Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку и математике для 2-3 классов СКО VII вида.
Программа занятий
педагогической коррекцией
с обучающимися в специальных (коррекционных) классах VII вида
г. Челябинск
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся специальных (коррекционных) классов образовательных учреждений. Все ученики коррекционных классов требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по математике и русскому языку.
Программа составлена на основе
сборника программ «Школа России», Русский язык, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.Просвещение, 2011г
сборника программ «Школа России», «Математика», автор Моро М.И., М. Просвещение, 2011г.
Цель программы:
ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку и математике;
предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся по русскому языку и математике;
формирование начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
обогащение активного словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
Коррекционная направленность обучения русскому языку и математике реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ рассчитана на 34 часа в год (68 занятий).
1) индивидуально-групповые занятия по русскому языку и развитию речи: 2-3 класс – 17 часов (34 занятия по 30 мин.);
2) индивидуально-групповые занятия по математике: 2-3 класс – 17 часов (34 занятия по 30 мин.).
Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с 3-5 минутной релаксацией и физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ОВЗ очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по русскому языку и развитию речи.
2 класс.
№ п\пТема занятия Дата проведения
1. Гласные и согласные звуки и буквы. 2. Гласные и согласные звуки и буквы. 3. Гласные и согласные звуки, их различие. 4. Гласные и согласные звуки, их различие. 5. Слогообразующая роль гласных. 6. Слогообразующая роль гласных. 7. Буквы и , й и звуки, которые они обозначают. 8. Деление слов на слоги и для переноса. 9. Деление слов на слоги и для переноса. 10. Твёрдые и мягкие согласные звуки. 11. Влияние гласных букв и,е,ё,ю,я на произношение согласных звуков. 12. Влияние гласных букв и,е,ё,ю,я на произношение согласных звуков. 13. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 14. Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е,ё,ю,я. 15. Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е,ё,ю,я. 16. Правописание твёрдых и мягких согласных, сочетаний жи-ши. 17. Твёрдые и мягкие согласные, сочетание
ча-ща18. Твёрдые и мягкие согласные, сочетание
чу-щу19. Правописание сочетаний чк, чн, чт. 20. Разделительный мягкий знак. 21. Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. 22. Перенос слов с разделительным мягким знаком. 23. Проверка слов с парными согласными звуками на конце. 24. Перенос слов с разделительным мягким знаком. 25. Чтение и выделение главной мысли текста. 26. Упражнения в распознавании имён существительных 27. Упражнения в распознавании имён прилагательных. 28. Упражнения в распознавании глаголов 29. Раздельное написание предлогов. 30. Упражнения в выделении корня в однокоренных словах. 31. Проверка безударных гласных в корне. 32. Чтение пословиц, поговорок. Работа над смыслом. 33. Работа над выразительностью чтения стихотворения 34. Упражнения в совершенствовании техники чтения. Итого: 34 занятия Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по математике.
2 класс.
№ п\пТема занятия Дата проведения
1. Числа от 1 до 20. 2. Десяток. Счёт десятками до 100. 3. Образование и запись чисел от 21 до 100. 4. Однозначные и двузначные числа. 5. Замена двузначных чисел суммой разрядных слагаемых (35=30+5) 6. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. 7. Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. 8. Сложение и вычитание круглых десятков. 9. Определение времени по часам. 10. Порядок действий. Скобки. 11. Порядок действий. Скобки. 12. Сравнение числовых выражений. 13. Отработка алгоритма вычислений для случаев вида 36+2, 36+20 14. Отработка алгоритма вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 15. Отработка алгоритма вычислений, когда в сумме круглые десятки. 16. Приёмы вычислений для случаев: 26+7 17. Приёмы вычислений для случаев: 26-7 18. Отработка алгоритма вычислений для случаев вида: 35+7 19. Отработка алгоритма вычислений для случаев вида: 35-7 20. Сложение. Проверка сложения. 21. Упражнения в закреплении алгоритма сложения в столбик двузначных чисел, когда в сумме круглые десятки. 22. Упражнения в закреплении алгоритма сложения в столбик двузначных чисел с переходом через разряд. 23. Упражнения в закреплении алгоритма вычитания в столбик двузначных чисел. 24. Упражнения в закрепление алгоритма вычитания в столбик с переходом через разряд. 25. Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого. 26. Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого. 27. Решение уравнений (нахождение вычитаемого) 28. Решение задач в 2 действия с записью краткого условия. 29. Задачи на умножение 30. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. 31. Решение задач. Деление на равные части. 32. Приёмы умножения и деления на 10 33. Табличное умножение и деление. 34. Равенство. Неравенство. Уравнение. Итого: 34 занятия Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по русскому языку и развитию речи.
3 класс.
№ п\пТема занятия Дата проведения
1. Признаки текста. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. 2. Упражнения в распознавании и построении предложений разных по цели высказывания и по интонации. 3. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. 4. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. 5. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. 6. Части речи и их значение. 7. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне 8. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. 9. Правописание слов с разделительным ь знаком. 10. Окончание. Определение окончания в словах. 11. Приставка. Определение приставки в словах. 12. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. 13. Основа слова. Разбор слова по составу. 14. Правописание слов с безударными гласными в корне 15. Правописание слов с безударными гласными в корне 16. Слова с непроверяемым написанием 17. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне 18. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне 19. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 20. Правописание слов с удвоенными согласными 21. Правописание суффиксов и приставок 22. Правописание приставок и предлогов 23. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) 24. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода 25. Изменение имён существительных по падежам. 26. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. 27. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. 28. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного 29. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. 30. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. 31. Число глаголов. 32. Правописание частицы НЕ с глаголами 33. Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола 34. Изменение глаголов по временам. Итого: 34 занятия Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по математике.
3 класс.
№ п\пТема занятия Дата проведения
1. 2. Таблица умножения и деления с числами 2, 3, 4. 3. Таблица умножения и деления с числами 5 и 6. 4. Таблица умножения и деления с числами 7 и 8. 5. Таблица умножения и деления с числом 9. 6. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. 7. Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. 8. Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. 9. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Решение задач. 10. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Решение задач. 11. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. 12. Единица площади – квадратный сантиметр 13. Умножение и деление вида
20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 14. Прием деления для случаев вида 80 : 20 15. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 16. Умножение двузначного числа на однозначное. 17. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального 18. Деление двузначного числа на однозначное. 19. Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 20. Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления 21. Деление с остатком. 22. Деление с остатком. Проверка деления с остатком 23. Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620 – 200. 24. Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 670 – 140.; 260+310, 670 - 140 25. Приемы письменных вычислений 26. Приемы письменных вычислений 27. Прием письменного умножения на однозначное число 28. Прием письменного деления на однозначное число 29. Решение задач несколькими способами 30. Решение задач несколькими способами 31. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым 32. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. 33. Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания 34. Повторение: умножение и деление, устные приемы умножения и деления. Итого: 34 занятия