Внеклассное патриотическое мероприятие Юные герои-антифашисты. Маленькие Герои Большой войны (5 — 9 классы)
МБОУ ВЕЛЕТЬМИНСКАЯ ШКОЛА
Внеклассное мероприятие, посвященное
Дню памяти юного героя-антифашиста
«Юные герои-антифашисты. Маленькие герои Большой войны»
(5 – 9 классы)
Подготовила: учитель истории
Давыд Ю.В.
Февраль, 2016
8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста
Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения, развивать и расширять кругозор.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, ИКТ, ресурсы интернет (вилеоролики).
Ход мероприятия
Учитель.
Слайд 1. Титульный «Юные герои-антифашисты. Маленькие герои большой войны».
Февраль – патриотический месяц:
2 февраля – День воинской славы, победа в Сталинградской битве,
15 февраля – День вывода советский войск из Афганистана,
21 февраля – День памяти Романа Зайцева,
23 февраля – День Защитника Отечества.
И еще есть одна дата, немного забытая нами – это День памяти юного героя-антифашиста, дата, посвященная детям, подросткам, молодым людям, чье маленькое сердце стало огромным и ненавистным к врагам.
Слайд 2.
Я слышу иногда:
«Не надо.
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И что о ней мы пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна…
(Ю. Воронов)
Слайд 3.
Ведущая 1.
22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия вместе со своими союзниками напала на СССР. ……На защиту Родины поднялись все — от мала до велика. Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. На оккупированной территории создавались партизанские отряды, куда вступал каждый, кто мог держать в руках оружие. Даже дети становились грозной силой для врага.
Ведущая 2.
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Она вместила в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог, кровь и пот, зной и холод. Тяжёлые военные будни.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною.
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Учитель
Дети и война — понятия несовместимые, а ведь в годы военного лихолетья и на хрупкие детские плечи легла тяжесть жизненных невзгод и бедствий.
Слайд 4.
Чтец.
А. Барто. «Глаза девчонки семилетней…»
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Чтец.
Война
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
Слайд 5.
Военная хроника «Дети и война».
Учитель.
В годы войны дети быстро взрослели: в свои десять — четырнадцать лет они уже чувствовали себя ответственными за судьбу своей Родины и старались ни в чём не уступать взрослым, которые пытались оградить их от опасностей. Одни из них присоединялись к воинским частям и становились сыновьями и дочерьми полков и были подчас незаменимы как разведчики, связные, медицинские сёстры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестёр, за сожжённые жилища – за все злодеяния, совершённые фашистами в оккупированных районах.
Слайд 6.
В тылу многие дети дежурили на крышах домов во время вражеских налётов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестёр. Днём и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы пахали, сеяли, собирали урожай.
Детей, оставшихся на оккупированной врагом территории, отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами немецких солдат. Зверства, творимые фашистами на родной земле, вызывали и у детей огромную ненависть к захватчикам и желание мстить врагу.
Слайд 7.
Ведущая 1.
Концентрационный лагерь - место для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы.
В фашистской Германии концентрационные лагеря – инструмент массового государственного террора и геноцида. Несмотря на то, что термин "концентрационный лагерь" использовался применительно ко всем нацистским лагерям, в действительности существовало несколько типов лагерей, и концентрационный лагерь был всего лишь одним из них.
Ведущая 2.
Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями. Были специальные лагеря смерти (уничтожения), где ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Эти лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в этих лагерях обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, превращавший в пепел по нескольку тысяч человек в сутки. К ним относятся Дахау, Майданек, Освенцим, Треблинка, Бухенвальд и другие.
Видео. Концлагеря второй мировой войны. (2:50)
Учитель.
Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались различными методами и средствами люди - 14 033 пункта. Из 18 млн граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в т. ч. и концентрационные лагеря, было уничтожено более 11 млн человек. (в т.ч. и дети).
Слайд 8.
Чтец.
Стихотворение «Мужчины мучили детей»
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Слайд 9.
Учитель.
Многие из ребят были удостоены высоких правительственных наград. Четверо из них стали Героями Советского Союза. Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей Родины, награждены медалью «За оборону Москвы». Более 15 тысяч ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда». Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите родины награждены орденами и медалями. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних сверстников, должен знать каждый из вас. Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, со своими привычками, наклонностями. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.
Вспомним их.
Слайд 10.
Ведущая 1.
I. Из истории даты.
8 февраля - день мужества и патриотизма.
День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций – 15-летнего французского школьника Даниэля Фери, протестовавшего против войны в Алжире (8 февраля 1962г.) и иракского мальчика Фадыла Джамаля, который умер в Иракской тюрьме от нечеловеческих пыток и не выдал своих товарищей фашистским властям Ирана (8 февраля1963г.).
Слайд11.
8 февраля 1943 года были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко и др., в захваченном фашистами Краснодоне.
Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодре, Пьер Грела, Люсьен Легро не предавшие своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.
Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
Слайд 12.
В 1964 году по инициативе московских школьников этот день стали посвящать памяти юных героев, которые погибли, сражаясь с фашизмом.
Учитель.
Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.
Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.
Слайд 13.
Ведущая 2.
Антифашисты времён ВОВ.
В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Учитель.
Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им одно общее имя – орлята. Орлята – это значит отважные, смелые.
Чтец.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Слайд 14.
Ведущая 2.
Набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко—фашистских захватчиков. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которые боролись с фашизмом. Много юных героев погибло за свободу нашей Родины. В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.
Чтец.
Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь…
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за отчизну постоять.
И в восемнадцатом,
И в сорок первом
Шли в бой они,
А рядышком порой
Шагал мальчишка,
Сверстник наш, наверно.
Ещё мальчишка,
Но уже герой!
Слайд 15.
Учитель.
Они сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Среди них пионеры-герои Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков.
Видео. Пионеры-герои. (3:59) (16 детей).
Слайд 16. Остальные пионеры-герои.
Лида Матвеева
Витя Коробков
Саша Кондратьев
Люся Герасименко
Боря ЦариковВалера Волков
Вася Коробко
Лида ВашкевичВолодя КазьминВитя Пашкевич
Коля ГойшикСлайд 17.
Чтец.
По рассказам и книжкам я знаю войну, Что сиротами сделала многих детей, Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я знаю войну. По рассказам и книжкам я слышу войну. Слышу грохот орудий и раненых крик.Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну. По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванный бомбами дом. Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом. По рассказам и книжкам я вижу войну. Я не знаю войны. Да зачем это мне? Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде Понаслышке лишь знали бы мы о войне.
Слайд 18.
Учитель.
В веках останется большой подвиг народа, который остановил черного призрака фашизма. И каждый человек на Земле должен сказать «нет» войне. Потому что большой подвиг достается большой кровью... Вечная память вершителям большого подвига, нашим дедам и прадедам! Вечная память нашим ДЕТЯМ! МАЛЕНЬКИМ ГЕРОЯИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ!
Чтец.
Люди, внимание!
Слушайте, граждане.
Сегодня живые говорят.
Пусть откликается каждое,
Каждое сердце на этот набат!
Вечная слава героям!
Вы думаете, павшие молчат?
О, нет! Неверно! Они кричат.
Пока еще стучат сердца живых,
И осязают нервы…
Вам, кому еще нет 16,
Вам, кто пока не знает,
Что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
Минута молчания.
Учитель.
На этом наше мероприятие окончено. Спасибо всем за внимание.