическое уничтожение, так как такое решение приведёт к постоянным обвинениям в адрес немцев и лишат их какой-либо симпатии, особенно, если соседи сделают вывод, что с ними поступят также, когда придёт время.
Украинцев планировалось сосредоточить в северной и восточной части Украины, где они должны будут послужить украинизации русского населения. Ветцель выступал против переселения негерманизированных украинцев в Сибирь. В отношении белорусов, Ветцель считал, что их можно оставить в местах проживания и использовать как рабочую силу.
Главной проблемой Ветцель считал «русский вопрос». Главный немецкий идеолог доктор Вольфганг Абель предложил либо уничтожить русских полностью, либо отобрать «нордическую» часть для германизации, остальных уничтожить. Ветцель отклонил предложение Абеля «Предложенная Абелем политика является неприминимой не только с точки зрения, что её навряд ли можно будет реализовать, но и с политических и экономических причин…» Он предложил разделить территорию с русским населением на независимые друг от друга административные районы, чтобы создать благоприятные условия для сепаратизма. Он также предложил разрешить автономию в границах этих районов финским и тюркским группам и присоединился к группе тех представителей нацистской верхушки, которые отстаивали политику препятствования росту населения при помощи различных квазимедицинских и политико-гигиенических способов…
3.Работа в группах с источниками.
После ознакомления с новым материалом, учитель предлагает группам обсудить документы.
( раздаточный материал №1: отрывки №1-3-первая группа, №4,5 и отрывок из плана Ост-вторая группа)
Кто является автором высказываний?
О чём речь в данных документах?
Какие народы упоминаются в официальных источниках? Почему именно эти?
Чем нацисты объясняют свою политику?
Могли ли нацисты достичь своих целей?
Обсуждение:
Сначала они пришли за коммунистами. Я не коммунист, и я промолчал. Потом пришли за евреями. Я не еврей, и я промолчал. Потом пришли за профсоюзными деятелями. Я не в профсоюзе. Я промолчал. Когда пришли за мной, не осталось никого, кто мог бы заступиться за меня.
Пастор, теолог М. Нимеллер - О чём говорит автор?
- Чем обусловлена последовательность названных автором преследований?
- Была ли данная последовательность завершенной и окончательной?
( при обсуждении, учитель обращает внимание учеников на термин « ответственность», «личная ответственность», «социальная ответственность», «гражданская ответственность», написанные на доске) Вопросы к термину: Был ли автор данных строк лично ответственен за то, что происходило вокруг него?
Ощущал ли автор строк свою социальную ответственность?
Была ли в германском обществе развита социальная ответственность?
Была ли в германском обществе развита гражданская ответственность? Возможно ли было предотвратить все последующие кровавые события, если бы гражданская ответственность была развита?
Учитель дополняет ответы учеников сообщением, что в планах Гитлера было физическое уничтожение на территории третьего Рейха не только евреев, ромов, но и психически-больных людей, гомосексуалистов, представителей некоторых религий, в частности свидетелей Иеговы.
4. Обсуждение вопроса «С чего начинается дискриминация и насилие?»(12-15минут)
Учитель напоминает учащимся, что отношения между людьми бывают разными: позитивными и негативными, стимулирующими сотрудничество и товарищество, и такими, что приводят к нареканиям и конфликтам. Как правило, они зависят от исторических, политических, экономических условий, а также непосредственно и от самих людей, их умения и желания позитивного взаимодействия. Отношения между людьми бывают личностными, социально-институциональными ( человек- учреждение) и групповыми ( в частности между значительными группами- нациями, классами, верующими)
- Что может стать основой социального взаимодействия граждан?
-Какие гражданские качества или умения необходимы для такого взаимодействия?
Вывод: Толерантность-это терпимость и уважение к праву каждого «быть самим собой»
Учитель объяснят, что отношения между людьми могут развиваться, как по восходящей, всё к более позитивным и конструктивным, так и по нисходящей, ко всё более негативным и деструктивным.
Задание по раздаточному материалу №2. (5-7минут)
Перед вами лесенка, одна из ступенек которой называется «Терпимость». По лесенке можно подниматься вверх, развивая и укрепляя отношения, и спускаться вниз, что значит ухудшать отношения. Вам предлагается 10 понятий, типов отношений, поведения. Обсудите их и расположите на ступеньках сверху вниз таким образом, что на верхней ступеньке стояло слово, означающее для вас самые позитивные отношения между людьми, а на нижней ступеньке- понятие, которое по-вашему мнению характеризует негативные отношения.
Ученики представляют результаты своей работы по очереди и объясняют выбранный ими вариант расположения понятий на ступеньках.
- Пользуетесь ли вы лестницами?
- Куда легче двигаться - вверх или вниз?
- Можно ли то же самое предположить о движении по «лесенке взаимоотношений»?
Учащиеся высказываются по данному вопросу.
5. Закрепление.(5-7мин)
Как вы поняли тему занятия?
Что нового вы сегодня узнали?
Является ли актуальным вопрос «Кто будет следующим?» в современном мире?
Какие уроки должно было вынести человечество из истории 20 века, чтобы 21 столетие не стало «следующим» в кровавой истории жертв?
Раздаточный материал №1.
Из речи Гитлера 16июля 1941г.
«… В данный момент важным становиться то, чтобы мы не раскрывали свои цели перед всем миром. Это совсем не нужно. Главное, чтоб мы сами знали чего мы хотим…
В целом, дело сводится к тому, чтоб усвоить огромнейший пирог так, чтобы мы, во-первых захватили его, во-вторых, управляли, и, в –третьих, эксплуатировали….»
Из речи Гиммлера, рейхсфюрера СС 16 сентября 1941г.
«… Мы должны .. научиться тому, чтоб один человек германского происхождения был готов без всякой помощи господствовать над областью со 100 тысячами людей. Из этих 100тыс - трудоспособных будет, наверное, тысяч 50. У них будет камень, дерево, солома, зерно. Скот. Пусть они делают себе из этого собственный рай, но господствовать будет немец…. В течение 20 лет мы должны германизировать и заселить Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Ингерманландию и Крым…»
Из доклада Гиммлера «К вопросу о будущем поведении в отношении русского населения»
27 апреля 1942г.
«…Б) важным способом уничтожения русских является ослабление их в расовом отношении..… надо, чтоб на территории русских большинство населения состояло из примитивной полу -европейской расы. Оно не должно причинять германскому руководству забот. Эта масса расово-неполноценных тупых людей требует руководства, как об этом свидетельствует вековая история этих областей.
В) Целью немецкой политики относительно этого населения будет доведение рождаемости русских до низшего уровня, чем у немцев. Это же касается и районов Кавказа, а в будущем и Украины. Пока мы заинтересованы в том, чтоб увеличить рождаемость украинского населения для противопоставления русским. Но это не должно привести к тому, что украинцы займут города русских. Для того, чтобы не допустить в восточных областях ситуации увеличения численности населения, крайне необходимо осмысленно проводить политику сокращения населения….»
Из директивы Гитлера министру по делам восточных территорий Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» ( 23июля1942г).
«… Славяне должны работать на нас, а в случае, если они уже не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них лишнее. Славянская беременность нежелательна, а образование -небезопасно.. Достаточно, если они будут уметь считать до 100.
Каждый образованный человек- это наш будущий враг. Стоит откинуть все сентиментальные запреты. Надо управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря по-военному, мы должны убивать от 3 до 4 миллионов русских в год…..»
Из речи гауляйтера Коха 28августа 1942г на сборах в Ровно.
« …Цель нашей работы – вынудить украинцев работать на рейх, а не сделать их счастливыми. Украина должна поставлять всё, чего не хватает Германии. Это задание должно быть выполнено несмотря на жертвы…
Если этот народ работает 10 часов в день, то 8 часов из них, они должны работать на нас.. Нас не должны сдерживать никакие сентиментальные протесты. Этим народом должна руководить железная власть, чтоб помочь нам выиграть войну. Мы освободили Украину не для того, чтоб сделать её счастливой, а чтоб обеспечить для Германии жизненный простор и снабжение, которое ей необходимо.»
Раздаточный материал №2 Лесенка взаимоотношений
терпимость
Товарищество
Предубеждение
Сотрудничество
Обвинение
Дискриминация
Уважение
Насилие
Стереотип
Понимание
………?……..