План-конспект урока по биологии на тему Строение и общая характеристика сенсорных систем (9 класс)
Конспект урока по биологии
Тема: «Строение и общая характеристика сенсорных систем».
9 класс
Учитель биологии и химии
Семенюк Виталий Павлович
2014 г.
Тема: «Строение и общая характеристика сенсорных систем»
Цель:
сформировать представления об анализаторах как системах, включающих чувствительные нервные образования, воспринимающие действие специфических раздражителей из внешней и внутренних сред.
показать значение сенсорных систем в жизни человека, их высокую чувствительность к специфическим раздражителям.
рассмотреть сенсорные системы – слуховую, зрительную, равновесия, вкуса, обоняния; строение их отделов и выполняемые функции:
выяснить, какие причины могут вызвать нарушение работы сенсорных систем организма человека.
Задачи:
Образовательные – формирование представлений об анализаторах, определение их роли в познании окружающего мира;
Развивающие – развитие познавательной активности;
Воспитательные – формирование навыков работы в группе..
Методы: словесный: объяснительная беседа
Оборудование: рисунки учебника, книга.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) изучение нового материала
4) закрепление знаний
5) рефлексия
6) домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие
Проверка отсутствующих.
Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
Учащимся сообщаются цели и структура урока.
2. Актуализация знаний
Письменная проверка домашнего задания по теме: «Влияние алкоголя, никотина и токсических веществ на процессы развития».
3. Изучение нового материала:
Сегодня мы с вами начнем знакомство органам чувств, которые помогают нам воспринимать информацию из окружающей среды. Как вы уже знаете у животных это боковая линия, щупальца (пальпы), антенны (усики).
Ребята, кто может ответить что же такое сенсорная системы?
Просмотр учебного фильма «Сенсорные системы».
Общие сведения о сенсорных системах.
Сенсорные системы (анализатор)- это способность воспринимать информацию из внешней и внутренней среды с помощью специализированных структур нервной системы, а так же способствуют формированию ощущении.
Строение сенсорных систем.
Все сенсорные системы состоят из 3 отделов: периферического, проводникового и центрального.
Отделы Характеристика отдела. Функция виды
Периферический Представлен органом чувств. В состав входит рецепторы(спецелизированые клетки) Обеспечивает преобразование энергии раздражителя в нервные импульсы.
Защитная, опорная. По месту расположения:
1.внутренние
2.наружние
По строению и восприятию раздражителя:
1.механические(осязание,слух)
2.химические(вкус, обоняние)
3.терморецепторы(холод, тепло)
4. болевые (свет)
Проводниковый Состоят из чувствительных нервных волокон Доставляет информацию от рецепторов в центральный отдел сенсорной системы Центральный Расположен в коре больших полушарьев. Анализ поступившей информации.
Формирование соответствующих ощущений Раздражители - органы чувств(рецепторы) - центр в коре головного мозга
Виды органов чувств.
Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образуют органы чувств.
Как вы думаете сколько у человека органов чувств? (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус).
Так же у нас имеется и шестое чувство – чувство равновесия.
Наш мозг каждую минуту получает информацию: о напряжении мышц и натяжении сухожилий, о взаимоотношениях костей в суставах. Так же в мозг поступают сигналы о химическом составе крови, о давлении крови в сосудах.
Итак как мы уже знаем различают 5 видов чувств: зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, обонятельная,.
По ходу моего рассказа мы будем записывать.
Зрения – это вид чувствительности, который позволяет воспринимать форму, размер, цвет и яркость окружающих нас предметов. Она представлена органом зрения (глаз), зрительным нервом, зрительной зоной (затылочная доля кора больших полушарий).
Свет попадает на светочувствительные клетки глаза и вызывают в них возбуждения. Это возбуждение передается по зрительному нерву в кору больших полушарий. В затылочной доле возникает зрительное ощущения формы, окраски, величины и направления движения предметов.
Слух – вид чувствительности, обуславливающий восприятие частоты и силы звуковых колебаний. Слуховой анализатор состоит из периферической части – рецепторы внутреннего уха, внутреннего уха, проводниковой части – слухового нерва и центральной части- слуховой зоны и височной доле коры головного мозга.
Вестибулярная сенсорная система – обеспечивает пространственную ориентацию человека, изменении скорости и направления движений. Орган равновесия расположен во внутреннем ухе.
Вкус – это восприятие вкусовых свойств веществ, поступающих в ротовую полость. Рецепторы вкуса расположены в слизистой языка, на стенках ротовой полости, на небе, в глотке, на надгортаннике. Язык покрыт слизистой оболочкой, складки которой содержат вкусовые почки (мелкий чувствительный орган, расположенный на языке).
Вкусовая почка содержит хеморецепторы, которые чувствительны к 4 различным типам вкуса: сладкое (кончик языка), горькое (корень языка), кислое (боковые части языка) и соленое (средняя часть языка).
Возбуждение от рецепторов передается в височную долю коры, где находится центральная часть вкусового анализатора и формируется восприятие различных вкусов.
Обоняние – восприятие запахов различных веществ. Обонятельные рецепторы находятся в слизистой верхней и частично среднего носового ходов. От рецепторов импульсы по обонятельным нервам поступают в лобную долю коры, где находится центральная часть обонятельного анализатора, в котором происходит анализ ощущений запаха вдыхаемого вещества.
Вкусовой и обонятельный анализаторы
Ощущения вкуса и запаха связаны с действием химических веществ на специфические чувствительные клетки органов вкуса и обоняния. Восприятие вкуса и различных запахов является одним из наиболее эволюционно старых видов чувствительности и играет важную роль в жизни человека. Вкус и запахи дают ценную информацию о качестве пищи, окружающей среды, влияют на эмоциональное состояние человека и на его поведение.
Вкусовой анализатор. Периферический отдел вкусового анализатора представлен чувствительными вкусовыми эпителиоцитами, которые образуют вкусовые почки (луковицы). Одна вкусовая почка состоит из 10 – 30 клеток, несущих на своей поверхности микроворсинки. Вкусовые почки (их около 3000) располагаются в слизистой оболочке языка, мягкого нёба, зева, глотки, надгортанника. Особенно много вкусовых почек в области кончика и боковых поверхностей языка и в его нитевидных, грибовидных, листовидных, желобоватых сосочках. Вкусовые чувствительные эпителиоциты воспринимают сладкое, горькое, соленое, кислое или комбинации из этих четырех видов вкусовых раздражителей. Для воздействия на вкусовые клетки эти вещества должны быть растворены в жидкости. Растворителем в полости рта является слюна.
Возникшее во вкусовых чувствительных эпителиоцитах нервное возбуждение передается на нервные окончания чувствительных нейронов лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов. По центральным отросткам этих нейронов вкусовые нервные импульсы поступают в чувствительные ядра ствола мозга. Центральным звеном вкусового анализатора является кора на нижней поверхности полушарий большого мозга. В эти участки коры вкусовые импульсы поступают из чувствительных ядер ствола мозга.
Обонятельный анализатор. Человек ощущает запах вещества даже при незначительном его содержании в воздухе. Рецепторы, воспринимающие различные запахи, находятся в слизистой оболочке верхних отделов полости носа, на уровне верхней носовой раковины.
На свободной стороне каждой обонятельной клетки имеется до 10 – 12 обонятельных волосков (подвижных ресничек), увеличивающих обонятельную поверхность в 100 – 200 раз.
При вдохе содержащиеся в воздухе пахучие вещества попадают в полость носа, растворяются в слизи и раздражают реснички чувствительных обонятельных клеток. Чувствительность обонятельной зоны очень велика. Для возбуждения одной обонятельной клетки достаточно одной молекулы пахучего вещества. У большинства животных обоняние намного острее, чем у человека.
Центральные отростки обонятельных клеток (их аксоны) выходят из слизистой оболочки и образуют обонятельный нерв, идущий к мозгу через верхнюю стенку полости носа. Центральным отделом обонятельного анализатора является кора обонятельного бугорка и гиппокампа. Обонятельные импульсы поступают также в подкорковые ядра, поэтому обонятельные ощущения имеют эмоциональную окраску.
Значения органов чувств.
Как вы думаете какое значение имеют органы чувств?
1.воспринимают изменения окружающей среды
2.участвуют в образовании условных рефлексов, это позволяет организму ориентироваться и адекватно реагировать на изменения среды.
4.Общее закрепление знаний:
Ну а сейчас мы проверим как вы усвоили новый материал.
Проводим фронтальный опрос учащихся:
1.что такое анализаторы?
2.какие отделы анализаторов вы знаете?
3.какие виды рецепторов?
4.какие органы чувств вы знаете?
5.Рефлексия. Подведение итогов урока:
Что нового сегодня узнали на уроке.
Выставление оценок
6.Домашнее задание:
1. параграф 55
2. знать ответы на вопросы, после параграфа