Конспект урока по литературному чтению на тему Секреты волшебной сказки (3 класс)
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
Учитель Германова В.А.
Тема: «Секреты волшебной сказки»
Основные цели:
1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;
2) повторить понятие «сказка», группы сказок;
3) развивать творческое мышление учащихся.
Планируемые результаты:
-личностные: сформируются чувства справедливости, сопереживания, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения.
-метапредметные: вести диалог, пользоваться книгой для ответа на возникшие вопросы.
-предметные: различать виды сказок, видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация 1, презентация 2, карточки и тест для самостоятельной работы, иллюстрации к сказкам, цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная), мягкая игрушка-заяц .Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске два шага учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы читали сказки.)
− Вспомните ваши любимые сказки. (…) Дети называют полюбившиеся сказки. Презентация 1. «Что за прелесть эти сказки» (Слайд 1)
− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете для себя что-то новое, узнаете то, чего не знали. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)
-А ещё к нам на урок пришел игрушечный зайчик. Он хочет понаблюдать за вами и определить, кто из вас является самым терпеливым учеником.
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…) − Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.) Слайд 2
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.) Слайды 3,4,5
- Сегодня мы говорим о народных сказках, а какие ещё вы знаете сказки? (литературные или авторские) Слайд 6
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.) Слайд 7
- Попробуйте распределить по группам сказки, которые вы видите Слайд 8, 9
− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)
Предлагается работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.
- Отгадайте о каких сказках эти стихи .Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке
По тропе, шагая бодро
Сами воду тащат ведра.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
А дорога – далека,
А корзинка- не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок
Ах ты, Петя- простота.
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота.
Выглянул в окошко.
Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
и остался с носом.
- Узнайте сказку по картинке и поставьте в кружок её номер.
(Детям раздаются карточки и листки с названием сказок)
− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое. Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»
− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки. (Запись на доске)
1)«Лисичка−сестричка и волк»
2)«Петушок и бобовое зёрнышко»
3)«Каша из топора»
4)«Гуси−лебеди»
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности мы сделали? ( 1 Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? ( 2.Сами откроем новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
− Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Определим план наших действий. На столе у вас лежат вопросы, на которые мы будем искать ответы и записывать их в тетрадь. Поможет нам в этом вторая презентация и иллюстрации к сказкам.
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
5. Реализация построенного проекта
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Посмотрите на иллюстрацию к сказке «Хаврошечка» и ответьте на первый вопрос. (Какой основной закон волшебной сказки хотел донести до нас художник?) (…) − Давайте обобщим. Сформулируйте и запишите первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
2в.− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. (Как обычно начинаются сказки?) («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке (Д−4). Читаем вслух и отвечаем устно. (Правильный ответ 2.)
− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных»)
3в.− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)− Ответьте на четвертый вопрос. (Части сказки) (Зачин, троекратное повторение, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3. .) − В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.
− Скажите, вам всё понятно?
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.) − Ответьте на пятый вопрос. (Что делает герой, чтобы достичь какой-то цели?) (Преодолевает препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Что происходит во время пути?) (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Посмотрите на иллюстрации ( сказки «Жар- птица», «Змей- горыныч», «Иван- царевич») и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.) − Посмотрите на запись в тетради и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
− Итак, верный ответ под номером четыре – «Гуси-лебеди». Обоснуйте свой выбор.
-А теперь предлагаю вам посмотреть презентацию по волшебным сказкам.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на конкретной сказке.
Дома вы прочитали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Задание будете выполнять в парах. Вспомните, каким было построение сказки. Найдите начало и конец сказки. Найдите в сказке троекратные повторы.
Проверка выполнения проводится фронтально.
7. Самостоятельная работа .- Выполните тест, проверяющий знание волшебных сказок . (Вопросы на слайде)
− У кого возникли затруднения при работе с тестом?
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, что такое сказка.
Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был терпелив.
Я доволен своей работой на уроке.
- И я довольна вашей работой, и зайчик видел, что вы были сегодня терпеливыми.
Домашнее задание:
Запишите свои собственные примеры волшебных сказок и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на признаки волшебных сказок . По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками