Урок внеклассного чтения: «Сказка лечит, душу греет, жить помогает» (5 класс)


Урок внеклассного чтения в 5-м классе «Сказка лечит, душу греет, жить помогает»

Цель: обобщить знания по сказочным персонажам.
Задача: научиться решать проблемные ситуации через анализ поведения сказочных героев.
Ход урока
I.
Почему сказки с удовольствие читают взрослые и дети?
Как начинаются многие волшебные сказки?
Что за царство-государство и как до него добраться? В некотором царстве, в некотором государстве…Царство – это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих находок. И путь в это царство у каждого свой: у кого-то он долог и труден, а у кого-то уже царь-государь в собственном царстве.
Сказка – это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы, задачи – совсем не случайность и, уж конечно, не козни Дьявола. Любое препятствие – это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытания. И мы слабеем, теряем, если не выдерживаем и не принимаем выпавших на нашу долю трудностей.
II. Итак, тема урока
Те агом опьтиж и теер гтиче лакзак С.
(Сказка лечит, греет и жить помогает)
Один из обучающихся вытягивает билет, в котором для анализа предложен образ любимого сказочного персонажа. Например, Бабы-Яги
Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Баба-Яга
Нос крючком,Волоса торчком.За селом с помеломПечку топила, кашу варила
Баба Яга
не девица, но и не старуха
земной Бог человека, ибо она его выбабахиваетбабить – рождать
ба - душа одежда (наподобие халата)
ягать – тужиться, рождая плод
я – рождение
гать – дорога
Та, которая ведет и выводит нас из тьмы неведения по родовому пути на яркий свет знания в широкий мир делания [1]
(На доске лучшие рисунки обучающихся (портреты Бабы-Яги, избушка на курьих ножках, Баба-Яга на печи и др.))Яга – бабуля не простая, как известно.И надо приложить нам максимум старанья,Чтоб прилетела в гости к нам она из леса.Давайте-ка прочтем вслух заклинание.“Колдуй баба, колдуй, дед.Трое сбоку – ваших нет.”Ждем тебя, Яга, мы в гостиСобирай-ка свои кости!
(Далее учитель исполняет роль Б-Я (можно взять куклу)).
(Появляется Баба-Яга)
Привет компании честной!Узнали вы меня?Сосновый иль еловый бор –Родина моя.
Живу, как правило, в глушиВ избушке колдовской.Вокруг зверье и ни души.На курьих ножках домик мой.
Зовут по-разному меня:Коль попросту – Ягой.Не попадайся лучше мнеНа тропочке лесной.
Как услышала ваш крик,В ступу быстренько и – прыг!Так, ребятушки, я рада.Вызов ваш мне как награда!
“Вообще-то я хитра,В смысле, подлости нутра.Но чего-то мне сегодняЛаски хочется с утра”.
Так давайте-ка сейчасВы покажете мне класс:Скажете по комплиментуКаждому из вас.
(Ребята говорят друг другу комплименты)
Вам завидую слегка.Вы здесь как одна семья.Ну, а я в лесу скучаю,Не с кем даже выпить чаю,
Т.к. верные друзьяВсе сбежали от меня:И котята, и мышатаРазбежались от меня.
III. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра .
Учащиеся вытягивают карточки, на которых Кошка, Мышка выражают какое-то одно настроение (радость, горе, самодовольство, испуг, агрессию, недовольство).Чтоб бабуле нам помочь,Выполните все точь-в-точь:Передайте настроенье,Что дано в изображенье.
IV.
Вы внимание, друзья,Уделите мне (любя).Научите, как мне быть,Чтоб со всеми дружно жить.
Что-то Леший рассердился,Водяной аж утопился.А Кикимора – подружкаБросила в меня лягушку!
“За жару ли, за пургу лиВсе бранят меня каргу.А во мне вреда не больше,Чем ромашек на лугу!”Ну хотите вам спою?
(Исполняется романс Бабы-Яги сл. Б. Заходера, муз. С. Важова).А теперь прошу, ребята,Без утайки про меняВсе сказать,Но… чтоб не зря!Ну-ка начинай, парнишка,Что во мне плохого? Слышь-ка!
(Ребята называют отрицательные качества Бабы-Яги).
Да, ребята от душиПро меня сказали вы,Что упряма и труслива,И ехидна, и спесива,И жадна я, спасу нет.Уж не мил мне белый свет.
Помогите же, друзья,Жить так не хочу ведь я!
Я загадки загадаю,А ответ на них не знаю.Коль ответ дадите вы,Легче жизнь пойдет Яги!
Ситуация 1
Друг Кащей серьезно оченьРассердился на меня:Доходягой и скелетомНазвала его, шутя.
Не дала попить водицыИ погреться у огня.Угостить его хотела –Только съела все сама.
Рассердился, толкнул дверьИ ушел… ко всем чертям.Что же делать-то теперь?Помириться как бы нам?
Ситуация 2
Опоздала я на шабаш.Что такого? Не пойму.Собиралась очень долго:Спать хотелось поутру.,Ну, подумаешь, кого-тоЯ нечаянно подвела,И Кикимора в болотеЗря весь вечер прождала.
Я же это не нарочно:Просто я поспать люблю.А кому-то, между прочим,И напакостить могу!
Что такого-то стряслось?Отчего бросает в дрожь?Иль опять я прокололась?Думать надо. Хошь не хошь.
Ситуация 3
Поручили мне однаждыНасушить дурман-травы.И несложное заданье:Полон лес наш муравы.
Той дурман-травой хотелиПолечить зверей больных,Чтобы звери пропотели,И хворь вышла бы из них.
Как назло ко мне с утраЗаявилася толпа.Поскакали на лягушках,Повалялись на подушках.
Одним словом, веселились:Чуть с избушки не свалились.Про задание, признаться,Я совсем забыла, братцы.
За такой пустяк друзьяРассердились на меня.Что я сделала не так?Не возьму я в толк никак!
Ситуация 4
Случай был еще такой:Очень даже он простой.Я гостила у Кащея,Отвертела себе шею.А причина-то была:Кусок зеркального стекла.Я же все-таки девица.Не стара я, молодица.Захотелось мне, признаться,На себя полюбоваться.Я тихонечко с собойУнесла его домой.
Ну зачем оно Кащею?Зеркало ведь мне нужнее.На его страшную рожуИ смотреть не каждый может.
Сделала ведь по уму?!А повесить не могу:Каждый скажет: “Вот те, на!Где ты зеркало взяла?”
Как же поступить-то, братцы?Может, лучше все ж признаться?
(Учащиеся предлагают решения, анализируя ситуации).
Слушала я вас, ребята,Бочку катите вы зря:Что ж, я только виновата,В этих случаях, друзья?
Ну, а вы куда смотрели?Почему не подсказали?Все вы вроде бы при деле.Я одна плоха меж вами?
Но надеюсь наша встречаПользу принесет всем нам.Оценили мы поступкиИ воздали по делам.
Только все-таки обидно,Даже выхода не видно:Неужели никогдаНе исправлюсь я, друзья?
“Ну случайно, ну шутя,Сбилась с верного путя.Да-к ведь я дитя природы.Пусть дурное, но дитя!”
Помогите стать милее,Веселее и честнее.Поделитесь же добром:К вам оно вернется в дом!
(обмен карточками, на которых написаны положительные качества: добро, ответственность и др.)
Вот теперь я буду знать,К чему стремиться в жизни.Еще не поздно жизнь начатьПо заповедям книжным.
И школа в этом вам не разПоможет выбрать путь.Подумайте о том сейчас,Ведь в этом жизни суть.
Отгадки подсказали мнеИ правильный ответ.Задумайтесь и о себе:В этом сказочный секрет!
Сказка ложь, да в ней намек,Добрым людям всем урок.Жизнь, бывает, нас калечит,Сказка учит нас и лечит,
Греет душу нежной лаской.Вот такая роль у сказки!
V. Домашнее задание – написать сочинение о своем любимом сказочном персонаже