План урока по литературному чтению: Законы волшебной сказки.
Тема урока: ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Цели: расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит.
Задачи: содействовать формированию УУД:
1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.
2. Регулятивных: учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.
4. Коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: иллюстрации (сказочные герои), карточки для работы в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Запись на доске:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин
II. Слово учителя.
– Как вы думаете, что привлекало поэта в мире сказок? (Высказывания детей.)
Вывод: А. С. Пушкин очень любил слушать замечательные русские народные сказки, которые ему рассказывала няня – Арина Родионовна.
В сказках есть все – мужественные герои, веселая шутка, невероятная выдумка.
Без чудес нет сказок.
Что ни сказка – то новое чудо!
В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки окрыляют человека, делают его сильным.
III. Объявление темы.
– Ребята, почему вы любите читать сказки? (Свободные высказывания детей.)
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас сказок народных ждет хоровод.
IV. Изучение нового материала.
С давних времен люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы. Они хотели понять все, что происходит вокруг, любили мечтать. Так родился удивительный мир сказок.
1. Викторина «Угадай сказку».
1) В одно коровье ухо влезает, а в другое вылезает. («Крошечка-хаврошечка».)
2) Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой. («Репка».)
3) Есть на свете собака-прорицательница: предсказала мачехе будущее ее падчерицы и родной дочери. («Морозко».)
4) Живой, и смерть не страшна. («Кощей Бессмертный».)
5) Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом («Молодильные яблочки».)
6) Два богатыря в одной сумке живут. («Двое из сумы».)
7) Одноместный летательный аппарат без мотора. (В любой сказке про Бабу Ягу.)
2. Угадайте «Чьи слова?»
Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю,
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает! (Емеля.)
Я богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)
Я – обаятельная жутко
И обладаю нюхом чутким,
Прической славлюсь неземной,
Кощей Бессмертный – братец мой. (Баба Яга.)
Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын.
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)
Я – царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я – царевна... (Несмеяна.)
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов,
Много у меня голов. (Змей Горыныч.)
– Что объединяет героев этих сказок? (Все они из волшебных сказок.)
– Назовите своих любимых сказочных героев волшебных сказок. Какие подвиги они совершили? Какими чертами наделяет их народ?
– Назовите приметы волшебной сказки. (Сказочные обороты, формулы, повторы слов, постоянные эпитеты.)
3. Работа в группах.
Дети читают отрывки из волшебных русских народных сказок и находят приметы.
Карточка 1. «Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел освобождать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь бессмертный убьет тебя. Ко мне он часто ездит... У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!
Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше». («Кощей Бессмертный».)
Карточка 2. «После обеда говорит старший брат, орел:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, меньшой брат, воробей, – рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит.
Иван, купеческий сын, надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную, а об ней было всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти». («Чудесная рубашка».)
Карточка 3. «Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» («Марья Моревна».)
Карточка 4. «Долго ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:
– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
Тут опять большой хоронится за среднего, а средний – за младшего, а от меньшего ответу нет.
Выходит Иван-царевич и говорит:
– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братьев». («Сказка о молодuльных яблоках и живой воде».)
V. Обобщение изученного.
– Какие места, действия, персонажи, события похожи друг на друга в сказках?
– Какие чудеса волшебных сказок стали действительностью?
VI. Итог урока.
– Чего ждете от следующего урока? (Встречи со сказкой.)
В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Если сказки кто читает,
Туда, бывает, попадает.
Про всех сказочных героев
Все он там узнает.
Рефлексия.
Домашнее задание: читать волшебные сказки.
15