Конспект урока по музыке Музыка в театре, в кино, на телевидении


Тема урока Музыка в театре, в кино, на телевидении
Учитель Шаповалова Жанна Владимировна
Тип урока Урок получения новых знаний.
Цели:
Обучающая: Изучить  особенности музыки для театра и кино.
Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.
Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся
Задачи:
Направленные на достижения личностных результатов:развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
Направленные на достижения метапредметных результатов:освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
Направленные на достижения предметных результатов:знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Ресурсы, оборудование и материалы
1. ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.
2. Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».
3. Фонохрестоматия.
4.Презентации Microsoft Power Point 2007.
5. АМО «Фруктовый сад» - 2 плаката с нарисованными деревьями, шаблоны яблок и лимонов.
6. АМО «Что сначала, что потом» - таблицы с надписями этапов урока.
7. АМО «Корзина чувств» - лист бумаги формата А4 с надписью «МУЗЫКА».
8. АМО «Снежки» - листы бумаги формата А4 (по количеству обучающихся)
Список учебной и дополнительной литературы
1.Учебник «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская
Москва «Просвещение» 2015
2.Гайдай Н.П. «Технология АМО и ФГОС»
3.Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов. Технологии АМО»
Дидактическое обеспечение урока 1. Раздаточный материал: карточки - задания, смайлики.
2. Шаблоны яблок и лимонов.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
«Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/Сайт: www.uchkopilka.ruДополнительная необходимая информация Презентация «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Ход урока:
Этапы урока Ход урока Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
- инициация (приветствие) - Здравствуйте! Я рада видеть Вас! Как ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, «поздоровайтесь» пальчиками. Желаю (большой) успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй! (вся ладонь)
(Слайд 1)
АМО «Здравствуй, друг»
Цель: создать эмоциональный настрой.
Приложение1,2
- вхождение или погружение в тему (целеполагание) -А теперь я попрошу вас сказать о чем пойдет речь сегодня на уроке, для этого вам нужно отгадать загадки:
1.Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На...
Ответ: Сцене
2.Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...
Ответ: Актер
3.Там можно посмотреть мультфильмы,Журналы, клипы, кинофильмы.Идём туда мы целым классом.Там – хорошо, там просто – классно!Там что-то не были давно,Пора бы посетить …
Ответ: КиноВот так дом: Одно окно,Каждый день В окне—кино.Живет в нем вся Вселенная,А вещь — обыкновенная.Ответ: Телевизор
(Слайд 2)
Дети говорят отгадку.
Верно.
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о музыке, о театре и кино.
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Для этого нам необходимо составить план работы на уроке и поставить определенные цели к каждому этапу урока.
-На доске вразброс прикреплены таблички. Распределите их, составьте план урока, поставьте цели к каждому этапу:
1. Давайте вспомним
2. Обсудим вместе
4. «Открытие нового знания»
5.Закрепление
6. Итог урока. Рефлексия
7. Домашнее задание
-Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о музыке, театре, познакомимся с особенностями музыки в данных видах искусства.
(Слайд 3)
- Запишите тему урока: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
(Слайд 4). 
АМО «Загадка»
Приложение 1
Цель:
нацелить учащихся на осознание предстоящей темы урока;
мотивировать учащихся на изучение данной темы.
АМО Игра «Что сначала, что потом»
Приложение 1
Цель: научить обучающихся планировать предстоящую работу
АМО «Презентация»
Приложение 1
Цель: развитие ассоциативного мышления учащихся
Задачи: выявить, сформулировать тему, цели урока.
- определение ожиданий и опасений обучающихся -Перед вами яблоки и лимоны. Запишите свои ожидания от сегодняшнего урока на яблоках, а опасения – на лимонах. Прикрепите их к соответствующим деревьям. Учитель их озвучивает.
В конце занятия мы вернёмся к вашим яблокам, лимонам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. АМО «Фруктовый сад»
Приложение 3
Цель:
Самостоятельно сформулировать свои ожидания и опасения от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Фаза 2. Работа над темой.
- дидактическая
игра Я вас попрошу разделиться на 2 группы. У каждого из Вас на спинке стула есть нотки. От нотки «До» до нотки «Ми» - 1 группа, от нотки «Фа» до нотки «Си» - 2 группа (каждая группа получает карточки – задания, вспоминают как можно больше мелодий и песен из фильмов, затем, обмениваются карточками.)АМО Игра по группам
«Музыкальный калейдоскоп»
Приложение 4
Цель: развитие ассоциативного мышления учащихся
- проработка содержания темы - Ребята, какое значение имеет музыка в кино?
-д: Может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)
- Сейчас я вам предлагаю произвольно разделиться на группы, придумать небольшую импровизацию на тему «Танец цветов» и показать всем ребятам, но только при помощи движений и выражения лица, без музыкального сопровождения.
(обучающиеся выполняют задание).
- А теперь добавим звук,
(просмотр Видеофрагмента из балета «Щелкунчик»), повторим вашу импровизацию под музыку. Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка? Кто автор данного произведения? (П.И. Чайковский)
(Слайд 5)
- Ребята, вы обратили внимание на мимику наших артистов, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Как называется такое искусство?
-Верно, пантомима. Благодаря мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене.
Слайд 6
-Какое значение имеет музыка в опере и балете?
-Верно. В опере поют, в балете под музыку танцуют.
-А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
-Правильно. Они просто не смогут существовать без музыки, потеряют свою красоту и выразительность.
- Какое же место занимает музыка в этих жанрах, какова её роль?
- Молодцы. Музыка играет главную, основную роль!
АМО Ролевая игра по группам "Импровизация"
Приложение 5(Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»)
Цель: Научить:
-взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
-работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
-вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
-полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.
- разминка (релаксация) -А сейчас, ребята, мы немного с вами отдохнем, поиграем в игру «Снежки». Попрошу вас построиться в две шеренги. 
Я раздам каждому по 2 листа бумаги. Нужно слепить снежки (бумага плотно скатывается в комок). Я включаю музыку, вы должны забросать команду соперников снежками. Я выключаю, музыку все должны остановиться. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. АМО "Снежки"
Приложение 6
Цель: снять напряжение; привить навыки здорового образа жизни.
Музыкальное сопровождение (Приложение 7)
- проработка содержания темы - А сейчас я предлагаю 1 ряду составить кластер «Опера», 2 ряду – кластер «Театр».
(выполнение задания)
(Слайд 7) АМО Кластер «Опера», «Театр»
Приложение 1
Цель: Актуализация знаний обучающихся.
Повторить пройденный материал по теме «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Фаза 3. Завершение образовательного процесса
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Учитель предлагает вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений.
-Если ваши опасения не подтвердились и вам было уютно и комфортно на уроке, то яблоки «созрели», их можно снимать с дерева. Ученики подходят к дереву и снимают яблоки.
-Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет различные роли:
1.Служит музыкальной характеристикой героев;
2. Создает атмосферу действия;
3.Показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам;
4.Создает национальный колорит;
5. Делает популярными произведения композиторов;
6. Показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки)
-Сейчас я предлагаю вам вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день мы провели в кино, на телевидении, в театре. Попрошу вас ответить на вопросы:
– Больше всего мне понравилось…
– Я бы еще посетил…
– Мне не хватило …
– Хотелось бы еще заглянуть… (слайд 8) АМО «Виртуальный поход»
Приложение 1
Цель: Научить анализировать заданную тему
Учитель предлагает ученикам оценить результат своей деятельности на уроке.
-Смайлики-индикаторы поместите на лестницу успеха (слайд 9) АМО «Лестница успеха»
Приложение 1
Цель: оценить своё участие в работе.
-домашнее задание Домашнее задание
Учебник, стр. 67 (слайд 10) Учитель конкретизирует домашнее задание