Урок литературы в 5 классе. В.М.Васнецова» Царевна- лягушка» И.Я.Билибин «Царевна-лягушка» ( есть два варианта»)


Читаем сказку - изучаем традиции.
Урок литературы в 5 классе.
В.М.Васнецова» Царевна- лягушка»
И.Я.Билибин «Царевна-лягушка» ( есть два варианта»)
Ход урока
К сегодняшнему уроку вы прочитали сказку « Царевна-лягушка». Кто знал эту сказку раньше? Как вы о ней узнали?
(Дети говорят, как правило, что она была им прочитана еще до изучения в классе).
А какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек.
… И начну у бабки
Сказку я просить:
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал…-
писал поэт Иван Суриков.
Рассматриваем картину В.М.Максимова «Бабушкины сказки»
Обращаем внимание, как внимательно слушают сказку не только дети, но и взрослые мужчины и женщины.
Случайно ли такое проявление интереса к сказке?
Сказки хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.
Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба- важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.
«Жениться- с людьми расплатиться»,- говорили наши предки, то есть выполнять свою обязанность.
Семья связывает настоящее с прошлым и будущем. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь» ни роду, ни племени». К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. Свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей( как воспитали, чему научили).
В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше- значит, опытнее.
Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдением этих правил строго следили.
Хранительницей очага и семейных преданий (мудрости) была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина- добытчик- понимал, что содержание семьи и дома он был обязан женщине. Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины.
Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки, пословицы, поговорки.
Записываем пословицы и поговорки о семье:
- Не красавицей дом держится, а умницей.
-В единстве сила.
-Вся семья вместе- душа на месте.
-Где любовь да совет, там и горы нет.
-Доброй женой и муж будет славен.
-Добрую жену взять- ни скуки, ни горя не знать.
-Лучший клад- когда в семье лад.
НЕ обошли вниманием тему семьи и живописцы.
(Обращаю внимание к репродукциям картин М.Шибанова»Празднество свадебного договора»; А.П.Рябушкина»Свадебный поезд в Москве»)
Вопросы для беседы.
-Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды народа на семью? Найди нужные эпизоды.
(«Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорить:-Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадет, там и ищите себе жену»
Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не хотят жениться. Они понимают, что создание семьи- необходимость.
-Как в сказке отражено уважение к старшим?
(«Иван- царевич… завернул хлеб в полотенце и понес к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.
Царь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Иван-царевич…»
-Сказка повествует о появлении трех молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой?
( Именно эта семья предстает перед нами примером семейного уклада. А Василиса Премудрая- это образ идеальной жены. Она приветливо встречает мужа, когда он приходит домой(«Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль услышал от отца слово недоброе?»): помогает Ивану-царевичу во всех его трудностях(«Не тужи, царевич, не горюй! Ложись-ка спать- почивать: утро вечера мудренее!»; она хорошая хозяйка, да и в обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу можно только позавидовать.)
Зачитываем сцену пира, обращаем внимание на антитезу(противопоставление), использующееся при описании Василисы и жен старших братьев.
Описание танца Василисы в сказке вдохновило художника Виктора Михайловича Васнецова, и он создал картину»Царевна-лягушка».
Рассматриваем ее репродукцию. Мы словно слышим звуки музыки, звуки бодрые, веселые, чистые. Это заплясала Василиса Премудрая, Царевна-лягушка. Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный стан отклонен назад, струятся по спине волосы, дробно постукивают каблучки туфель.
Как хороша сказочная царевна в своем древнерусском уборе с разхлетающимися от движения темно-зелеными, по-старинному свободными рукавами! Все в движении, все в лад ее смелому танцу!
-Что можно сказать о муже Василисы Прекрасной Иване-царевиче?
(Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушечью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью, погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя! В любом сложном положении, которых немало в жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его причины, не рубить сплеча).Домашнее задание. Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке( по выбору учителя).