Хореография, как метод коррекции эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху
ХОРЕОГРАФИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ
Автор: Черепанова Наталья Юрьевна
место работы – Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23 должность – воспитатель
стаж работы – 10 лет
]
ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Черепанова Наталья Юрьевна
Поиск путей эффективного реформирования российского образования проходит в сложных социально-экономических условиях. Факт сохранения лучших традиций отечественной культуры и бесценного национального образовательного опыта остается бесспорным. Важная роль в этом вопросе отводится искусству. Согласно Методическому письму Министерства образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях» целью преподавания предметов, составляющих образовательную область «Искусство» является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры [1].
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации[5] собрала основные элементы, из которых состоят определения танца:
Танец это:
человеческое движение, которое
формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам;
имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота
сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками;
имеет целью рассказ истории и/или коммуникацию или выражение чувств, тем, идей,
которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.
Цель данной статьи — разобраться в накопившихся вопросах и обосновать методическую значимость хореографии с позиции теоретических исследований, методологических разработок и положительных результатов методического и практического опыта, а также с учетом возможности решения ряда психофизических и социальных проблем детей средствами танца.
Итак, на примере специальной коррекционной школы-интерната № 23 II, III, IV и VI видов, давайте разберемся, чем осложнено эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями. Данная проблема связана не только со специфическими особенностями таких заболеваний, как нарушение слуха, зрения, ДЦП, но и с нарушением интеллекта на фоне основного заболевания. В совокупности это приводит к недостаточной дифференцированности всех видов ощущений, замедленному темпу восприятия, его узости, сочетающейся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивому вниманию. Дети физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Почему же танец должен входить в систему государственного общего и специального (коррекционного) образования?
Хореография для детей дошкольного, младшего школьного возраста, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных параметров свойств и качеств личности.
Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два понятия – «танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».
Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Их общим семантическим полем является «процесс обучения» [2, т.1, с. 165]. Как танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для всестороннего развития личности воспитанника: психофизического, социального, эстетического, нравственного становления учащихся [4]. В современной образовательной ситуации, в связи с особенностями развития детей с ограниченными возможностями, требуется четкое определение содержательного пространства танцевального образования и танцевального воспитания, а также организации в них деятельности.
Так, за основу в своей работе я беру танцевально-двигательную терапию, которая может служить мостом между миром сознания и бессознательного. В отличие от других подходов (классический балет, народные, современные и др. танцы) данный метод терапии использует образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия применяется с целью развития у детей самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я [3]. Главным преимуществом в использовании на занятиях хореографией танцевально-двигательной терапии является гармоничное сочетание работы тела и психокоррекции (т.е «танцевального образования» и «танцевального воспитания»). Формирование образа «Я» в танце помогает детям более «тонко» и чутко воспринимать произведения искусства. Ярким примером использования танцевально-двигательной терапии могут служить задания типа: станцуй танец медведя (зайца, птицы и т.д.) Усложненной формой задания могут служить упражнения вида: произвольно станцуй под музыку. При этом берется разнохарактерная музыка, например, вальс, полька, марш, фокстрот и др. Опыт работы показывает, что медленный темп мальчикам дается с трудом, а девочки, наоборот, тяжелее воспринимают музыку маршевого характера и музыку быстрого темпа. Это связано с мужским и женским началом. Умеренный темп характерен одинаковым воспритятием детей обоих полов. Данные задания могут применяться как в качестве творческих заданий на внеклассных мероприятиях, так и в качестве психодиагностики.
В работе над хореографической постановкой я использую три этапа:
Создание технической базы.
На занятиях хореографией я знакомлю детей с различными танцевальными направлениями. Учащиеся разучивают и отрабатывают отдельные движения, комбинации. Основной целью данного этапа является техничное выполнение каждого элемента и запоминание их последовательности.
Формирование образа.
На каждом этапе работы над хореографической композицией, идея и смысл хореографической постановки обсуждаются и корректируются педагогом вместе с детьми. Формируются конкретные образы. Дети стараются передать чувства, эмоции через движения. В процессе обсуждения образа желательно применять такие приемы, как сказка, визуализация, игротанец. На данном этапе работы очень важным является партнерское отношение педагога и воспитанников. В этом случае дети являются не сторонними наблюдателями, а участниками процесса. Такой подход не только вызывает интерес у детей, но и формирует ответственность, активизирует творческий и мыслительный процессы.
Соотношение трех единств в хореографической композиции
На этом этапе важно сформировать у детей понимание единства музыки, движений и костюма. Лучше, если этот этап будет проходить в диалоговой форме. Эскиз и пошив танцевального костюма способствует не только формированию эстетического вкуса, но и прививает этические нормы общества. Основной целью данного этапа служит донесение до сознания детей смысла гармонии. Например, быстрые отрывистые движения не ложатся на плавную, мелодичную музыку; широкие бросковые элементы неудобно выполнять в узких костюмах; каждая мелодия несет в себе цветовую палитру, которая должна быть сохранена и в цветовой гамме костюма. Здесь уместно применение такого задания, как «Прослушай музыку и нарисуй». Сохранение триединства желательно применять не только в работе над танцем, но и в работе над театрализованной постановкой.
На каждом этапе мною проводится психокоррекционная работа по формированию межличностных отношений, самосознанию, миропониманию. Примером такой работы может служить объединение конфликтующих детей в пары, или небольшие группы для выполнения творческого задания. Практика показывает, что в процессе работы над заданием дети проходят три этапа: 1) конфликт; 2) высказывание и обсуждение (здесь важная роль отводится педагогу в качестве контролера равноправных действий); 3) совместная творческая работа (что и является основной целью).
В результате такого подхода к ведению занятий, у воспитанников повышается личностная самооценка, проявляется положительная динамика межличностных отношений; возникает стремление узнавать новые, ранее не изучаемые ими, танцевальные направления. Наряду с этим дети не просто проявляют интерес к занятиям, но и стараются добиваться более высоких результатов, повышая собственную критическую оценку.
Во время внеклассных занятий я провожу беседы по истории танца, истории костюма, биографии артистов балета, просмотр и обсуждение (с какими историческими и социальными событиями связан тот, или иной персонаж) видеоматериала. Большинство занятий вызывает у детей живой интерес. Так весьма результативной стала беседа со слабослышащими детьми «История и творчество театра «Синематографъ». Видя на экране таких же людей, как и они, ребята серьезно задумались о поступлении в Московский специализированный институт культуры и искусства.
Учитывая возраст и специфику детей, большая часть занятий проводится в форме игр (развивающие игры, игры-путешествия, викторины и т.д.). Основой таких занятий могут стать уроки внеклассного чтения. Например, в процессе работы над сказкой Шарля Перро «Золушка» я использовала следующие задания:
Отгадай загадки (проверяется степень усвоения прочитанного)
Часы бьют двенадцать! Неужто конец?
И спешно Она покидает дворец...
Ответь на вопрос, заслужи похвалу:
– Туфельку кто потерял на балу? (Золушка)
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Сами ростом мы малы.
Глазки, словно ночь черны.
Так скажите, кто же мы? (Мыши)
Помоги Золушке справиться с работой.
Игра «Разбери горох и фасоль». В миске перемешаны горох и фасоль. Детям необходимо их разобрать: отдельно горох и отдельно фасоль. Целью данной игры служит не столько результат, сколько развитие мелкой моторики руки. Данную игру можно применять в первых классах, в коррекционных классах и в классах, где степень развития мелкой моторики ниже среднего. Прекрасным средством развития моторики является и такая игра, как «Собери бусы», в которой детям нужно как можно быстрее собрать бусы на нить. Как вариант, можно заменить бусины ягодами, например, рябиной.
Научи Золушку танцевать. Дети, как бы, становятся на место учителя и стараются не только правильно выполнить определенные элементы, но и объяснить технику их выполнения.
Нарисуй платье для Золушки. Подобные задания способствуют формированию эстетического вкуса воспитанников.
Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом коррекции и формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно интегрируется с другими общеобразовательными предметами, что повышает значимость ее применения.
Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое искусство, которое доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Методическое письмо Управления общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (№1398/14 – 12 от 14.11.1997г.) «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях».
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М: Большая российская энциклопедия, 1993. Т.1; 1998. Т.2.
Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.
Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения// Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002г., г. Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.
Julie Charlotte Van Camp Philosophical problems of dance criticism. PhD dissertation (1981)