Конспект урока по развитию речи на тему Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Конспект урока РР в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Цели урока: подготовить к написанию сочинения, преодолеть проблемы в написании вступления и аргументации; развивать мыслительную деятельность, творческие способности учеников; способствовать духовному росту, личностному становлению учеников.
Задачи урока: развитие коммуникативных способностей; повторение теории написания рассуждения; строения аргумента.
Д.з. Определить проблемы текста, авторскую позицию;
Определить по словарю слово «честь»;
Подобрать аргументы и примеры ко 2 части сочинения.
Ход урока.

Вступительное слово учителя.
Чтение исходного текста.
Работа над словом «честь», поиск ключевых слов в определениях, запись в рабочие материалы.
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Даль
Честь – моральное и социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе. Ушаков
Честь и достоинство – неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения, достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека.

Формулирование основной проблемы, формулирование второстепенной проблемы.
Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»; проблема верности своему слову (Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Как соотносятся верность слову и чувство чести?) Запись в таблицу
Определение авторской позиции.
Чувство чести – это чувство собственного достоинства, это нравственный стержень человека; для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность данному слову, в этом проявляется его чувство чести. Запись в таблицу.
Проблемы текста
Авторская позиция











Насколько актуально то, о чем пишет автор? Комментирование.
Работа над вступлением к сочинению. Работа над дидактической карточкой: анализ образцов, сочинение собственного вступления с использованием указанных приемов.
Чтение получившихся вступлений.
Собственное мнение и его аргументация. Главный принцип работы – рассуждение. Как строится рассуждение? Тезис – аргументация – вывод.
10.Что значит аргументировать свое мнение? Каковы источники аргументов? Какие они? Жизненный опыт: реальные события из жизни людей; собственные наблюдения и выводы; традиционно-исторический опыт.
Читательский опыт: художественная и историческая литература; СМИ; научно-популярная литература.
11. Как логически правильно построить аргумент? Работа над хрией. Дидактический материал. Изучение образца.
12. Подбор аргументов к сочинению.
Пословицы:
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не сильные лучшие, а честные. Честь и достоинство сильнее всего. Достоевский
Безмерное самомнение и самолюбие не есть чувство собственного достоинства. Достоевский
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь основа его подлинной чести.
Ларошфуко
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; Л.Н.Толстой «Война и мир»

13.Заключение. Виды заключений. Работа над образцами.
Д.З.написать сочинение.