«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Кирьянова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №15 с. Ивановского Кочубеевского района
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф. И. О. педагога: Кирьянова Ольга Алексеевна
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тип урока: урок открытия нового знания
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
« Анализ текста» (1 час)
Цели урока:
образовательные: повторение знаний о публицистическом стиле речи (подготовка к ЕГЭ), развитие умения анализировать текст публицистического стиля;
развивающие: формирование умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, умение создавать систему аргументов, развитие творческих способностей учащихся;
воспитывающие: воспитание у учащихся уважительного отношения к нашей планете, ее природе, людям.
Формирование УУД
- личностные: формирование экологической культуры; ценностного отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие
- регулятивные: уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации - познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Метапредметные связи: русский язык, литература, биология
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Ресурсы:
ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015
Опорный конспект «Написание сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)»
Основное понятие: тема, проблема
Этапы урока,
цель этапа,
время Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(1 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
.
Создает эмоциональный настрой на успешную сдачу экзамена по русскому языку.
Слушают учителя. Умение слушать и понимать речь других.
II. Организационный момент.(2 мин.)
Цели:
- организовать работу по определению темы и целей урока;
- мотивировать к пробному учебному действию. Сообщение цели урока.
Ключевые вопросы урока:
Прочитаем эпиграф и подумаем, о чем мы будем говорить на занятии? Что такое проблема? Выполняя какой вид работы, мы используем проблемные вопросы?
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?
Вопросы для обучающихся:
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Чем мы будем сегодня заниматься? Какова тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте тему урока.
Учитель озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей.
Определяют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Умение определять тему и цели урока, ориентироваться в своей системе знаний: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
III. Повторение. Композиция сочинения-рассуждения.(3мин.)
Цели:
-воспроизвести композицию сочинения- рассуждения,
- организоватъ работу по ОК Учитель задает вопросы по композиции сочинения- рассуждения. Вспоминают алгоритм написания сочинения-рассуждения по ОК
Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя опорный конспект.(ОК)
IV. Знакомство с новым материалом. Проблема текста.(12 мин.) Цели:
- организовать работу по определению проблемы текста,
-обдумать будущие учебные действия.
- Знакомит с определением «проблема текста», с типами проблем, способами формулирования проблемы. Слушают учителя. Работают с опорным конспектом.(ОК) Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
V. Решение учебной задачи.(5 мин.)
(Работа с заданием по определению типа проблем, с текстом стихотворения.)
Цели:
- организовать работу по определению типа проблем, по определению проблемы текста.
Создает эмоциональный настрой на успех.
Даёт задание на поиск в тексте нужных элементов. Анализируют проблемы и определяют их тип.
Определяют проблему текста. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
VI. Усвоение новых знаний. (15мин.)
Цели:
- напомнить правила работы в парах. Организует работу по анализу текста.
Организует взаимопроверку алгоритма решения задачи. Работают в парах. Ведут диалог. Оценивают определение проблемы текста и работу по алгоритму сочинения. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
VII. Включение в систему знаний. (4 мин.)
Цели:
- организовать работу над совершенствованием знаний и умений анализа текста. Организует применение ранее полученных знаний и новых для решения основной задачи урока.. Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на ОК. Организует проверку выполнения задания (в паре). Осуществляет выборочный контроль.
Анализируют текст, используя итоги работы над текстом Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задаёт вопросы, подводящие к выводу.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Отвечают на вопросы. Оценивают работу друг друга. Выражают мнение об уроке, тем самым делая вывод о своей причастности к проблеме, поднятой автором в тексте.
Продолжают итоговые предложения. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
IX. Задание на дом (1 мин) Диктует домашнее задание.
Дает комментарий к домашнему заданию. Слушают комментарий и записывают домашнее задание. Задают возникшие вопросы. Умение оформлять записи, слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, понимать информацию, представленную в различных формах;
Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах;
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные УУД: самоопределение смысла образования и нравственно этическая ориентация