Конспект урока «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Урок музыки в 5 классе
Педагог: Емельянова Наталья Анатольевна
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении», урок № 17
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
направленные на достижения личностных результатов:развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
направленные на достижения предметных результатов:знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Тип урока: освоение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Музыкальные произведения:
Фрагмент из оперы «Снегурочка» пляска скоморохов.
М. Дунаевский «Лев и брадобрей».
Видеофрагменты:
Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
Опера «Садко», Н.Р-Корсаков.
3. Балет «Золушка» С.С.Прокофьев.
Структура и ход урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
Слайд 2
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Слайд 3
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 4
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Слайд 5
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Слайд 6
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Слайд 7
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? Слайд 8
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. Слайд 9
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства. Слайд 10
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
У: Посмотрите внимательно и скажите, к каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?
Слайд 11 Опера «Снегурочка» - автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.
У: Послушайте фрагмент оперы «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи? Скоморохи – это музыканты, народные стихотворцы. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – на Троицу. Когда народ собирался на праздник, тут и являлись скоморохи с бубнами и струнными гудками.
Слайд 12.
Слайд 13. Опера «Садко» - Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Опера «Садко» написана на сюжет новгородской былины «Садко».
У: Послушайте и посмотрите фрагмент оперы «Ария Садко». Что такое ария? Ария – главная музыкальная характеристика героя оперы (раскрытие душевных переживаний), исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные.
Ой, ты темная дубравушка,
Расступись, дай мне дороженьку –
Сквозь туман, слезу горючую,
Я не вижу света белого.
Всколыхнись ты трость дерево, -
Разбуди-ка Ильмень озеро
Людям стали уж не надобны,
Мои гусельки яровчаты.
Слушай, ты волна зыбучая,
Ты раздольице широкое,Про мою участь горькую,
Да про думушку заветную.- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
Слайд 14.
Слайд 15. Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич Чайковский.
У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
У: Послушайте фрагмент балета «Адажио». В балете адажио — танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов, являющий собой центральную часть произведения.
Слайд 16. Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Балет написан на сюжет сказки французского писателя. Шарля Перро «Золушка».
Послушайте фрагмент балета из сцены «Воспоминание». Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»? (волнение, радость, восторг, мечта)
У: Молодцы, справились с заданием.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
Физкультминутка
У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры есть в ближайшем от нас городе Магнитогорске.
Слайд 17.
Драмати́ческий теа́тр им. А. С. Пу́шкина — старейший театр г. Магнитогорска. История театра уходит своими корнями в историю города, когда в 1932 году на базе агитбригады был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи.
В 1935 году Магнитогорский театр рабочей молодёжи был преобразован в Драматический театр Магнитогорска, а в 1937 году ему было присвоено имя А. С. Пушкина
Слайд 18
Магнитого́рский теа́тр о́перы и бале́та — государственный музыкальный театр Магнитогорска. Является самым молодым из трех театров города. Театр был открыт в марте 1996 года. Первой постановкой была опера «Кармен» Ж. Бизе.
Слайд 19
Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» — магнитогорский театр, один из известнейших кукольных театров России.
В январе 1972 исполком Магнитогорского горсовета принял решение о создании в городе театра кукол.
Первым поставленным спектаклем стали «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей», премьера которого состоялась 7 февраля1973 года — этот день театр считает днём своего рождения. Сразу после появления на свет театру было передано небольшое здание по проспекту К. Маркса.
Уже в первые годы своего существования театр Буратино стал популярным благодаря таким спектаклям, как «Айболит против Бармалея», «Три мушкетера», «Маугли».
В феврале 1999 театр переехал в новое помещение на улице Б. Ручьёва и получил новый зрительный зал на 210 мест.
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр
Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то твоё настроение будет безнадёжно испорчено. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе.
Правила поведения в театре:
• В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
• У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
• В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
• Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
• Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
• Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
• Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
• Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.
• В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
• Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
• Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.
Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Раздаются памятки.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
У: Ребята, кто из вас знает, кто такие были таперы?
У: Тапёр — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.
Слайд 20
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Слайд 21
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.
( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Слайд 22
Прослушивание песни. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей».
1
Жил да был Брадобрей,На земле не найти добрей,Брадобрей стриг и брил зверей.После той чудесной стрижкиКошки были, словно мышки,Даже глупые мартышкиПоходили на людей.припев:Это было прошлым летом,В середине января,В тридесятом королевстве,Там, где нет в помине короля.2Как-то раз встретив льва,Брадобрей оробел сперваИ с трудом подобрав слова,Он сказал весьма учтиво.Чтобы быть всегда красивым,Надо стричь усы и гривуВ год примерно раза два.3Что же было потом,Ясно всем, кто со львом знаком,Стричь его, что играть с огнём,Продолжать рассказ не будем.Лев, остриженный как пудель,Съел беднягу, словно пудинг,Съел со всем инвентарём.
А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» Слайд 23
2. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Слайд 24
3. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» Слайд 25
4. «Чип и Дейл» Слайд 26
Этап рефлексии.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
делает популярными произведения композиторов,
показывает мастерство певцов и музыкантов.
Слайд 27
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки. Слайд 28 Домашнее задание. Знать понятия. Повторить песню «Лев и Брадобрей»