Урок музыки Музыка в театре, кино и на телевидении


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №52















Учитель музыки: Тарасова С.Н.



















2016 г.


Открытый урок музыки в 5 классе

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.


Задачи:
Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Технические средства: компьютер, проектор, аккордеон
Видеоряд:
Портрет композитора Д. Шостаковича.


Музыкальные произведения:
Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Балет Чайковского «Лебединое озеро»
А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
Е. Крылатов Песенка друзей


Литературные произведения:
Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
А. Толстой «Золотой ключик»


Видеофрагменты:
Кинофильм «Приключения Буратино»






















Ход урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход под музыку и музыкальное приветствие

Организационный момент.
У: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Но чтобы нам войти в зал, давайте приобретем билеты.
(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.

1.Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер).

2.Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? ( режиссер)


3.Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ( балерина)

4.Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)

5.Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)

У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
Дети О театре ,кино и тв
У: Да конечно о театре, кино и телевидении. И какая же тема сегодняшнего урока?

Конечно :Музыка в театре, кино и на телевидении.
А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.
Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
У: Посмотрите внимательно и скажите, к каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?
Опера «Снегурочка» - автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.
У: Послушайте фрагмент оперы «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи? Скоморохи – это музыканты, народные стихотворцы. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – на Троицу. Когда народ собирался на праздник, тут и являлись скоморохи с бубнами и струнными гудками.

Опера «Садко» - Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Опера «Садко» написана на сюжет новгородской былины «Садко».
У: Послушайте и посмотрите фрагмент оперы «Ария Садко». Что такое ария? Ария – главная музыкальная характеристика героя оперы (раскрытие душевных переживаний), исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. 
Ой, ты темная дубравушка,
Расступись, дай мне дороженьку –
Сквозь туман, слезу горючую,
Я не вижу света белого.
Всколыхнись ты трость дерево, -
Разбуди-ка Ильмень озеро
Людям стали уж не надобны,
Мои гусельки яровчаты.
Слушай, ты волна зыбучая,
Ты раздольице широкое, Про мою участь горькую,
Да про думушку заветную. - Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? 

Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич Чайковский.
У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
У: Послушайте фрагмент балета «Адажио». В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] адажио танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов, являющий собой центральную часть произведения.
Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Балет написан на сюжет сказки французского писателя. Шарля Перро «Золушка».
Послушайте фрагмент балета из сцены «Воспоминание». Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»? (волнение, радость, восторг, мечта)
У: Молодцы, справились с заданием.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

физкультминутка

У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры есть в ближайшем от нас городе Новочеркасске, Ростове?

Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) основан в 1825 году. Наряду с императорскими театрами - единственный в России театр, имевший государственный статус. Состоял на содержании Всевеликого Войска Донского.
 Новочеркасская публика с первых дней существования театра знакомится с творчеством ведущих провинциальных актеров России. Среди зрителей театра А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И. Пущин и др. Сцена Новочеркасского театра определила путь многих видных актеров и режиссеров. Здесь играли М. Щепкин, Н. Рыбаков, Г. Федотова, М. Савина, П. Стрепетова.
 В Новочеркасске впервые на провинциальной сцене был поставлен спектакль «Плоды просвещения» по пьесе Л. Толстого.
 В 1964 году Новочеркасскому драмтеатру присвоено имя Веры Федоровны Комиссаржевской.

 В 1991 году театр получил второе название - «Казачий драматический театр». Одна из главных задач театра - возрождение казачьей культуры. В театре была создана творческая лаборатория по постановке спектаклей о казачестве - «Пугачев» , «Атаман»
  В 1999 году театр вошел в рейтинг лучших организаций культуры и театральных коллективов России и был награжден специальным отличительным призом «Гран-При».

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?
Знакомит с правилами поведения в театре.
Правила поведения в театре:
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор попроси капельдинера уладить это недоразумение.
Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
Во время спектакля не разговаривай впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.
В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, не мешай другим зрителям.
Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успеваю

Раздает памятки.

У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стала «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыкнты», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим.

4 этап урока.

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Песенка друзей».

5 этап урока.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
Анализ:
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»
2. «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Анастасия Болдырева. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса Заплавской средней школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
Любите ли вы слушать музыку?
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что ученики, родители и учителя любят и слушают музыку разных жанров. Любят смотреть разнохарактерные передачи и считают что музыкальных передач должно быть больше!

Благодарю за внимание!


У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки)

Наш урок подошел к концу
. рефлексия
На обратной стороне билета напишите:
1. Какой был главный вопрос урока?
2. Какие произведения сегодня звучали на уроке?
3. Какие задания вызвали затруднения?
4. Какие задания показались интересными

Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки. Д/З:
Открытый урок музыки.Музыка в театре, кино
и на телевидении.