РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Генетика человека с основами медицинской генетики» ( очное обучение )
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)
(ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
(наименование дисциплины)
34.02.01 «Сестринское дело»
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базового уровня среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Москва, 2017 год
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
« »
Протокол №
от « » 2016г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
Председатель цикловой методической комиссии_________/
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора, заведующий филиалом
_____________/
Подпись Ф.И.О.
«_____»____________2016 г.
Составитель: Маклаков И.А. Преподаватель высшей квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
Рецезент: Хачикян А.Б. Преподаватель первой квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 34.02.01 «Сестринское дело»
Базовый и углубленный уровень среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании специалистов сестринского дела, акушерского дела.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики» является составной частью П.00 Профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины по специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
Базовый и углубленный уровень среднего профессионального образования
Учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики» направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
- проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
- типы наследования признаков;
- методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;
- основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;
- основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;
- цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения с компетентностным подходом к обучению. 50% от аудиторного времени отводится на самостоятельное изучение теоретического материала.
При изучении теоретического материала учитываются внутрипредметные и межпредметные связи, которые формируют знания, умения и компетенции обучающихся, позволяют объединить знания общеобразовательных дисциплин в единое понимание естественнонаучных знаний и способствовать более осознанному и успешному освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин по профилю обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Профильная составляющая (направленность) общепрофессиональной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
Путем отбора дидактических единиц программы по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики», знание которых будет необходимо при освоении ПМ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общепрофессиональной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 60 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 40 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего): 60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
зачет 40
16
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.Решение задач на моделирование генетического кода.Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.
Составление и решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание.
Составление и решение задач, моделирующих наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пенетрантностью
Составление и анализ родословных схем.
Изучение типов наследования признаков
Составление реферата на тему: «Основные методы генетики».
Подготовка реферативных сообщений на тему: «Причины и сущность мутационной изменчивости».
Подготовка реферативных сообщений на темы: «Структурные аномалии хромосом», « Характеристика моногенных заболеваний».
Составить таблицу: «Характеристика моногенных заболеваний».
Подготовка реферата на тему: «Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и результаты».
Всего:
Подготовка домашнего задания:
Итого: 20
2
2
2
2
1
2
1
1
1
14
6
20 час.
При изучении каждого раздела дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
Все формы контроля рекомендуется проводить разными методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением итоговой оценки).
По окончании изучения дисциплины выставляется оценка, складывающаяся из:
1. оценки по теоретической подготовке;
2. оценки по практическим навыкам и умениям;
3. зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Наименование
разделов и
тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Введение
Цитологические и биохимические основы наследственности 10
Тема 1.1
Введение
Цитологические
основы
наследственности Содержание учебного материала:
Генетика человека – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость человека.
Медицинская генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость с точки зрения патологии человека.
Разделы дисциплины «генетика человека с основами медицинской генетики».
Связь дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» с другими дисциплинами.
История развития науки, вклад зарубежных и отечественных ученых. Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем.
Морфофункциональная характеристика клетки: общие понятия о клетке и ее функциях, химическая организация клетки; плазмолемма, цитоплазма и ее компоненты, органеллы и включения.
Клеточное ядро: функции, компоненты. Морфофункциональные особенности компонентов ядра в различные периоды клеточного цикла.
Строение и функции хромосом человека.
Кариотип человека.
Основные типы деления эукариотических клеток.
Клеточный цикл и его периоды.
Биологическая роль митоза и амитоза.
Роль атипических митозов в патологии человека.
Биологическое значение мейоза.
Гаметогенез.
2
1
Практические занятия:
Изучение кариотипа человека (нормального и аномального).
Изучение клеточного цикла; патология митоза. 2
2
Тема 1.2.
Биохимические
основы наследствен-ностиСодержание учебного материала:
Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Сохранение информации от поколения к поколению.
Гены и их структура.
Реализация генетической информации.
Генетический код и его свойства.
2 1
Практическое занятие:
Моделирование генетического кода. 2 2
Самостоятельная работа № 1
Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.
Решение задач на моделирование генетического кода.
2 2
Раздел 2.
Закономерности наследования признаков
12 Тема 2.1
Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие генов Пенетрантность и экспрессивность генов.
Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека.
Содержание учебного материала:
Сущность законов наследования признаков у человека.
Типы наследования менделирующих признаков у человека.
Генотип и фенотип.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия.
Пенетрантность и экспрессивность генов у человека.
Хромосомная теория Т.Моргана.
Сцепленные гены, кроссинговер.
Карты хромосом человека.
2 1
Практическое занятие:
Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. 2 2
Самостоятельная работа №2
Составление и решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание. 2 2
Тема 2.2.
Наследование групп крови и резус-фактора у человека.
Содержание учебного материала:
Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы.
Причины и механизм возникновения осложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью.
Причины и механизм возникновения резус конфликта матери и плода.
2 1
Практическое занятие:
Решение задач на наследование групп крови и резус-фактора. 2 2
Самостоятельная работа № 3
Составление и решение задач, моделирующих наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пенетрантностью. 2 2
Раздел 3.
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии 11 Тема 3.1.
Генеалогический метод. Близнецовый метод.
Биохимический метод.
Содержание учебного материала:
Особенности изучения наследственности человека как специфического объекта генетического анализа.
Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ.
Особенности родословных при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленным с полом наследовании. Близнецовый метод. Роль наследственности и среды в формировании признаков.
Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена веществ. 2 1
Практические занятия:
Генеалогический метод изучения генетики, составление и анализ родословных схем.
Близнецовый метод изучения генетики. 2 2
Самостоятельная работа № 4
Составление и анализ родословных схем.
Изучение типов наследования признаков. 2 2
Тема 3.2.
Цитогенетический метод.
Дерматоглифический метод.
Популяционно-статистический метод.
Имунногенетический метод.
Методы пренатальной диагностики.
Содержание учебного материала:
Цитогенетический метод. Основные показания для цитогенетического исследования. Кариотипирование – определение количества и качества хромосом. Методы экспресс-диагностики определения Х и Y хроматина.
Метод дерматоглифики.
Методы генетики соматических клеток (простое культивирование, гибридизация, клонирование, селекция).
Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга. Иммуногенетический метод.
Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентез, биопсия хориона, определение фетопротеина). 2 1
Самостоятельная работа № 5
Составление реферата на тему: «Основные методы генетики». 1 3
Раздел 4.
Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. 4 Тема 4.1.
Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. Содержание учебного материала:
Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Основные виды изменчивости.
Причины и сущность мутационной изменчивости.
Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные).
Эндо - и экзомутагены.
Мутагенез, его виды.
Фенокопии и генокопии. 2 1
Самостоятельная работа № 6
Подготовка реферативных сообщений на тему: «Причины и сущность мутационной изменчивости». 2 3
Раздел 5.
Наследственность и патология. 17 Тема 5.1
Хромосомные болезни
Содержание учебного материала:
Наследственные болезни и их классификация.
Хромосомные болезни. Количественные и структурные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клиника, цитогенетические варианты.
Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х, синдром дисомии по Y- хромосоме.
Структурные аномалии хромосом. 2 1
Практическое занятие:
Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям больных. 2 2
Самостоятельная работа № 7
Подготовка реферативных сообщений на темы: «Структурные аномалии хромосом», « Характеристика моногенных заболеваний». 1 3
Тема 5.2
Генные болезни.
Наследственное предрасположение к болезням
Содержание учебного материала:
Причины генных заболеваний.
Аутосомно-доминантные заболевания.
Аутосомно-рецессивные заболевания.
Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания.
У- сцепленные заболевания.
Особенности болезней с наследственной предрасположенностью. Моногенные болезни с наследственной предрасположенностью.
Полигенные болезни с наследственной предрасположенностью.
Виды мультифакториальных признаков.
Изолированные врожденные пороки развития.
Гипертоническая болезнь. Ревматоидный артрит. Язвенная болезнь. Бронхиальная астма и др.
Особенности наследования прерывистых мультифакториальных заболеваний.
Методы изучения мультифакториальных заболеваний. 2 1
Практическое занятие:
Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных. 2 2
Самостоятельная работа № 8
Составить таблицу: «Характеристика моногенных заболеваний». 1
3
Тема 5.3.
Диагностика наследственных заболеваний
Профилактика и лечение наследственныхзаболеваний.
Медико-генетическое консультирование
Практическое занятие:
1.Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний. Лабораторные методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические.
2.Виды профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний. Перспективное и ретроспективное консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию.
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний. Пренатальная диагностика (неинвазивные и инвазивные методы). Неонатальный скрининг. 2 2
Самостоятельная работа № 9
Подготовка реферата на тему: «Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и результаты».
1 3
Зачетное занятие 2
Всего:
54
Подготовка домашних заданий к учебным занятиям 6 ИТОГО: 60 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета генетики человека с основами медицинской генетики
Оборудование учебного кабинета:
Учебно- наглядные пособия:
1.Таблицы (плакаты):
- Строение клетки
- Хромосомы
- Нуклеиновые кислоты
- Репликация ДНК
- Биосинтез белка
- Генетический код
- Митоз
- Мейоз
- Половые клетки
- Кариотип человека
- Закономерности наследования признаков
- Виды взаимодействия между генами
- Наследование свойств крови
- Хромосомные аберрации
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных
- Хромосомные синдромы
2. Наборы слайдов «Хромосомные синдромы»
3. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями
4.Микропрепараты:
- Клетки крови человека
- Органоиды и включения
- Митоз в растительной и животной клетке
- Половые клетки
- Хромосомы человека
Модели:
ДНК
Строение клетки
Митоз, мейоз
Динамические пособия:
Биосинтез белка
Законы Менделя
Наследование групп крови
Хромосомная теория Моргана
Презентации по материалам лекций.
Обучающие и контролирующие компьютерные программы.
Видеофильмы.
Технические средства обучения:
1. Оверхед2. Мультимедийная система (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор)
3. Экран
4. Видеофильмы
5.Обучающие компьютерные программы
6. Контролирующие компьютерные программы
7. Микроскопы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Феникс Ростов –на- Дону, 2009. – 320 с.
2. Бочков Н.П. Клиническая генетика – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006.
2.Дополнительные источники:
Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Практикум по медицинской генетике.
Москва, АКАДЕМИЯ, 2003 г.
3.Атлас по цитогенетике. – М.:Мир, 1988.
4.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. – М.:Мир, 2002.
5. Под редакцией академии РАМН Бочкова Н.П. Медицинская генетика.
Москва, Издательская группа "ГЭОТАР – Медиа", 2008 г
6. Гнатик Е.Н. Генетика человека. Былое и будущее. Москва, URSS,
Издательство ЛКИ, 2007 г.
7. Савченко А.Ю., Рождественский А.С., Литвинович Е.Ф., Захарова Н.С.,
Шестирикова А.А. Основы медицинской и клинической генетики. Ростов-
на-Дону, "Феникс" Омск, ГОУ ВПО ОмГМАРосздрава, 2008 г.
3.Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)http://www.wwf.ruhttp://oopt.infohttp://www.info.mos.ruhttp://www.medicus.ruhttp://www.organicconsumers.orghttp://games.goadrich.com4. Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.
5. Сборники тестовых заданий и ситуационных задач
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формируемые общие компетенции и профессиональные компетенции
Умения Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
Решение ситуационных задач.
Ведение деловой игры. Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
Решение ситуационных задач.
Ведение деловой игры.
Проверка тезисов профилактической беседы.
Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.
Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий. ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
Решение ситуационных задач.
Ведение деловой игры.
Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.
Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий. ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Знания Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.
Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий.
Индивидуальный и групповой опрос.
Биохимические и цитологические основы наследственности
ОК.1-5
Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Типы наследования признаков Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения
ОК 1-5
ОК 8
ОК 11
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1-2.3
ПК 2.5-2.6