Урок русского языка 2 класс Тема: БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ

Урок русского языка
2 класс
Тема: БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ
Цели: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Запись на доске: Рр Гг Вв
- На какие две группы можно разделить записанные буквы? (Строчные и прописные.)
- Для чего нужны строчные буквы? Прописные? Записать цепочки строчных букв на одной строке.
ргв гвр вгр врг
На другой строке записать заглавные буквы: РГВ ВГР ГРВ ГВР
II. Работа над темой.
1. Отгадать загадки, а отгадки записать.
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
Колосится в поле рожь...
Там во ржи цветок найдешь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
3) В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)
Что можно сказать о записанных словах? (Существительные,неодушевленные, единственное число, женского и мужского рода.)
С какой буквы пишутся эти слова? (С маленькой.)
Почему? (Это имена нарицательные.)
Это интересно
Василек. Цвет василька словари определяют по-разному: светло-синий, темно-голубой, ярко-голубой... А все потому, что цвет васильков меняется в разную пору цветения.
Груша. Общеславянское слово, образованное от того же корня, что и глагол крушить. В диалектах «грухать» означает «мять», «раздроблять». А может, груша названа так по «крупитчастости» плодов. Ведь крупа, кроха, крушить - близкие родственники.
Ромашка. Собственно русское образование, наверное, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман - Ромашка, Иван -Ивашка). Иногда ромашку связывают со словом румяный, мол, настой этих цветов сделает лицо бархатистым и румяным.
- Могут ли быть эти слова именами собственными?
2. Прочитайте рассказ. Объясните, как нужно написать слова, которые заменили рисунками?
На доске записан текст.
Меня зовут Света, а мою сестру (Роза). Есть у меня братишка (Василек). Вечером мы пошли к бабушке. Ее зовут (Груша). Василек подарил бабушке (васильки, ромашки, розы). Бабушка угостила нас и .
(Дети находят карточки со словами, развешанные по классу: роза, Роза, василек, Василек, ромашка, Ромашка, груша. Груша, яблоки.)
В каком случае имена нарицательные могут стать именами собственными? (Когда эти слова будут обозначать имена.)
Сегодня мы продолжим работу по теме: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях».
III. Работа с учебником.
1. Упражнение 88, с. 42 - коллективный разбор.
Физкультминутка
Я возьму мяч большой,
Подниму над головой,
Прогну спину И мяч кину.
2. Упражнение 90, с. 43 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
- Что должны помнить о написании заглавной буквы в словах?
Домашнее задание: упражнение 85 и упражнение 91, с. 44.

15